Развитие Арктики требует особого законодательного регулирования
Регион, где каждый вложенный доллар оборачивается четырехкратной прибылью, требует, по их мнению, особого к себе отношения. Об этом пишет сегодня газета «Новые известия».
То, что эксперты собрались обсудить эту проблему именно сейчас, нельзя назвать случайностью. В настоящее время Россия председательствует в межправительственном Арктическом совете, к тому же 14–16 июня 2005 года состоится IX Петербургский международный экономический форум, где также будет серьезно обсуждаться «арктический вопрос». Среди участников «круглого стола» были посол по особым поручениям МИД Виталий Чуркин, помощник главы Минэкономразвития Борис МОРГУНОВ, председатель комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Геннадий ОЛЕЙНИК, вице-президент ОАО «Норильский никель» Владимир ЭНГЕЛЬСБЕРГ, другие специалисты, политики, чиновники, бизнесмены и ученые, для которых проблема освоения Арктики не пустой звук.
На обсуждение был вынесен достаточно большой круг вопросов. Это и государственная поддержка социально-экономического развития Арктики, и настоятельная необходимость освоения новых регионов для увеличения добычи полезных ископаемых, и важность определения геополитического статуса арктического региона.
«Основной комплекс проблем, которые существуют у бизнеса в данном регионе, – это экстремальные климатические условия и практически полное отсутствие транспортной инфраструктуры», – подчеркнул Владимир Энгельсберг. Кроме того, по его словам, немаловажными являются и проблемы коренного населения Арктики. Причем, как заметил бизнесмен, интересы государства и бизнеса в этом вопросе полностью совпадают.
А Виталий ЧУРКИН добавил к тому, что перечислил предприниматель, еще одну немаловажную проблему – экологическую. «Экосистема Арктики чрезвычайно хрупка, – заявил чиновник МИД. – С развитием бизнеса нагрузки на ее экологию не могут не возрасти». В то же время посол посетовал на то, что разработка месторождений на Севере продвигается чрезвычайно медленно. «В Арктике содержится колоссальное количество неразработанных энергоресурсов, нефти и газа», – заявил г-н Чуркин, напомнив, что каждый доллар, который Россия вложила бы в Арктику, обернулся бы четырехкратной прибылью. Но самым же главным препятствием на пути освоения северных территорий является недостаточное нормативное регулирование вопроса. По словам дипломата, законодательно не зафиксированы даже южные границы Арктики.
Правда, помощник главы Минэкономразвития Борис Моргунов заявил, что нормативный акт, регулирующий границы арктического региона, все же есть. Он был принят еще в 1989 году Верховным Советом СССР, но на нем до сих пор почему-то стоит гриф секретности. «Наше министерство инициирует в ближайшее время запрос для снятия грифа», – заявил чиновник. Кроме того, он обратил внимание на отсутствие единых экологических требований к предприятиям, расположенным в регионе. По его словам, есть «некие цифры», которые называются предельно допустимой концентрацией (ПДК) вредных выбросов, но в то же время «у нас есть возможность согласования так называемых временных нормативов». «То есть на предприятие может прийти чиновник с тетрадочкой и принять решение о том, чтобы ослабить или усилить требования к ПДК», – посетовал помощник главы МЭРТ.
Одной из важнейших проблем этого региона, по словам г-на Моргунова, является проблема ограничения хозяйственной деятельности по экологическим основаниям. «Арктика – индикатор глобальных климатических изменений», – подчеркнул он. При этом чиновник отметил, что «в Арктике нет проблем региональных – все проблемы межгосударственные» и их последствия «могут иметь глобальный характер». «В проекте среднесрочной программы, который сейчас рассматривается правительством РФ, предлагается существенно модифицировать все наше природоохранное регулирование», – сообщил г-н Моргунов.
В свою очередь, председатель комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Геннадий Олейник достаточно резко отозвался о системе законодательного регулирования экономики и экологии региона. «Если наше государство в лице его высших чиновников считает, что человек живет в одних и тех же условиях в Рязанской и Магаданской области, то такая политика означает потерю Севера для нашей страны». По его словам, до тех пор, пока государство не осознает, что Арктика отличается от остальных районов нашей страны как климатически, так и экономически, «порядка в этом вопросе никакого не будет».