Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Авиакатастрофа в НАО. Версии и свидетельства очевидцев

Напомним, что пассажирский Ан-24, перевозивший нефтяников из Перми к месту работы в Ненецкий автономный округ, разбился в среду днем при посадке в аэропорту заполярного поселка Варандей. По уточненным данным, из 52 человек, находившихся на борту лайнера, погибли 26 пассажиров и 2 члена экипажа, находившихся в кабине. Остальные отделались тяжелыми, но неопасными для жизни ранениями и ожогами. Тех, кто выжил, можно сказать, спасли опытные пилоты Ан-24. Аварийная ситуация на борту, как утверждают специалисты, стала «развиваться стремительно», и спасти машину летчики уже не успевали. Однако они до самого удара о землю не выпускали из рук штурвалы и тем самым предотвратили неминуемое пикирование самолета, после которого не выжил бы ни один человек. В итоге Ан-24 совершил некое подобие вынужденной посадки – как бы спланировав на тундру. Учитывая высоту полета (около 250 м) и приличную скорость (около 200 км/ч), удар все равно получился очень сильным – у самолета подломились стойки шасси, оторвались левое крыло и хвостовая часть. Фюзеляж рухнувшего Ан-24, как рассказали очевидцы, стал похож на «раздавленную яичную скорлупу», но все же сохранил форму. Благодаря этому и удалось спастись примерно половине пассажиров. Люди, сидевшие сзади и в середине салона, ближе к оторванному хвосту, успели выбраться через образовавшиеся проемы и даже помочь тем, кто находился рядом. Находившиеся в передней части, ближе к кабине, сразу после удара тоже были живы, но не успели выбраться из салона, который выгорел дотла через несколько минут после катастрофы. Благополучно выбрались через дверь и пятеро членов экипажа – бортпроводница, техники, радист. Пилоты – командир и его напарник - остались зажатыми между креслами и штурвалами. Сейчас все раненые чувствуют себя нормально. Вчера их отправили на родину в Пермь, где им обещают оказать медпомощь по высшему разряду. Из мертвых удалось опознать и эвакуировать в ближайший Нарьян-Мар только семь человек. Остальные тела, как говорят в окружной службе спасения, настолько сильно фрагментированы и обожжены, что разговор об эвакуации и тем более идентификации пока даже не идет. «Мы даже не представляем, как к ним подступиться»,– заявляют спасатели. Причины катастрофы пока не установлены. Вчера в Варандей прилетели специалисты Межгосударственного авиакомитета и прокуратуры Ненецкого АО, которые займутся расследованием, однако связаться с ними не могут даже коллеги. В поселке нефтяников, как уже сообщал Ъ, не работают ни проводные, ни мобильные телефоны, есть только спутниковая связь. Министр транспорта России Игорь ЛЕВИТИН заявил вчера, что, по его данным, уже обнаружены и сняты с разбившегося самолета оба его бортовых самописца – речевой и параметрический. На приборах видны следы пожара, но расследователи надеются, что необходимая информация все же сохранилась. Таким образом, по словам министра, уже в ближайшие дни он рассчитывает получить предварительные результаты расследования. Между тем схему развития катастрофы специалисты для себя уже составили, ориентируясь на показания многочисленных свидетелей ЧП. По их данным, Ан-24 «промахнулся» при посадке. Свидетели утверждают, что, несмотря на отличную погоду и видимость, полет, как, впрочем, и большинство полетов в Заполярье, проходил вслепую, исключительно по показаниям навигационных приборов. Дело в том, что на местности под маршрутом полностью отсутствуют какие-либо ориентиры – только белая заснеженная равнина. Пилот, как утверждают свидетели, отклонился от курса немного вправо, а заметил это только на подлете к Варандею, сориентировавшись по жилым домам и нефтяным вышкам. Поскольку времени оставалось в обрез, летчик начал корректировать курс, энергично