Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

«Сталинград»: Драй нахт «Оскар»

Вот с Никиты, пожалуй, и начнём. Итак, с третьей попытки, похоже, создан, наконец-то, «великий фильм о великой войне». Помните, его так «скромно» позиционировал сам создатель в течении всей рекламной компании, закончившейся... громким провалом в прокате. Так же, впрочем, как и на всех международных кинофестивалях, куда его только не запихивали. А уж с «Оскаром» вообще беда, провалились не только вторые «Утомлённые», но и «Белый тигр» Шахназарова, и «Край» Учителя. По-моему, даже до шорт-листа не доходили. 

 Зато «Сталинград» в формате IMAX 3D должен компенсировать все потери - моральные и материальные. Режиссёр Бондарчук и его опытные продюсеры решили покорить российский и мировой прокат, а главное - цитадель под названием «Оскар» тем, что впервые в мире сделали фильм о реальной военной трагедии в формате, предназначенном для совсем других жанров и целей. Специальная продвинутая технология придумана для фэнтези, космических путешествий на далекие планеты, приключений разных мутантов вроде человека-паука и звездных войн.

 Я тут покопался в соответствующей литературе и вот, что выяснил. Технология 3D делает предметы объемными и приближает их к зрителю. Этот эффект создаётся при помощи специальных кинокамер с прикрепленными к ним наклонными зеркалами и последующего программирования изображения. Одна камера снимает напрямую, другая - через зеркальное отражение. Аналогичное оборудование было использовано для съемок «Нового человека-паука» и такого же популярного фильма «Хоббит: Нежданное путешествие». В мою бытность работы на «Мосфильме» в самом углу операторского цеха стояла покрытая пылью камера для съёмок стереокино. Один раз при мне её вынули из кофра, осмотрели, поцокали языками и... упаковали обратно. Слишком хлопотно и много причиндалов, а отдача - два специализированных зала на всю страну. Но принцип тот же, хотя и упрощённый - такие же разноглазые очки.

Главная идея современного стереокино - помочь зрителю совершить путешествие туда, где он и побывать не мечтал. А уж формат IMAX 3D у профессионалов вообще называется «испытай кино», а не «посмотри» как обычно.

 Испытание трудное. Вряд ли кто-то всерьёз мечтает оказаться наяву в жутком месиве Сталинградской битвы, когда только от одной стрелковой бригады в восемь тысяч человек за десять дней боев осталось в живых не более трёх сотен. Наше поколение пятидесятилетних ещё рвалось в бой, помните у Высоцкого: «...ребятишкам хотелось под танки». Но сегодняшних зрителей в массе своей не заставишь читать воспоминания очевидцев битвы за Сталинград. Как и изучать хронику событий 1942 года или хотя бы главы из романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», на основе которых сочиняли свой сценарий Илья Тилькин и Сергей Снежкин. Это требует серьёзных затрат времени, сердца и ума. Значит, надо снимать масштабную сказку, величественное полотно, возвышенную легенду - так, видимо, по ходу создания фильма решили авторы.

 Как снимать всемирно известную битву, именем которой даже названа одна из парижских улиц? Версий полно, от документальных до художественных. Описание Сталинградской битвы сценаристы взяли в романе Гроссмана, нашпиговав сюжет своими фантазиями и представлениями о поведении солдата на той войне (оно разительно отличается, например, от чеченской хотя бы мотивацией). Пятерых героев, охраняющих от вторжения дом, за которым Волга, и 19-летнюю Катю придумали специально для фильма.

 По части величественности фильм, с изображением IMAX размером в тот самый дом, который защищали наши солдаты, безусловно, победит конкурентов в прокате. Немудрено. Весь экшен в фильме, симуляция огня и дыма, имитация разрушений, трехмерная аниматика, компьютерная графика сделаны увлечённо, зрелищно и с большим размахом, бюджет отработан на славу. За образец брались исторические фэнтези Зака Снайдера «300 спартанцев» и «Запрещенный прием», так, по крайней мере, я прочитал в одном из пресс-релизов к картине. По мнению тех искушённых зрителей, кто уже посмотрел фильм, сцены переправы через Волгу не уступают известным американским блокбастерам, обошедшимся их создателям в сотни миллионов долларов. «Духовные скрепы», о которых так любят порассуждать новые российские идеологи, влетают уже не в копеечку, но в полновесный цент.

