Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Алексей БАРИНОВ: «Решение социальных вопросов северян – главная задача власти»

- Алексей Викторович, вся Ваша жизнь неразрывно связана с добычей нефти, созданием крупных компаний. Вместе с тем, Вы один из немногих специалистов, которые имеют опыт государственной службы. Какие, на ваш взгляд, задачи стоят сейчас перед властью в вопросах региональной политики? - Большая часть моей жизни как специалиста-производственника, политика и государственного служащего связана с Русским Севером. Я всегда говорю это слово с большой буквы, так как трудно переоценить тот вклад, который внес Север (или как у нас говорят, Севера) в развитие страны. Разработка и добыча нефти и газа дали колоссальный толчок развитию нашей страны в 60-70-е годы, когда во многом был создан тот запас прочности, который позволил России пройти через все сложности и трудности начала 90-х. К сожалению, на определенном этапе Север перестал восприниматься как единый промышленно-хозяйственный комплекс. Под лозунгом «экономической целесообразности» произошли катастрофические разрушения инфраструктуры многих северных регионов. В результате заброшенными оказались десятки городов и деревень, прекратили свое существование многие транспортные коммуникации. И коренной перелом в отношении государства к проблемам Севера произошел после избрания президентом России В.Путина. - Алексей Викторович, это не слишком ли конъюнктурно звучит? - Я сейчас говорю абсолютно откровенно и искренне, но именно с выборами В.Путина на пост президента России мы наконец-то увидели качественно новый подход власти к проблемам нефте- и газоводобывающей отрасли и Севера в целом. Для многих из моих коллег глубокое знание и понимание главой государства специфических проблем нефтегазовой отрасли стало настоящим открытием. Мне, например, очень хорошо запомнилось выступление президента на Всероссийском совещании по развитию топливно-энергитического комплекса в 2000 году в Сургуте, когда было ясно и четко поставлена цель по выработке стратегии развития отраслей топливно-энергетического комплекса. В ходе этого совещания В.Путин показал не только прекрасное знание проблем отрасли, но и говорил с нами на одном профессиональном языке. Для нас, нефтяников, сформировавшихся и выросших в условиях Советского Союза, когда государственные приоритеты были на первом месте, услышать такое от президента страны стало лучшим знаком того, что страна стоит на пороге кардинальных перемен. Россия – это единый и целостный организм, и поэтому большая часть моих коллег восприняла слова президента как руководство к действию по укреплению нашего государства. Сейчас, на мой взгляд, крайне важно создать эффективно функционирующую систему управления страной, объединяющую федеральную власть, регионы и крупный бизнес. Необходимость подобного рода действий хорошо видна на примере Ненецкого автономного округа. - О чем идет речь? - Ненецкий автономный округ является одним из крупнейших «природных кладовых», формирующих «стратегический запас России в XXI веке». На территории НАО сосредоточены запасы углеводородного сырья (порядка 850 миллионов тонн нефти и 500 миллиардов кубометров газа), освоение которых позволит дать качественный толчок не только развитию региона, но и всей страны. Когда нынешний губернатор Санкт-Петербурга Валентина Ивановна Матвиенко (тогда полномочный представитель президента России в СЗФО) пригласила меня на должность главного федерального инспектора по НАО, я понимал, что иду в команду президента России реализовывать президентскую программу по подъему российской экономики и укреплению государственности власти. Я считал и сейчас считаю, что только комплексный подход к развитию регионов, создание на базе единых промышленно-хозяйственных комплексов позволит России достойно войти в новую постиндустриальную цивилизацию. За примером далеко ходить не надо. По целому ряду причин объективного и субъективного свойства экономический потенциал НАО оказался недостаточно востребован. Вместе с тем мы видим, как Санкт-Петербург не только возвращает свой статус второго по величине промышленного центра России, но и превращается в новый финансовый, интеллектуальный и инвестиционный центр европейского масштаба. Убежден, что объединение