Местное самоуправление. Юрий Сердюк
- О Законе говорят по-разному. Одни считают, что мы ничего не добьемся, другие – наоборот, активно поддерживают. Я расцениваю реформу местного самоуправления как некое возвращение к советским временам. Была руководящая партия, исполком, осуществляющий хозяйственные функции, сельские поселковые советы со своими бюджетами. Существующий Закон 1995 года требованиям современной жизни не отвечает. Почему? Во-первых, глава муниципального образования за всех все решает, а это практически невозможно: современные «заменители» райкомов, райисполкомы и сельсоветы, хоть и являются юридическими лицами, все равно «сидят» на нашей смете. Отсюда некоторая инертность с их стороны: дадут денег – сделаем, не дадут – мы не виноваты. Я уверен, что это положительная сторона Закона – власть и денежные ресурсы будут приближены к людям.
Другое дело, для выполнения каких функций избирается власть? По идее, власть должна заниматься всем и отвечать за все. Но данный вопрос все-таки политический и касается способа построения властной вертикали, а федералы решили так – «Мы в это дело не лезем» Со времени вступления Закона в силу мы уже прошли немалый путь – определили, как будут организованы органы местного самоуправления на уровне района, сколько депутатов останется в райсобрании (21 как и раньше). Внесли изменения в Устав, решили, что глава местного самоуправления одновременно будет являться главой администрации района, хотя по Закону можно было поступить иначе, глава МО возглавил бы представительный орган, а главу администрации можно нанять по контракту. Но мы посчитали, что глава администрации избран прямым тайным голосованием, а это определенный уровень доверия населения. Он не только возглавляет исполнительный орган, но и соблюдает баланс сил избранных депутатов и администрации. Если эту пирамиду перевернуть (то есть глава МО возглавит и районное Собрание, а глава администрации будет нанят по контракту), то здесь можно крутить руки исполнительной власти как хочешь, по нескольку раз в день вызывая на ковер, а через полгода или год уволить человека за неисполнение обязанностей. Депутаты ведь работают не на постоянной основе – приезжают на сессию, им дают документы, по прочтении которых они и принимают решение. А когда ежедневно варишься в кипучем котле деятельности, словно пропитываешься жизнью, видишь ее разные стороны, таким образом и появляются взвешенные документы по нашей текущей деятельности.
Это был первый наш к реформе местного самоуправления на уровне муниципалитета. На сегодняшний день мы имеем ряд областных законов и собственный план по реализации Закона № 131.
Один из наиболее злободневных для нас вопросов – это территориальная целостность. Что это значит? Число МО в Приморском районе останется прежним – 19. То есть мы не пошли по пути укрупнения территорий, ведь буква Закона говорит о том, что власть должна быть приближена к населению. Учитывая нашу географическую разбросанность и отсутствие развитой, а кое-где и какой-либо инфраструктуры (связь, дороги, транспорт), мы поняли, что для нас укрупнение – не выход. У большинства вновь образованных МО крайне слабая экономическая база. Ну а если соединить, к примеру, 4 «слабых», что они от этого, станут сильнее? Нет. А власть будет доступнее? Тоже нет. Зачем же тогда реформа?
Отсюда, конечно, возникает спорный вопрос, сэкономим ли мы в этом случае на управленческом аппарате. В принципе Закон дает возможность укрупнения и на перспективу. Инициатором может стать сам муниципалитет или население – путем проведения референдума на 2-3 территориях. Точно так же, как это проходит по всей России по регионам.
И потом, когда главы районных администраций говорят о недостатке квалифицированных кадров. Наверное, стоит вспомнить, откуда они сами пришли на свои посты. Просто людей надо учить, готовых глав МО нет, а толковые и ответственные люди всегда найдутся.
- Юрий Иванович, а какие у вас приоритеты в осуществлении реформы? Готовите ли вы будущих глав МО?
— Закон опирается на Бюджетный, Налоговый, Земельный кодексы. С принятием Закона о местном самоуправлении начался процесс внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. Может быть, его даже нужно было делать не Законом, а Кодексом об основах муниципалитета или статьей в Конституции. Поэтому воплотить его в жизнь так, кто как понял, не получится. Определенные задачи стоят перед Федерацией, областями и районами. Те законы, которые необходимо было принять по срокам, уже утверждены областным Собранием депутатов, осталась только шлифовка. Ну а дальше мы выходим на выборы, которые состоятся в октябре текущего года.
В Законе прописано, что всенародно избранный глава МО обязан возглавить и представительный орган. Мы возражаем против этого, полагая: если количество жителей в поселении не превышает тысячи человек – да, можно совмещать; если больше – должно быть два разных человека на освобожденной основе. Конечно, мы не вправе нарушить Федеральный закон, но собираемся внести свое предложение на парламентских слушаниях в Госдуме. Думаем, нас услышат.
Другой важный вопрос – расщепление федеральных и областных налогов, которое нас совсем не устраивает. Муниципалитеты на сегодняшний день лишены налога на прибыль и имущество предприятий и учреждений. В то же время с 1 января 2006 года они сами становятся плательщиками этих налогов. К примеру, в бюджете Приморского района доходная часть составляет 118 миллионов, а налог на имущество – 39 млн. рублей.
- Может быть, МО Приморского района не подвергнутся укрупнению, потому что вы под боком у областного центра?
— Наша близость к Архангельску имеет как плюсы, так и минусы. Человек ведь ищет где лучше. Если он грамотен, опытен, полон сил и энергии, не станет возвращаться неизвестно куда. Я имею в виду потенциальный отток кадров…
- А какая-нибудь помощь от областной власти вам требуется? Опыта хватает?
— Самой ценной для нас бы была учеба, которую проводили бы авторы законопроекта о местном самоуправлении: аппарат Президента РФ, правительство, институты, специалисты в области права. А так ведь каждый читающий Закон понимает его по-своему.
С задержкой, но идут документы в развитие Закона о местном самоуправлении из Правительства России: о передаче дебиторско-кредиторской задолженности, имущества.
Периодически возникают проблемы, которые надо решать. Например, ОКАТО – коды на учет оплаты налогов. У вновь образованных МО их нет. Однако вот 2 октября выборы глав муниципалитетов состоятся, третьего или четвертого числа они придут на работу. Нужно срочно готовить Устав, регистрировать его и получать этот ОКАТО. А что значит срочно в масштабах всей России – чудес не бывает. Поэтому можно предположить, что в первые несколько месяцев существования новых МО будут проблемы с их финансированием.
Или, например, 3 или 4 октября на работу выйдут сразу два главы – избранный вновь и назначенный ранее? Значит, уже сегодня надо думать о предупреждении об увольнении согласно нормам Трудового Кодекса РФ.
Также и с вопросами ЖКХ и землепользования, которые мы поначалу планируем оставить за собой, чтобы за 1-2 года переходного периода МО смогли бы набрать людей и обучить их. Хотя у нас на всех территориях за исключением двух созданы соответствующие МУПы, которые затем из муниципальных превратятся в межмуниципальные.
Это все проблемы, которые нужно решать на уровне района. Причем процесс реализации реформы ведь поэтапный. Самые серьезные неторопливые шаги мы уже сделали, и теперь находимся в режиме «легкой пробежки». Другое дело, что мы должны быть заряжены и спрогнозированы, куда и зачем бежать и где финиш.
Наталья ПОПОВА
Фото автора