действуя при этом штурвалом и педалями. Что произошло дальше, пока неясно. Возможно, во время совершения маневров летчика неожиданно ослепил яркий солнечный свет, отразившийся от припая – так здесь называют ледяную кромку океана на стыке с береговой линией. Океанский припай, как утверждают жители Варандея, в солнечные дни действует как огромное зеркало и часто сбивает с толку идущих на посадку пилотов. По другим данным, опытные пилоты благополучно завершили бы маневр, даже будучи ослепленными, но перегрузок не выдержал старенький Ан-24, переживший за 34 года своей эксплуатации десять ремонтов. Как утверждают местные рабочие, наблюдавшие за развитием катастрофы с земли, лайнер начал разваливаться еще в воздухе. По их данным, за несколько секунд до падения «от самолета отлетела какая-то железка». Возможно, это был левый закрылок. Лишившись этого элемента, отвечающего при посадке за поддержание подъемной силы слева, лайнер накренился на левое крыло и начал стремительно терять высоту. СЕРГЕЙ Ъ-ДЮПИН, «Коммерсант» СВИДЕТЕЛЬСТВА ОЧЕВИДЦЕВ Из 24 выживших в авиакатастрофе большинство 17 марта были отправлены в больницы Перми (в этом городе и проживали многие из вахтовиков). В больнице Нарьян-Мара пока остаются только пять пострадавших. Это члены экипажа, показания которых могут потребоваться следствию, и двое тяжелораненых – у них переломы позвоночника. Перед отправкой корреспонденту Ъ удалось поговорить с некоторыми из пострадавших. – Я сидел в хвосте самолета, это меня и спасло,– рассказывает дизелист Павел ПАВЛОВ.– Все произошло настолько быстро, что опомниться никто не успел. Самолет, конечно, прилично покачивало, но о плохом никто не думал. Нас попросили пристегнуть ремни, так как пошли на посадку. Я потом здорово пожалел, что пристегнулся. При ударе о землю ремень заклинило, и я долго не мог его расстегнуть. Чувствую, по мне уже несколько человек прошли, а я все сижу прицепленный. Слева по борту, как раз со стороны наших кресел, образовалась большая трещина. И люди, не дожидаясь, пока откроют дверь самолета, полезли туда. Кажется, я вышел одним из последних, но в дверь или в эту трещину – не помню. Единственное, что отчетливо запомнилось: со стороны передних рядов по потолку резко пошел дым. – Два года уже летаем,– включился в разговор дизелист Вадим ГАЛЕЕВ,– раньше нас архангельская компания перевозила. А эта чья, не знаем. Но экипаж вроде бы из Новосибирска. По крайней мере, стюардесса наша – Мария. Мы ее вчера навещали. Она повредила позвоночник. Во время падения бортпроводница сидела на откидном стульчике у двери... Когда самолет зацепился шасси за кучу песка, произошло падение. Сильный удар. Повыбивало стекла. Вскоре во что-то врезались, потом увидел – в другую кучу песка. Со стороны кабины пилотов возникло пламя. Оно продвигалось очень быстро. Самолет вспыхнул, словно спичечный коробок. Ветер дул в нос лайнеру. Возник эффект трубы, пламя стало втягивать внутрь салона. Те, кто сидел на первых рядах, погибли практически в считанные минуты. Мы успели покинуть самолет до того, как огонь до нас добрался. Дверь, помню, заклинило. Навалились на нее все, кто были на последних рядах. Выбрались сами, а потом людей спасти из пожара пытались. Васильич (имеется в виду один из вахтовиков Владимир СУВОРОВ.