ресурсов и потенциалов НАО и Санкт-Петербурга отвечает не только региональным, но и общефедеральным интересам. - Сейчас много говорят о возможном объединение НАО и Архангельской области. Каков Ваш взгяд на эту проблему? - Тема не простая и, на мой взгляд, излишне политизированная. Население округа слышит громогласные, порой, взаимоисключающие заявления, и у многих складывается впечатление, что от их мнения ничего не зависит. Любой вопрос, а уж такой важный, как объединение двух регионов, требует экономической, политической и юридической проработки, а главное – кропотливой и постоянной разъяснительной работы с населением. Если политики ставят вопрос о необходимости объединения, то говорить об этом надо не со страниц газет, а напрямую с людьми, тем более, что количество проживающего в НАО населения позволяет это сделать. Мой опыт производственника, «государственника» говорит о том, что вопрос об укрупнении ряда субъектов Федерации назрел, но в каждом конкретном случае это необходимо решать исходя из гармоничного сочетания интересов населения и власти. - Вы долгое время руководили одной из ведущих в регионе нефтедобывающих компаний. Не секрет, что во взаимоотношениях нефтяников и НАО не все было гладко… - Да, действительно на государственную службу я пришел из одной из ведущих дочерних компаний «ЛУКОЙЛа» - «Архангельскгеологодобычи». Не все было гладко. Округ не мог жить в отрыве от всех происходящих в стране процессов, и в целом ряде случаев взаимоотношения мои как руководителя АГД и власти округа, подчеркиваю – власти, а не населения, были далеки от идеальных. Говорить о том, кто прав, а кто виноват, считаю сейчас неправильным, так как надо идти вперед, делая выводы из прошлого. Мне кажется, что нам за прошедшие десять лет удалось построить социально ориентированную модель взаимоотношений компании с жителями округа. Сейчас очень модным стало говорить об использовании западного опыта, и это правильно, но и мы сами за эти годы наработали достаточно положительного, чтобы перейти к качественно новой власти, жителей крупного бизнеса. - Поясните, о чем идет речь… - К сожалению, со стороны отдельных политиков, некоторых моих коллег-нефтяников, по отношению к НАО продолжает доминировать подход, когда округ воспринимается исключительно как объект нефтедобычи. Многие считают, что главной задачей является добыть в два-три раза больше нефти и газа. Этот подход в корне неверный: он обрекает не только НАО, но и страну в целом на роль «сырьевого придатка». Мировой опыт показывает, что экспорт сырья для любой страны – тупиковый путь. Используя сложившуюся благоприятную экономическую конъюнктуру, необходимо переходить к развитию нефтехимической промышленности, энергетики, развивать сопутствующие производства. Надо развивать и финансовые рынки, тесно связанные с рынками углеводородного сырья, и здесь я опять-таки повторюсь, нам крайне важно наладить эффективное и взаимовыгодное сотрудничество с Санкт-Петербургом. Все это требует комплексного подхода к развитию региона, который позволит объединить решение задач общегосударственного характера с задачами региональными. Повышение благосостояния населения, создание территориально-промышленных комплексов, объединяющих несколько регионов, является одним из наиболее эффективных инструментов повышения благосостояния населения, а, следовательно, и сохранение единства России. - Алексей Викторович, Вы подняли крайне важный и, наверное, один из самых острых для современной России вопросов – сохранение единого экономического и политического пространства, противодействие сепаратизму. Как Вы видите решение этой задачи? Часто можно слышать, что создаваемая сейчас система неконкурентоспособна, что это- «возврат в прошлое»… - Принципиально с этим не согласен. Новая система власти, о создании которой заявил президент, является не только политически, но и экономически обоснованной и целесообразной. Давайте посмотрим на проблемы нашей страны с позиции взаимоотношения власти и бизнеса. Я уверен, что, только создав единые центры управления, объединив ресурсы государства, федеральной и местной власти, крупного бизнеса, можно создать конкурентоспособную модель развития экономики, где интересы федеральные не противоречат, а, наоборот, гармонично сочетаются с