Кто сказал Архангельск в ж…?
Как только не называли наш родной город в перестроечные годы. Мы были и «нефтяной столицей Севера», и «алмазными копями Поморья», и «морскими воротами в Арктику»… А уж «европейскими легкими» (с намеком на лесные богатства) мы ощущали себя с детсадовского возраста. А зря…!
Начнем с нефти. Да, много лет штаб-квартира основного российского нефтяного гиганта «Лукойла» находилась в Архангельске. Они и «Водник» спонсировали, и бесплатные концерты устраивали. А потом взяли и переехали в Нарьян-Мар, поближе к своей обожаемой нефти. Что, согласитесь, логично. Теперь свой процент от щедрот получают хозяева нефтеносной земли, наши малочисленные северные соседи. Разговоры о «нефтяном океане» в районе Мезенской синеклизы закончились с переизбранием губернатора области. Признаемся, хороший был пиар-ход. Только от слова «халва» во рту слаще не становится. «Роснефть», конечно, строит свои нефтяные терминалы для транспортировки «черного золота» в Европу, но рассчитывать на сказочные дивиденды простым перевозчикам, по крайней мере, наивно.
И слава «северного Иоганесбурга» нам тоже не грозит. Ломоносовское месторождение алмазов давно начало свою работу, но шумихи вокруг него на порядок меньше, чем при бывшем областном руководстве. Наоборот, идут разговоры о том, что затраты на добычу «поморских бриллиантов» с лихвой перекроют их рыночную стоимость. Слишком глубоко они лежат, да и качество среднее. Еще одна красивая сказка времен «императора Ефремова». Опять «пролетели»?
С Архангельским морским портом тоже все не слава Богу. По-вашему, зачем Петр Первый истратил уйму казенных денег и загубил кучу народа на строительстве Санкт-Петербурга? Со всеми его каналами и гнилым климатом? Ведь к тому времени Архангельск был знаменитым на всю Европу торговым портом и благоустроенным, по меркам того времени, городом. Очень просто, Северная Двина замерзает с ноября по май. Та же «беда» и с Белым морем. А на Балтике торговые маршруты открыты круглый год. Какому порту отдаст предпочтение цивилизованный грузоперевозчик?
О нашем траловом флоте и вспоминать неудобно. За годы перемены формы собственности архангельские траулеры превратились в крупнейшее в Европе кладбище металлолома. А те, что еще на плаву, вместе с командами профессиональных моряков ходят под другими флагами в другие порты приписки. Причины – те же самые, невыгодно содержать еще и флотилию ледоколов.
Но ведь остается «наше все», знаменитый архангельский лес. Еще в начале 90-х годов лесопромышленный комплекс насчитывал 29 лесозаводов, на которых трудилось 30 тысяч человек. Пришло время, появились новые технологии, изменилась мировая конъюнктура рынка. Сегодня 5 действующих лесозаводов обслуживает три тысяч человек. Одна девушка за монитором с маленьким пультом управления в руках заменила сотню амбалов с ломами. А куда делись еще 27 тысяч? В основном, покинули «бесперспективную» область. Кому захочется превращаться в нацию грибников и ягодников? Население нашей области в течение последних десяти лет неуклонно снижается. И дело не только в высокой смертности и низкой рождаемости. Уезжают. Уезжают молодые, наиболее трудоспособные и образованные. Они не видят для себя достойной перспективы. Вот основная беда для города и области.
На фоне Архангельска Северодвинск выглядит очень солидно. Ему, Северодвинску, просто исторически повезло с действующим Президентом, решившим серьезно укреплять обороноспособность страны. Теперь корабелы могут позволить себе выбирать более выгодные заказы. Они не только атомные подлодки и ракетоносцы могут построить, но и арктические нефтедобывающие платформы. А нефтяники люди далеко не бедные, денег на производство не жалеют. Отсюда и высокие заработки. Какая безработица, питерские сварщики в очереди у отдела кадров Севмаша – будничная картина. А если у людей есть деньги и есть перспектива, значит банки спокойно снижают проценты под ипотечный кредит, возрождается муниципальное строительство, работает транспорт, ждут посетителей новые рестораны и магазины… Хотите обзавидоваться? Там дворников на работу на конкурсной основе принимают! Ничего себе живет провинциальный городок?!
А еще в нашей области есть город Мирный с единственным в Европе космодромом Плесецк. За его светлое будущее тоже можно не беспокоится. Не далек тот день, когда старты космонавтов будут производиться не из казахских степей, а из наших северных лесов. Вы думаете, в мире Казахстан знают по столице Астане? По Байконуру его знают. И логичнее сумасшедшие деньги за аренду бесплодной степи пустить на развитие отечественного космодрома, создание современной инфраструктуры, защиту экологии. Денег хватит. Особенно в эпоху коммерческих запусков и космического туризма.
А что же остается нашему родному городу? Прозябать на задворках коммерческого успеха младших военных братьев? Не завидная перспектива. Мы любим свой город и готовы работать на его благо. У Архангельска есть перспектива стать полноценным городом, входящим в элиту городов Северной Европы. Еще в те времена, когда о космосе не мечтали даже фантасты, любая торговка с архангельского рынка могла свободно объясняться на двух-трех европейских языках. В трактирах, наряду с семгой и настойкой из морошки, подавали изысканные блюда французской кухни. Столичные модницы в своих вкусах ориентировались на северных красавиц. Мы одни из первых безболезненно интегрировались в европейское сообщество. У нас испокон веку ценились образованность и профессионализм, здесь не было места рабскому труду. Так почему сейчас, в период всеобщей грамотности, мы не способны сделать экономический прорыв? Ну, обделила природа поморов запасами нефти и газа. Так и во Франции, и в Германии вы не встретите ни одной нефтяной вышки. А как живут, гады!..
Кстати, наши вологодские и ярославские соседи тоже на огородах алмазы не выкапывают. И климат у них не намного теплее, и о выходе к морю можно только мечтать. Однако первых металлургия вывела в число субъектов-доноров, а вторые занимают первые места по развитию химической промышленности, а ведь несколько лет с трудом «тащили» область на одном пиве. Но смогли найти свою «нишу»…
И мы найдем. Главное, чтобы власти не мешали, а чуть-чуть помогли. Необходимо запустить свое, конкурентно-способное производство. Есть, конечно, соблазн наладить выпуск продукции, необходимой «оборонке», нефтяникам и космодрому. Но можно и прогореть. Ведь бурное развитие ВПК напрямую связано с запредельными мировыми ценами на нефть. За что наше олигархическое «спасибо» Жоре Бушу из Вашингтона. Такое впечатление, что он имеет неплохой откат с каждого барреля российской нефти. Но представим на минуту, что цены на черное золото скатились до 20 баксов за этот баррель… В каком месте окажутся предприятия ВПК? Они там уже были, там темно, плохо пахнет и есть нечего. А вот заводы по сборке персональных компьютеров и супермодных мобильников – это всерьез и надолго. Была подобная идея в самом конце 80-х - запустить сложное электронное производство. Все погребла под собой перестройка. А сегодня сам Бог велел. Если уже пятиклассник без «трубы» за лоха считается, стоит срочно разработать модели для старших групп детсада. И без них не пускать на уроки, как без сменной обуви. Поддержим отечественного производителя! Вот где настоящий Клондайк! А вы говорите: «арабские шейхи»!.. По сравнению с нами, поморами, жалкая шелупонь!!!
P.S. Прошу считать эту статью моей предвыборной программой на пост архангельского мэра – 2009. ШУТКА!!!
Леонид ЧЕРТОК