В начале минувшей недели информационное пространство, и без того раскалённое предчувствием войны и выборов, подогрел такой ньюс - Михаил Прохоров принял решение закончить активную политическую карьеру, не выдвигаться на выборные должности и отойти от руководства своей партией «Гражданская платформа». В данном случае зачинателем «волны» выступили (уже не первый раз, вспомните про «возвращение на службу» Суркова) «Известия», обычно этим занимаются «Ведомости». Что придаёт новости больше доверия и солидности, в памяти старших поколений эта газета стоит на втором месте после «Правды».
Всё обставлено грамотно, с максимальной степенью достоверности. Якобы, наигравшийся в политику олигарх спрашивает у своих кремлёвских кураторов совета по поводу замены: «Прохоров собирается обсудить в Кремле вопрос о человеке, которые сможет повести партию на выборы вместо него. Пока такой человек не найден. Но как только он будет найден, Прохоров уйдёт. Останется на какой-то почётной должности и, возможно, спонсором партии», - говорит собеседник издания.
Источники газеты называют две причины такого решения. Во-первых, Прохоров якобы вообще не очень хочет участвовать в политическом процессе. Во-вторых (и это главный мотив отставки) он не желает расставаться со своими зарубежными активами, из-за которых он уже не смог принять участие в выборах мэра Москвы.
«Раз он не отказывается от зарубежной собственности, он, согласно новому закону, не сможет участвовать вообще ни в каких выборах. Например, не сможет повести партию на ключевые выборы в Мосгордуму в 2014 году. Естественно, он не может полноценно руководить партией из-за этого», - такой вывод представлен читателю.
Якобы, сразу несколько человек, общавшихся с Прохоровым в последнее время, подтвердили «Известиям», что слышали о том, что он может принять решение уйти из политики. «Мы с ним вели переговоры о поддержке моей избирательной кампании и обсуждали планы сотрудничества на долгосрочную перспективу», - рассказывает кандидат в губернаторы Подмосковья Геннадий Гудков. - Мне казалось, что он позитивно настроен. А потом, буквально в августе, я вдруг узнал, что он неожиданно уехал в отпуск. После этого я слышал от общих знакомых, что он не уверен в том, что будет заниматься политикой в России. Мне остается только пожалеть об этом». Правда? Почему нет, тут всё дело в том, как сформулировать вопрос, как преподнести собеседнику. Всё-таки, Гудков, прежде всего мент, а не филолог и не психоаналитик.
Другие собеседники «Известий» отмечают (а газета нам услужливо рассказывает), что Прохоров вообще никогда не хотел заниматься политикой. «Насколько я знаю и видел по работе в «Правом деле», Прохоров никогда не хотел идти в политику. Он был всем доволен, - рассказывает председатель «Коллегии адвокатов Андрея Дунаева» Андрей Дунаев. Кстати, у них с Прохоровым очень натянутые отношения с прошлых парламентских выборов. Но многие ли об этом помнят... да и знали вообще?
То же самое говорит и экс-глава подмосковного отделения «Правого дела» Борис Надеждин. Он утверждает, что весной 2011 года прийти в политику (на пост главы ПД) Прохорова уговорили в команде тогда ещё президента Дмитрия Медведева, который якобы сулил предпринимателю пост премьера в случае своего переизбрания на высшую должность. Однако в сентябре того же года было объявлено о том, что премьером станет сам Медведев, поэтому надежды Прохорова получить кресло в Белом доме не оправдались. Это больше похоже на правду, особенно в части «Медведев уговорил». Однако не надо забывать, что в определённый момент именно Надеждин претендовал на звание нового лидера право-либеральных сил, но приход в политику Прохорова фактически убрал его оттуда.
Далее Надеждин проводит читателям ликбез на тему политического прошлого Прохорова. После описанного облома с креслом, олигарх на несколько месяцев вернулся к более привычной ему работе, и якобы (ох, опять этот союз, а что делать) был вполне удовлетворён текущим порядком вещей. Однако в декабре Прохорову пришлось на время вновь вернуться в политику. «В администрации президента решили утихомирить начавшиеся тогда митинги на Болотной. Для этого там очень настоятельно рекомендовали ему выдвинуться кандидатом в президенты» - вспоминает Надеждин.
Уже в ходе президентской избирательной кампании Прохоров был вынужден дать обещание продолжить политическую карьеру и создать новую партию. На выборах 4 марта 2012 года он набрал 8%, заняв третье место и выполнив роль кандидата от «креативного класса». Сразу после этого он как будто забыл об обещании создать партию. Эту версию подтверждает Антон Красовский, тогда начальник избирательного штаба Прохорова. По его словам, от них ждали действий в администрации президента, а у них в это время ничего не происходило, Миша ждал, что всё само собой образуется. В итоге к нему, как к политику, в Кремле потеряли всякий интерес.
Да-да, меня тоже интересует вопрос, с чего бы вдруг Антоша стал валить на своего хозяина, неужто с оплатой обманул? Ах, да, этот журналист публично объявил о себе, как об открытом гее, у людей этого сорта очень специфические представления о порядочности, нам, натуралам, не понять...
