Рослесхоз и Минприроды обменялись мнениями по ценовой политике в лесном хозяйстве
Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) Валерий РОЩУПКИН, прежде всего, подчеркнул, что платность является одним из основных принципов организации лесопользования в России. Этот принцип сохранен и в новом проекте Лесного кодекса, принятого в первом чтении Государственной думой РФ. Совокупный лесной доход Российской Федерации сегодня составляет около 20 млрд. рублей в год и формируется из вывозных таможенных пошлин (более 13 млрд. рублей) и лесных податей за древесину, отпускаемую на корню (около 7 млрд. рублей). При этом более 91% лесного дохода государство получает только за счет одного из семи видов лесопользования – а именно от заготовки древесины. «Поэтому формирование четкой, объективной и прозрачной ценовой политики в лесном комплексе является нашей первоочередной стратегической задачей», - заявил В.Рощупкин.
По мнению В.Рощупкина, действующая сегодня в России система определения ставок на древесину, отпускаемую на корню, еще далека от совершенства, однако в последнее время был предпринят ряд шагов, который позволит установить объективную рыночную стоимость лесных ресурсов России.
Так, до недавнего времени Правительство РФ имело право устанавливать лишь минимальные ставки платы за лес на корню, а полномочиями по конкретным ставкам с учетом региональных особенностей обладали субъекты Федерации. «Большей частью это были конкурсы не инвестиционных программ, а местечковых интересов. – пояснил В.П. Рощупкин. - Допустим, местный чиновник говорит: завтра выборы, надо купить машины скорой помощи, отремонтировать школу и так далее. Лесопользователь решает эти проблемы – и получает лес в аренду по минимальной цене. В результате бюджет недосчитывается огромных сумм».
Однако с 1 января 2005 года полномочия по установке конкретных ставок были централизованы и переданы Рослесхозу. Как отметил В.Рощупкин, «Рослесхоз намерен бороться с тремя основными недостатками существующего в стране подхода к лесным платежам». Во-первых, ставки платы и лесных податей сегодня устанавливаются на основе оценок по очень крупным территориальным единицам, отчего «одни лесопользователи недоплачивают, а другие – переплачивают». Во-вторых, минимальные ставки платы меняются недостаточно часто. Их индексация осуществляется федеральным законом о бюджете страны только раз в год с применением единого для всех регионов коэффициента. В-третьих, ставки платы недостаточно отражают различия в качестве и местоположении лесных ресурсов.
В проекте нового Лесного кодекса РФ доминирует аукционный подход к определению размера платы за пользование участками лесного фонда, при этом стартовые ставки устанавливает Правительство РФ. Министр природных ресурсов Юрий Трутнев отметил, что «аукцион – это самый верный путь к определению реальной стоимости российского леса». При этом он напомнил участникам консультативного совета, что новый Лесной кодекс предусматривает и продажу леса без торгов: местному населению, сельскохозяйственным и бюджетным организациям, а также предпринимателям при отсутствии конкуренции на той или иной участок. «Мы обязаны создать механизм, при котором отсутствие конкуренции не сможет создаваться искусственно, а льготы не станут очередными лазейками для продажи леса за бесценок», - заявил министр.
Что касается принципов установки стартовых ставок на лесные участки, то Рослесхоз предложил формировать их по методу остаточной стоимости. Этот метод широко используется в странах, где государственные леса занимают большие территории (прежде всего, в США и Канаде) и применялся в России до 1930-х годов при расчете лесных такс за древесину. Цена лесного ресурса при этом формируется путем вычитания из рыночной цены лесопродукции всех издержек на ее производство и сбыт, включая прибыль лесопользователя. В ответ на это предложение Ю.Трутнев посоветовал еще раз предусмотреть все возможные минусы в новых вариантах ценообразования: «Надо четко прописать, как мы сможем комплексно и объективно оценивать производственные затраты на региональных рынках лесной продукции. Без такого механизма в ущербе может оказаться как государство, так и лесопользователь».
Кроме того, министр дал поручение Рослесхозу продолжить формирование предложений по изменению государственной таможенной политики в пользу развития глубокой переработки древесины на территории Российской Федерации.
«Вывоз из России круглого леса должен стать невыгодным делом. Везде, кроме нашей страны, деньги зарабатываются не на операции «спилил – продал», а на втором-третьем переделе, на глубокой переработке леса. Если кубометр леса вывозится из России за 30 долларов, то возвращается в виде готового продукта уже за 400-500 долларов», - сказал руководитель Рослесхоза В.Рощупкин.