Вот с Никиты, пожалуй, и начнём. Итак, с третьей попытки, похоже, создан, наконец-то, «великий фильм о великой войне». Помните, его так «скромно» позиционировал сам создатель в течении всей рекламной компании, закончившейся... громким провалом в прокате. Так же, впрочем, как и на всех международных кинофестивалях, куда его только не запихивали. А уж с «Оскаром» вообще беда, провалились не только вторые «Утомлённые», но и «Белый тигр» Шахназарова, и «Край» Учителя. По-моему, даже до шорт-листа не доходили.
Зато «Сталинград» в формате IMAX 3D должен компенсировать все потери - моральные и материальные. Режиссёр Бондарчук и его опытные продюсеры решили покорить российский и мировой прокат, а главное - цитадель под названием «Оскар» тем, что впервые в мире сделали фильм о реальной военной трагедии в формате, предназначенном для совсем других жанров и целей. Специальная продвинутая технология придумана для фэнтези, космических путешествий на далекие планеты, приключений разных мутантов вроде человека-паука и звездных войн.
Я тут покопался в соответствующей литературе и вот, что выяснил. Технология 3D делает предметы объемными и приближает их к зрителю. Этот эффект создаётся при помощи специальных кинокамер с прикрепленными к ним наклонными зеркалами и последующего программирования изображения. Одна камера снимает напрямую, другая - через зеркальное отражение. Аналогичное оборудование было использовано для съемок «Нового человека-паука» и такого же популярного фильма «Хоббит: Нежданное путешествие». В мою бытность работы на «Мосфильме» в самом углу операторского цеха стояла покрытая пылью камера для съёмок стереокино. Один раз при мне её вынули из кофра, осмотрели, поцокали языками и... упаковали обратно. Слишком хлопотно и много причиндалов, а отдача - два специализированных зала на всю страну. Но принцип тот же, хотя и упрощённый - такие же разноглазые очки.
Главная идея современного стереокино - помочь зрителю совершить путешествие туда, где он и побывать не мечтал. А уж формат IMAX 3D у профессионалов вообще называется «испытай кино», а не «посмотри» как обычно.
Испытание трудное. Вряд ли кто-то всерьёз мечтает оказаться наяву в жутком месиве Сталинградской битвы, когда только от одной стрелковой бригады в восемь тысяч человек за десять дней боев осталось в живых не более трёх сотен. Наше поколение пятидесятилетних ещё рвалось в бой, помните у Высоцкого: «...ребятишкам хотелось под танки». Но сегодняшних зрителей в массе своей не заставишь читать воспоминания очевидцев битвы за Сталинград. Как и изучать хронику событий 1942 года или хотя бы главы из романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», на основе которых сочиняли свой сценарий Илья Тилькин и Сергей Снежкин. Это требует серьёзных затрат времени, сердца и ума. Значит, надо снимать масштабную сказку, величественное полотно, возвышенную легенду - так, видимо, по ходу создания фильма решили авторы.
Как снимать всемирно известную битву, именем которой даже названа одна из парижских улиц? Версий полно, от документальных до художественных. Описание Сталинградской битвы сценаристы взяли в романе Гроссмана, нашпиговав сюжет своими фантазиями и представлениями о поведении солдата на той войне (оно разительно отличается, например, от чеченской хотя бы мотивацией). Пятерых героев, охраняющих от вторжения дом, за которым Волга, и 19-летнюю Катю придумали специально для фильма.
По части величественности фильм, с изображением IMAX размером в тот самый дом, который защищали наши солдаты, безусловно, победит конкурентов в прокате. Немудрено. Весь экшен в фильме, симуляция огня и дыма, имитация разрушений, трехмерная аниматика, компьютерная графика сделаны увлечённо, зрелищно и с большим размахом, бюджет отработан на славу. За образец брались исторические фэнтези Зака Снайдера «300 спартанцев» и «Запрещенный прием», так, по крайней мере, я прочитал в одном из пресс-релизов к картине. По мнению тех искушённых зрителей, кто уже посмотрел фильм, сцены переправы через Волгу не уступают известным американским блокбастерам, обошедшимся их создателям в сотни миллионов долларов. «Духовные скрепы», о которых так любят порассуждать новые российские идеологи, влетают уже не в копеечку, но в полновесный цент.