Идём дальше. Летом 2012 года, после молчания, продлившегося несколько месяцев, Прохоров всё-таки объявил о создании своей праволиберальной партии. Правда, сообщил, что у неё не будет постоянных членов, а она лишь будет давать лицензию для активных региональных политических сил, которые захотят участвовать в выборах. В связи с произошедшей примерно в то же время либерализацией партийного законодательства смысла в такой политической силе на самом деле уже не было - создать партию теперь мог практически кто угодно и без помощи Прохорова. Что косвенно ставит под сомнения такие уж крепкие кремлёвские связи, о которых говорил Надеждин.
Принятый позже закон о запрете участвовать в выборах кандидатам с зарубежной собственностью якобы поставил окончательный крест на и без того небольших политических амбициях долларового миллиардера. И в итоге отсутствие интереса к политике, помноженное на нежелание отказываться от имущества, привело к тому, что партия не приняла участие в выборах в двух ключевых регионах, где могла бы получить значительный результат: на выборах мэра традиционно «продвинутой» Москвы не выдвинулся ни сам Прохоров, ни кто бы то ни было из его соратников (хотя долго ходили слухи о выдвижении его сестры Ирины), а в «протестном» Ярославле кампания в местное заксобрание была сорвана после ареста мэра и члена «Гражданской платформы» Евгения Урлашова. Некоторые из опрошенных «Известиями» видят в этом инциденте последнюю каплю в корыте прохоровского разочарования:
- Прохоров уже ушёл из публичной политики, его просто не видно, никакой предвыборной кампании нет. Любые дальнейшие шаги будут только закреплением сложившегося порядка дел, - резюмирует Антон Красовский. - Между баскетбольным клубом в США и политикой в России он выбрал баскетбольный клуб.
Далее следует вывод, что и «Гражданской платформе» пришёл кабздец, как и всему российскому праволиберальному движению в целом, нового лидера такого формата даже Кремлю уже не найти. Занавес?..
Ну, ушёл человек из политики и ушёл, с кем не бывает. Я вообще не понимаю, зачем богатые и успешные лезут туда? Снимали бы кино, продюсировали спектакли, если денег некуда девать и время свободное есть. Даже баскетбол понимаю, хотя сам не увлекаюсь.
Всё выглядело логично, если бы сам Прохоров с жаром не бросился опровергать своих вчерашних соратников. Мол, всё туфта, никуда не ухожу, дело правое живёт, партия дышит, кислород ей подаётся строго по калькуляции. И разговоры о закате ГП сразу затихли. Что наводит на мысли. А мысли такие...
Лично мне кажется вполне вероятным, что Прохоров разочаровался в партийном строительстве. Доходы от него призрачные, а расходы ежедневные и ощутимые. Знаю, слышал разговоры о том, что на Руси народилось новое поколение предпринимателей, которых, кроме денег, ещё волнует, в какой стране они живут, под кем ходят. Допускаю, что таковые действительно встречаются в природе. Но штука в том, что Прохоров из моего поколения, нигилистского и циничного, которому дон-кихотство обрезали ещё в эпоху застоя.
Поэтому я вижу ситуацию под таким углом. Молодой (ещё недавно) и экстравагантный олигарх в какой-то момент заскучал и решил от щедрот проверить себя в политике. Которую воспринимал, как часть своего бизнесу, что в определённой степени верно. Да, разочаровался, стало жалко «бабок», улетающих в никуда. Но уйти проигравшим не в его характере, подобные репутационный сбой может пагубно отразиться на основном деле жизни. Другое дело тишина, когда партия, о которой все забыли, умирает сама собой. Тогда можно отшучиваться - «умер Максим, да и хрен бы с ним», загадочно закатывая глаза, намекать деловым партнёрам на некие секретные договорённости с Кремлём, которые вот-вот дадут неожиданные и щедрые плоды. Однако некие зловредные конкуренты Прохорова не вовремя просекли ситуацию и скинули компромат во «всероссийскую сливочную», в которую с успехом превращаются некогда солидные «Известия». Правда, олигарх вполне ещё в силе, влияния и денег хватило, чтобы быстренько заткнуть рты болтунам.
Но не могу исключить момента, когда самому Кремлю совсем не выгоден уход «Гражданской платформы» с политической арены. Если почитать о выборах в Иркутске, можно сделать неожиданное открытие - на берегу Байкала самыми социально-близкими единороссам оказались праволибералы. Ну, а кто ещё, не коммунисты же (жириновцы надоели, эсеры слиты, с «родинками» пока непонятно). Даже в идеологии они близки, различия деталях, пусть и существенных, которые требуют детального обсуждения. Ну, а монитористская политика присутствует и у тех, и у других. А тут такой облом, главный стратегически партнёр собрался на покой. Так что приказ «заткнуться» в адрес СМИ вполне мог исходить от Администрации президента, то-то все быстро взяли под козырёк. Тем временем в Кремлё жёстко разбираются с новоявленным «пораженцем».
Или Михаил Прохоров действительно решил остаться в политике? И пусть, мы не против...
Леонид Черток