интересами региональными. Это, кстати, и один из наиболее мощных инструментов против сепаратизма, инструмент обеспечения национальной безопасности. В настоящее время мною вместе с моими коллегами разработана Программа социально-экономического развития Ненецкого автономного округа. В этой программе, на мой взгляд, нашел свое отражение весь опыт, который был наработан во время работы в крупном бизнесе, на государственной службе, в политике. - Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее, ведь насколько я знаю, применительно к НАО подобного рода документа еще не разрабатывалось. - Здесь вы не совсем правы. Да, в виде целостного и законченного документа Программы развития НАО, насколько я знаю, не существует, однако за последние 10 лет было создано немало интересных работ, касающихся проблем Севера, которые во многом актуальны и для нашего округа. В современных условиях главным приоритетом в развитии НАО должно стать использование доходов, получаемых от добычи природных ресурсов, для создания крупных инфраструктурных проектов, преодолевающих сырьевую ориентированность округа и создающих необходимый «запас прочности» для экономики округа на случай колебания цен на энергоносители. Это развитие нефтехимии и энергетики как на территории сопредельных регионов, например Архангельской области. И поверьте, как только жители сопредельных регионов почувствуют положительные моменты интеграции, увидят реальное превращение НАО и Архангельской области в единый промышленно-хозяйственный комплекс, многие вопросы будут звучать по-другому. Неотъемлемым элементом Программы развития НАО является создание инфраструктуры проектов в области транспорта и связи, промышленного и гражданского строительства. Мы подсчитали, что имеющиеся уже сейчас возможности позволяют провести реконструкцию и модернизацию портов, речного и морского транспорта, завершить строительство автодороги Нарьян-Мар-Ухта, а также построить новый аэропорт в Нарьян-Маре. Причем все эти проекты являются рентабельными и инвестиционно привлекательными, что позволяет минимизировать государственное финансирование. Обеспечив устойчивое развитие экономики НАО, можно дать толчок к возрождению сельского хозяйства, рыболовства, оленеводства. Для этого необходимо придать всем инвестиционным проектам и мероприятиям, реализуемым на территории округа, целевую направленность. В результате экономика и социальная сфера округа выйдут на качественно новый уровень, обеспечивающий стабильное и устойчивое развитие. Анализ состояния экономики НАО показывает, что округ стоит на пороге настоящего инвестиционного бума, и грамотно выстроенная вертикаль власти придаст этому процессу новый динамизм и наполнение. Я сам как руководитель крупной компании могу сказать, что капиталу нужна стабильная и понятная власть. Именно поэтому составным элементом развития экономики НАО должна стать реформа системы управления округом. Федеральная и региональная власти должны не конфликтовать, а взаимодополнять друг друга, работая в рамках единой вертикали исполнительной власти. На мой взгляд, новая администрация НАО должна стать органом, способным разрабатывать и реализовывать крупные инфраструктурные проекты, осуществлять координацию деятельности крупных компаний на территории округа, создавать в нефтяной отрасли конкурентную среду. И здесь крайне важным и своевременным является, на мой взгляд, принятое руководством страны решение о создании мощной государственной нефтедобывающей компании. Я имею в виду создание «Газпромнефти». - Это странно слышать от Вас, выходца из «Лукойла»… - Ничего странного здесь нет. Я всегда гордился тем, что судьба свела меня с такими руководителями «ЛУКОЙЛа», как Вагит Юсуфович Алекперов, Равиль Ульфатович Маганов, Анатолий Александрович Новиков, Виталий Федорович Лесничий, с которым я часто не соглашался, спорил, но всегда находил общую точку зрения как с профессионалами. Пройдя через государственную службу, я не стал, как это модно сейчас говорить, «лоббистом компании», а отстаивал общегосударственные интересы. И главный из них применительно к нефтяной отрасли в НАО состоит в том, что в округе не может быть монопольного положения какой-либо частной компании. Появление в России крупной государственной компании позволяет рыночными методами