Наверное, поэтому, когда в списке фильмов, предложенных российскому оскаровскому комитету для обсуждения, в последний момент появился «Сталинград», тут же оказались задвинуты чемпион российского проката «Легенда № 17», победитель многих фестивалей «Майор» Юрия Быкова, анимационная «Ку! Кин-дза-дза» Георгия Данелии, которую предлагал отправить на «Оскар» глава Союза кинематографистов России Никита Михалков. Правда, как признаются некоторые члены российской оскаровской киноакадемии, не все успели посмотреть «Сталинград» до обсуждения. Кто-то был в отъезде, но решение надо было принимать срочно, и пришлось голосовать по телефону, не глядя. Что особо никого не шокировало - кинематографический мир России в большинстве своём посчитал, что ни кто иной, как Федя, достоин чести... (далее по тексту).
К сожалению, есть и другое мнение. Например, такое - герои «Сталинграда» не говорят и не действуют как живые, теплокровные люди, а сплошь изрекают заезженные сентенции и пошлые афоризмы, они больше походят на персонажей оперного спектакля. Неспроста среди руин несчастного, замученного города слышен ангельский голос Анны Нетребко, её вокализ на музыку всемирно известного композитора Анджело Бадаламенти. А контуженный, потерявший голос солдат, бывший до войны известным тенором, вдруг запел. У бойцов красиво размазана кровь на ранах, на лице голодной и холодной Кати, чудом выжившей в одиночку в полуразрушенном доме, приятный тональный крем, а другая русская девушка Маша, в которую влюбился немецкий офицер, радует ухоженными и тщательно уложенными волосами (в самый разгар битвы за город-на-Волге). Ещё лучше её белоснежное тело, когда Маша красиво лежит, изнасилованная немцем, тут она похожа прямо-таки на Данаю. Извините, что приходится писать с чужих слов, но, как только сам посмотрю, обязательно выдам рецензию, обещаю.
Но, даже не смотря, верю безоговорочно - в техническом отношении фильм у Феди получился круче варённого страусиного яйца. И он очень хочет «Оскар», который когда-то достался «Войне и миру» его папы и тоже за лучший иностранный фильм. Ну, не зря же Бондарчук-сын в те времена, когда уже можно быть просто талантливым, вступает (а иногда и вляпывается) во всякие прокремлёвские молодёжные объединения, сидит с Путиным за одним столом, где-то выступает с трибуны. Так же поступал и его папа - общепризнанный талант, значит, и отпрыску не повредит.
Правда, я не знаю, насколько в Америке осведомлены об этом роде деятельности номинанта, а так же о нюансах, с этой деятельностью связанных. Потому что, если осведомлены, об «Оскаре» Феде можно забыть. Тамошние интеллектуалы щепетильны и въедливы до противности.
Для меня «великие фильмы о войне» не включают в себя ни панорамных съёмок, ни стотысячной массовки, ни многомиллионного бюджета. Скажу больше, они, как правило, чёрно-белые и рассказывают о крошечном частном эпизоде, из которого магией кино проявляется всё величие и вся мерзость той войны. Список любимых фильмов приводил не раз, не хочу быть навязчивым.
Ещё меня безумно раздражает рекламный слоган «великий о великой». Ну, что за беспардонность! У Фёдора хоть отец воевал с автоматом в руках, сын какое-никакое право имеет, а у Никиты папа с ручкой и блокнотом, всё больше с командного пункта наблюдал, до пулемёта дело ни разу не доходило. Бондарчуку-младшему непременно вспомнят тридцать истраченных на производство миллионов долларов, которые отняты у бюджетников и неизвестно, окупятся ли. Режиссёра уже круто подставили с премьерным показом, где рядышком засветились уполномоченный по детям Астахов и вор в законе Тайванчик, а так же президент Кадыров в окружении гориллоподобной охраны (неужели Рамзан сам не понимает, какой обезьянкой на их фоне выглядит?). Фотографии с премьеры долго и горячо обсуждались в интернете, народ увидел и запомнил, кого режиссёр Бондарчук приглашает к себе в качестве дорогих гостей...
И всё-таки желаю удачи «Сталинграду». Хотя бы как эксперименту со зрительским восприятием. Вспомните, военная тематика в нашем кино была закрыта почти сразу после распада СССР. Понимаю, исторические драмы снимать дорого, но и камерные истории типа «Двадцать дней без войны» стали не в чести. Эксперимент с полуфантастическими «Мы из будущего» сложно назвать удачным. Особенно его вторую часть, в которой нашлось место откровенным политическим разборкам с Украиной. С афганской и чеченской войнами при всей актуальности и воспалённости тоже не очень получается из-за сомнительности конечных целей этих «спецопераций».
Так, может, закрыть тему Великой Отечественной, успокоившись на уже снятых картинах. Ни боже мой! Иначе мой сын не узнает, как воевали его дедушка и прадедушка, а старую эстетику он просто не воспринимает. Пусть попробует через привычную его глазу картинку, всё лучше, чем «Человек-паук».
А «Оскар»... дело наживное, вдруг, да наживём!
Леонид Черток