–Ъ) вытащил знакомого мужика, тот сломал ногу, и передал мне, а сам стал помогать кому-то еще. Я потащил раненого как можно дальше от самолета, боялись, что он взорвется... На этом рейсе летели несколько новеньких, это была их первая вахта, в «Нарьянмарнефтегазе» как раз появились вакансии. – У меня было предчувствие, что что-то не так,– добавил тюменец Владимир Суворов,– машину качало из стороны в сторону. Я смотрел в иллюминатор и увидел: полосы под нами нет, а земля уже вот, близко. Сгруппировался. Наверное, поэтому при ударе самолета о землю не ударился головой и не потерял сознания. Самолет сначала резко качнуло влево. Потом удар. Когда покинул горящий салон, увидели – левое крыло оторвало. Пока вытаскивали людей из самолета, подбежали ребята-строители, они что-то делали в этом месте, кажется, вели отсыпку. Они стали тушить самолет и помогать раненым. Некоторые снимали свои фуфайки и отдавали их тем, на ком не было верхней одежды, таких было большинство. Другие вызывали по рации вахтовку. Тут же мужчине со сломанной ногой наложили шину. Тех, кто уцелел, отвезли в административно-бытовой комплекс. Там первую медицинскую помощь оказывали фельдшеры Варандея. АЛЕКСЕЙ Ъ-ВАСИЛИВЕЦКИЙ, МАРИНА Ъ-МАМАЕВА, Нарьян-Мар № 47 (№ 3131) от 18.03.2005, ПТ Коммерсант Предварительный список пассажиров самолета Ан-24 (не указаны члены экипажа) 1.Щурин Эдуард Васильевич 2.Спирин Геннадий Александрович (жив) 3.Садилов Андрей Викторович 4.Бражников Алексей Владимирович 5.Ходяшев Андрей Леонидович 6.Абрамов Алексей Валерьевич (жив) 7.Мартыновских Максим Викторович (жив) 8.Павлов Павел Владимирович (жив) 9.Галеев Вадим Фердоусович (жив) 10.Ахмедзянов Камиль Мухамедзянович (жив) 11.Ваганов Алексей Николаевич 12.Рожков Александр Николаевич 13.Рожков Александр Александрович 14.Иванов Андрей Николаевич 15.Иванов Александр Николаевич 16.Усанин Сергей Васильевич 17.Волобуев Сергей Николаевич 18.Киндяшев Дамир Ильдусович (жив) 19.Ажихин Сергей Александрович (жив) 20.Шайхутдинов Рустам 21.Жовкун Евгений Александрович 22.Голдин Алексей Геннадьевич 23.Жувалов Виталий Александрович 24.Калинин Дмитрий Николаевич 25.Микк Рамзия Дамировна (жива) 26.Раксиметова Луиза 27.Кучукова Айгуль Назмухановна (жива) 28.Саблин Евгений Вениаминович 29.Филимонов Андрей Васильевич 30.Каспирович Эдуард Анатольевич (жив) 31.Паршаков Олег Анатольевич 32.Власов Вадим Олегович (жив) 33.Трефилов Сергей Владимирович (жив) 34.Голдин Игорь Геннадьевич 35.Сахно Вадим Иванович 36.Воеводин Сергей Николаевич (жив) 37.Шорин 38.Змиев Александр Иванович (жив) 39.Артюхов Сергей Петрович (жив) 40.Суворов Владимир Васильевич (жив) 41.Митрошин Сергей Валентинович 42.Грибов Александр Геннадьевич 43.Дорохов Дмитрий Федорович (жив) 44.Мельникова Наталья Николаевна АН-24 РАЗБИВАЕТСЯ РЕДКО Пассажирский самолет Ан-24 создавался для перевозок на местных авиалиниях средней и малой протяженности. Серийно он выпускался с 1962 по 1978 год. По данным на конец 90-х годов, в эксплуатации по всему миру находилось более 870 самолетов. Ан-24 считается довольно надежной машиной: катастрофы с самолетами этой модели происходят не часто. В октябре 2004 года в афганском городе Мазари-Шариф потерпел аварию Ан-24 белорусской авиакомпании «Рубистар», выполнявший рейс из Кабула. У него отказал двигатель, но машина все же дотянула до аэродрома. От удара о землю трое летчиков получили тяжелые травмы. Травмированы были и 27 находившихся на борту пассажиров. До этого катастрофа с участием Ан-24 произошла в ноябре 2000 года в Анголе. Самолет авиакомпании «Аса Песада» загорелся в воздухе и рухнул на землю несколько минут спустя после взлета из аэропорта Луанды, где взял на борт юношескую футбольную команду. Тогда погибли все 32 человека, находившиеся на борту. В марте 1997 года в Карачаево-Черкесии катастрофа Ан-24 «Ставропольских авиалиний» унесла жизни 50 человек. До этого, в 1971 году, в Виннице на Украине при попытке уйти на второй круг разбился Ан-24 «Аэрофлота». Погибли все 47 человек. Виктор ФИЛИППОВ, Лариса КАЛЛИОМА, Татьяна ВИТЕБСКАЯ Известия Фото: Освещенный низким полярным солнцем Нарьян-Мар с высоты птичьего полета

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Май 2024 (190)
Апрель 2024 (354)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)







Деньги


все материалы
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20