регулировать процессы в отрасли и в регионе, исходя из интересов государства. И мне кажется, что активное участие «Газпромнефти» и ее менеджмента в развитии и разработке нефтяных ресурсов НАО станет лучшим вкладом этой компании в развитие округа, гарантом того, что уникальные природные ресурсы округа не попадут по контроль какой-либо одной частной российской или иностранной компании. Администрация округа, в свою очередь, должна не только совместно с органами федеральной власти контролировать работу крупных компаний в рамках, отведенных для этого законодательством, но и активно помогать крупному бизнесу действовать в интересах государства и общества. - Мы с Вами много и очень интересно говорили об общегосударственных задачах. Но как, на Ваш взгляд, должна измениться жизнь рядового гражданина округа, каким должен стать НАО в ближайшее время? - Как я уже говорил, НАО стоит на пороге инвестиционного бума. По моему мнению, уже в следующем году в регионе начнется интенсивное жилищное строительство, а также строительство объектов социально-бытовой сферы. В разработанной нами программе предполагается развитие систем информации и связи, а о том, какие это будет иметь последствия для рядового жителя округа, приведу лишь один пример. Предлагаемое нами создание на территории НАО единых информационных систем, объединяющих образование, здравоохранение, правоохранительную деятельность, позволит, например, врачам сельских больниц и фельдшерских пунктов получать в режиме «он-лайн» консультации с ведущими специалистами Архангельска, Москвы и Санкт-Петербурга. Это позволит не только своевременно диагностировать сложные случаи, но и наладить систему экстренной переброски больных для лечения сложных случаев в лучшие российские клиники. Особо важно это для пенсионеров, ведь люди, отдавшие свое здоровье Северу, создавшие экономическое благополучие нашей страны, должны иметь достойную старость и достойный уровень медицинского обслуживания независимо от места их проживания. Нельзя забывать и о том, что в НАО мы имеем дело с уникальной, чрезвычайно ранимой природной средой и множеством малочисленных народов, проживающих на его территории. Поэтому здесь необходимо использовать мировой и отечественный опыт, когда крупные компании выступают гарантами сохранения экологического баланса био- и социосферы, а государство жестко контролирует сохранение этого баланса. - Алексей Викторович, Вы затронули очень важный вопрос, касающийся социальной политики государства на Севере. В чем, на Ваш взгляд, должна состоять главная задача власти по социальной защите населения? - Решение социальных вопросов и проблем северян является, на мой взгляд, главной задачей нашей власти. За последние годы мы как-то забыли, что главной ценностью был и остается человек. Применительно к нашим условиям, правильно, на мой взгляд, говорить не только о мерах по повышению уровня социальной защиты, но и о создании максимально комфортной для всех жителей НАО «среды обитания». Поясню, о чем идет речь. Например, в небольшом поселке или населенном пункте, а в них у нас проживает почти половина всех жителей, можно и нужно поднимать размеры пенсий, увеличивать зарплаты, но это будет лишь полдела. Опыт развитых стран, той же Норвегии, показывает, что необходимо создавать целую социальную индустрию, включающую в себя, помимо образования и здравоохранения, вопросы досуга, сохранения культурно-этнической самобытности, в общем, создания условий гармоничного развития личности. Несмотря на многие заявления, я уверен, что инвестиции в социальную сферу абсолютно рентабельны. Если мы вкладываем деньги в здоровье, в спорт, то мы автоматически уменьшаем затраты на медицинское обслуживание. Если мы вкладываем средства в образование и досуг, в возможность человека совершенствоваться независимо, кстати, от возраста, в итоге получаем снижение уровня алкоголизма и наркомании и так далее. Создавая не только развлекательные, но и образовательные центры проведения досуга, мы уменьшаем количество т.