Парусный спорт: 12 апреля 1718 года была основана "Невская флотилия"
Зарождение парусного спорта в России неразрывно связано с реформаторской деятельностью ПЕТРА I, прекрасного моряка и знатока парусного искусства. Еще в конце XVII века, путешествуя по Голландии, он впервые обратил внимание на распространенность в этой стране такого вида отдыха, как хождение под парусом на небольших лодках в выходные дни. Возвратившись в Россию, Петр основал Петербург, создал флот и морское судостроение. Но для флота нужны были кадры. Опора только на зарубежных наемников была делом очень дорогостоящим и политически ненадежным. Петр понимал, что нужны соответствующим образом подготовленные собственные морские кадры: тогда служба в отечественном флоте станет действительно родным и патриотическим делом для русских людей. Но в сухопутной России, тогда еще не имевшей морских традиций, нужны были особые меры, чтобы привлечь внимание общества к морю. И он создает своим указом «для увеселения народа, наипаче же для лучшего обучения и искусства... Потомственный Невский флот», известный как "Невская флотилия" и состоящий из 141 яхты. Таким вот образом в 1718 году возник первый в мире парусный клуб с собственным флагом. Зачисление в это объединение носило принудительный характер. Дворяне и их дети постигали азы морской науки, учились плаванию на яхтах, принимали участие в парусных гонках, групповых смотрах и учениях в составе эскадр. По указу Петра I на Партикулярной верфи для «Невского флота» были построены гребные лодки, парусные яхты и буера. Эти суда были переданы государственным чиновникам и другим знатным особам безвозмездно, но с условием содержать их в исправном виде и использовать по назначению. Главой «Невского флота» государь назначил одного из лучших моряков того времени, стольника Ивана ПОТЕМКИНА. Под руководством царя были разработаны и утверждены адмиралтейской коллегией 12 апреля 1718 года Устав и флаг флотилии. Устав подробно регламентировал практически всю деятельность нового клуба. Он определял обязанности владельцев судов, а также содержал инструкции по использованию, ремонту и хранению судов и парусного вооружения, информацию о совместном плавании флотилии, таблицы визуальных и звуковых сигналов по управлению флотилией во время похода и т.д.
В таблице, приложенной к уставу Петра I, был изображен и отличительный флаг «Невской флотилии». Он назывался флагом яхт и буеров. В течение царствования Петра, пока существовал «Невский флот», суда его неизменно прибывали на Неву для экзерцирования под этим флагом. Во время выходов флотилии Нева и Финский залив сказочно преображались. Сотня гребных лодок и яхт, украшенных флагами и вымпелами, прекрасно смотрелась с берега и привлекала своим выходом толпы людей.
В те времена, впрочем, как и в нынешние, обладание роскошной яхтой было признаком финансового благополучия и могущества. История сохранила нам интересный и, пожалуй, забавный пример именно такого подхода к вопросу. Бранденбургский курфюрст в 1701 году сумел благодаря тонким политическим интригам короноваться в Кенигсберге и стать королем Пруссии ФРИДРИХОМ I. Свое новое высокое звание он решил подтвердить приобретением королевской яхты. Вступив на престол, король заказал в Голландии яхту за фантастическую по тем временам сумму - 100 000 талеров. По желанию Фридриха ей дали помпезное название «Корона». Его сын и наследник «Короны» яхту использовал уже для политического подкупа. Фридрих Вильгельм I вошел в историю как создатель прусской армии. Он отличался неимоверной скупостью. Деньги из своей казны король охотно расходовал только на военные нужды, тратиться на все остальное ему было очень жаль. Содержать роскошную прогулочную яхту оказалось достаточно дорого для скупого до болезненности Фридриха. Он нашел оригинальный выход, как избавиться от судна: подарил яхту своему соседу - русскому царю. Этим своим поступком он одновременно и решил проблему денег, и усилил к себе благосклонное расположение Петра I. Так дорогая «Корона» оказалась на Неве.
После смерти Петра I в 1725 году «Невский флот» постепенно прекратил свое существование. Журнал "Морской сборник" в 1849 г. отмечал, что "Невский флот" "будет постарее всех европейских яхт-клубов", но "учрежденный довременно и насильственно, он мог существовать только при его (Петра) воле". Со смертью Петра I "Невский флот" прекратил свое существование.
"Невский флот" не был яхт-клубом в современном понимании. Да и понятия такого тогда не существовало. Но по своей форме (наличие специально построенных судов, свой устав и флаг, форменная одежда) и задачам (организация и подготовка людей для службы на море в сочетании с развлечениями на воде) "Невский флот" стал прямым предшественником русских яхт-клубов.
Детище Петра I хотя и оставило интересный след в истории парусного спорта, но практически не оказало влияния на развитие яхтинга в России. С того времени парусный спорт в Российской империи на протяжении почти 120 лет был в забвении и существовал в зачаточном состоянии. В то же время парусники под русским флагом бороздили моря и океаны во всех частях света, добирались до холодной Антарктиды и Тихоокеанского побережья Америки. Только в первой половине XIX в. в России было снаряжено более сорока дальних и кругосветных плаваний под парусами, принесших большие научные и географические открытия. Именами наших великих соотечественников - русских мореплавателей и ученых - названы многие моря, заливы, острова и др. в различных районах Земли.
На фото: "Флаг яхт и буерный" - первый спортивный флаг в России, учрежденный Петром I. Под этим флагом плавали суда "Невского флота".