 Наверное, поэтому, когда в списке фильмов, предложенных российскому оскаровскому комитету для обсуждения, в последний момент появился «Сталинград», тут же оказались задвинуты чемпион российского проката «Легенда № 17», победитель многих фестивалей «Майор» Юрия Быкова, анимационная «Ку! Кин-дза-дза» Георгия Данелии, которую предлагал отправить на «Оскар» глава Союза кинематографистов России Никита Михалков. Правда, как признаются некоторые члены российской оскаровской киноакадемии, не все успели посмотреть «Сталинград» до обсуждения. Кто-то был в отъезде, но решение надо было принимать срочно, и пришлось голосовать по телефону, не глядя. Что особо никого не шокировало - кинематографический мир России в большинстве своём посчитал, что ни кто иной, как Федя, достоин чести... (далее по тексту).

 К сожалению, есть и другое мнение. Например, такое - герои «Сталинграда» не говорят и не действуют как живые, теплокровные люди, а сплошь изрекают заезженные сентенции и пошлые афоризмы, они больше походят на персонажей оперного спектакля. Неспроста среди руин несчастного, замученного города слышен ангельский голос Анны Нетребко, её вокализ на музыку всемирно известного композитора Анджело Бадаламенти. А контуженный, потерявший голос солдат, бывший до войны известным тенором, вдруг запел. У бойцов красиво размазана кровь на ранах, на лице голодной и холодной Кати, чудом выжившей в одиночку в полуразрушенном доме, приятный тональный крем, а другая русская девушка Маша, в которую влюбился немецкий офицер, радует ухоженными и тщательно уложенными волосами (в самый разгар битвы за город-на-Волге). Ещё лучше её белоснежное тело, когда Маша красиво лежит, изнасилованная немцем, тут она похожа прямо-таки на Данаю. Извините, что приходится писать с чужих слов, но, как только сам посмотрю, обязательно выдам рецензию, обещаю.

 Но, даже не смотря, верю безоговорочно - в техническом отношении фильм у Феди получился круче варённого страусиного яйца. И он очень хочет «Оскар», который когда-то достался «Войне и миру» его папы и тоже за лучший иностранный фильм. Ну, не зря же Бондарчук-сын в те времена, когда уже можно быть просто талантливым, вступает (а иногда и вляпывается) во всякие прокремлёвские молодёжные объединения, сидит с Путиным за одним столом, где-то выступает с трибуны. Так же поступал и его папа - общепризнанный талант, значит, и отпрыску не повредит.

 Правда, я не знаю, насколько в Америке осведомлены об этом роде деятельности номинанта, а так же о нюансах, с этой деятельностью связанных. Потому что, если осведомлены, об «Оскаре» Феде можно забыть. Тамошние интеллектуалы щепетильны и въедливы до противности.

 Для меня «великие фильмы о войне» не включают в себя ни панорамных съёмок, ни стотысячной массовки, ни многомиллионного бюджета. Скажу больше, они, как правило, чёрно-белые и рассказывают о крошечном частном эпизоде, из которого магией кино проявляется всё величие и вся мерзость той войны. Список любимых фильмов приводил не раз, не хочу быть навязчивым.

 Ещё меня безумно раздражает рекламный слоган «великий о великой». Ну, что за беспардонность! У Фёдора хоть отец воевал с автоматом в руках, сын какое-никакое право имеет, а у Никиты папа с ручкой и блокнотом, всё больше с командного пункта наблюдал, до пулемёта дело ни разу не доходило. Бондарчуку-младшему непременно вспомнят тридцать истраченных на производство миллионов долларов, которые отняты у бюджетников и неизвестно, окупятся ли. Режиссёра уже круто подставили с премьерным показом, где рядышком засветились уполномоченный по детям Астахов и вор в законе Тайванчик, а так же президент Кадыров в окружении гориллоподобной охраны (неужели Рамзан сам не понимает, какой обезьянкой на их фоне выглядит?). Фотографии с премьеры долго и горячо обсуждались в интернете, народ увидел и запомнил, кого режиссёр Бондарчук приглашает к себе в качестве дорогих гостей...

 И всё-таки желаю удачи «Сталинграду». Хотя бы как эксперименту со зрительским восприятием. Вспомните, военная тематика в нашем кино была закрыта почти сразу после распада СССР. Понимаю, исторические драмы снимать дорого, но и камерные истории типа «Двадцать дней без войны» стали не в чести. Эксперимент с полуфантастическими «Мы из будущего» сложно назвать удачным. Особенно его вторую часть, в которой нашлось место откровенным политическим разборкам с Украиной. С афганской и чеченской войнами при всей актуальности и воспалённости тоже не очень получается из-за сомнительности конечных целей этих «спецопераций».

 Так, может, закрыть тему Великой Отечественной, успокоившись на уже снятых картинах. Ни боже мой! Иначе мой сын не узнает, как воевали его дедушка и прадедушка, а старую эстетику он просто не воспринимает. Пусть попробует через привычную его глазу картинку, всё лучше, чем «Человек-паук».

А «Оскар»... дело наживное, вдруг, да наживём!

 

Леонид Черток

 



За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (287)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20