н. «трудных подростков», то есть в итоге снижаем криминогенную обстановку, и так далее. Это правила, по которым живет весь мир, и по которым будем жить мы. Опять-таки возвращаюсь к нашей Программе. В ней мы подробно рассмотрели пути решения социальных проблем в НАО и решили, что главным нашим приоритетом должно стать увеличение социальных выплат с одновременным вложением значительных средств в развитие социальной инфраструктуры. Главным инструментом этого является бюджет округа, который должен быть социально ориентированным. Это требует серьезного пересмотра нынешней бюджетной политики, повышения доходной части с целью улучшения жизни жителей округа. Мы живем в очень богатом регионе, населенном замечательными, трудолюбивыми и, поверьте мне, очень добрыми людьми. Особенно это касается наших коренных народов. У них мы должны учиться таким, во многом потерянным нами вещам, как умению жить в гармонии с природой, пониманию окружающего нас мира как составного и одного из наиболее важных элементов человеческого бытия. У нас в НАО есть все для того, чтобы не просто «сделать жизнь лучше», а добиться в этом качественного изменения. - А что Вы понимаете под комплексным подходом к решению социальных проблем и почему это так важно? - Например, одной из серьезных проблем округа является транспортная проблема. На первый взгляд, это прямо не относится к социальным вопросам, но скажите, какой прок будет жителю удаленного села от того, что мы, например, построим в Нарьян-Маре культурно-развлекательный центр, если он не будет иметь финансовой или просто технической, по причине отсутствия транспорта, возможности туда попасть. Особенно это касается детей и подростков, которые должны расти и жить без отрыва от современного мира, от последних достижений цивилизации. - Алексей Викторович, Вы являетесь руководителем благотворительного фонда «Дети Севера». Расскажите, пожалуйста, немного об этом направлении работы. - Знаете, меня приучили, что о человеке должен говорить не он сам, а его дела. Я очень благодарен судьбе, что мне удалось объединить в нашей организации самых разных людей. О наших успехах скажу кратко: оказываем на постоянной основе помощь школе-интернату г.Нарьян-Мара, ведем строительство центра детского досуга в поселке Красное, строительство спортивного зала в поселке Нельмин Нос. Также мы заключили договор с Санкт-Петербургским Суворовским училищем о направлении к ним на учебу трудных подростков. Еще у нас в планах при поддержке командования Северо-Западного военного округа открыть для трудных подростков специальный класс, но уже в Нарьян-Маре. Но раз уж Вы затронули проблему детей, давайте поговорим об этом более подробно. Жизнь на Севере всегда была тяжела, и именно поэтому особое внимание мы всегда уделяли детям, которые у нас зачастую лишены многих радостей, доступных их сверстникам в других регионах России. К числу приоритетных задач, которые стоят перед нашим фондом, необходимо отнести защиту детства и материнства. Каждый родившийся в НАО ребенок, каждая мать и каждая семья должны иметь одну из лучших в России систем социальной защиты. По моему мнению, давно назрела необходимость разработки программы по защите детей. Я надеюсь, что в новой администрации будет специальный орган, отвечающий за это направление. - Алексей Викторович, и последний вопрос. Говорят, что Вы являетесь одним из наиболее активных участников возрождения духовных традиций Русского Севера, православия… - Любой, кто попал к нам, понимает, что эти места пропитаны особой энергетикой, и не случайно именно Север является одним из духовных центров России. Возрождение нормальной полноценной жизни невозможно в атмосфере безразличия и бездуховности, и здесь громадную роль играет Русская православная церковь. Вообще у северян, на мой взгляд, совершенно особое отношение к вере. Так, побывав на Соловках или в малоизвестном для большинства россиян селе Несь, где находится единственная в НАО деревянная церковь, чей возраст уже подошел ко второй сотне лет, начинаешь на многое смотреть по-другому. Перефразируя слова одного из моих любимых певцов и поэтов – В.Высоцкого, можно сказать: «Нигде не встретишь, как ни тянись, за свою счастливую жизнь и сотой доли таких красот и чудес». Сергей ВАСИЛЬЕВ («Российская газета»)

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Июль 2024 (274)
Июнь 2024 (354)
Май 2024 (346)
Апрель 2024 (355)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)







Деньги


все материалы
«    Июль 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20