10 марта - 65 лет со дня смерти Михаила Булгакова
Детство и юность Булгакова прошли в Киеве. Киевские годы и заложили основы мировосприятия Булгакова. Здесь же зародилась его мечта о писательстве. В 1916 году будущий писатель окончил медицинский факультет Киевского университета. Ко времени первой мировой войны Булгаков уже сформировался как личность. Вплотную с событиями революции и гражданской войны Булгаков столкнулся в своем родном Киеве, куда возвратился в марте 1918. В условиях постоянной смены властей в столице Украины 1918— 1919 гг. остаться в стороне от политических событий было невозможно. О ключевом значении для его творчества этих полутора лет пребывания в Киеве свидетельствуют роман "Белая гвардия", пьеса "Дни Турбиных", рассказ "Необыкновенные приключения доктора". После взятия Киева, Булгаков был мобилизован в белую армию и отправлен на Северный Кавказ военврачом. В самом конце гражданской войны, находясь еще на Кавказе, Булгаков готов был покинуть родину и уехать за границу. Но вместо этого осенью 1921 он появился в Москве, и с тех пор остался в ней навсегда. Возможно, этот шаг он сделал не без влияния Осипа МАНДЕЛЬШТАМА, с которым встречался в последние дни своего пребывания на Кавказе. Начальные годы в Москве были очень трудными для Булгакова не только в бытовом, но и в творческом отношении. Чтобы выжить, он брался за любую работу: от секретаря ЛИТО Главполитпросвета, куда устроился при содействии Н. К. КРУПСКОЙ, до конферансье в маленьком театре на окраине. Со временем он стал хроникером и фельетонистом ряда известных московских газет. Любимыми его авторами еще с юных лет были ГОГОЛЬ и САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. Гоголевские мотивы непосредственно вошли в творчество писателя. Что касается Щедрина, то Булгаков неоднократно и прямо называл его своим учителем. Основная тема фельетонов, рассказов, повестей Булгакова 1920-х гг., говоря его же словами, - "бесчисленные уродства нашего быта". Главной мишенью сатирика явились многообразные искажения человеческой натуры под влиянием совершившейся общественной ломки ("Дьяволиада" (1924), "Роковые яйца" (1925)). В том же направлении движется авторская мысль и в сатирической повести "Собачье сердце" (1925 г.; первая публикация в 1987 г.). Ни одна из пьес и инсценировок Булгакова, включая и знаменитые "Дни Турбиных", не была опубликована при его жизни. Роман "Мастер и Маргарита" принес писателю мировую известность, но стал достоянием широкого советского читателя с опозданием почти на три десятилетия (первая публикация в сокращенном виде произошла в 1966). Булгаков сознательно писал свой роман как итоговое произведение, вобравшее в себя многие мотивы его предшествующего творчества, а также художественно-философский опыт русской классической и мировой литературы. Будучи больным, продолжал работать над «Мастером и Маргаритой» – своим «последним закатным романом». Булгаков говорил: «Имейте в виду, что настоящие вещи пишутся на краешке кухонного стола, а не в кабинете». Познав в середине 20-х годов кратковременный успех, Булгаков затем столкнулся с недоверием, хулой и политическими наветами. Потом наступило замалчивание и забвение. Посмертная слава Мастера началась в 60-е годы. Сегодня Булгаков – один из самых любимых и широко издаваемых авторов. Он – истинный классик литературы. Глядя на зло, творящееся подчас вокруг, на кипучую разрушительную деятельность «шариковых», можно поверить в булгаковское «седьмое доказательство, что дъявил существует».
ФОТО: http://m-bulgakov.narod.ru/bulgakov-91.htm