Кстати о митинге. Он прошёл как всегда, больше полутора тысяч человек при наших погодах никак не собирается. Но новшество есть. Не могу вспомнить, чтобы при предыдущих губернаторах в областную столицу подвозили на автобусах иногородних штрейкбрехеров (провокаторов, если по-русски). Тот же Ефремов во время «кастрюльных бунтов» не боялся лично выходить к разъярённым матерям, которых дома ждали голодные дети, разговаривал, искал выход (например, северодвинских школьников кормили бесплатными обедами на «Звёздочке»).
А вот при Орлове сподобились. Перед самым началом мероприятия на площадь вышла группа людей с плакатами: «Рабочие за губернатора», «Дайте правительству области спокойно работать». Это «спокойно» особенно умиляет, сказали бы прямо - «дайте Орлову творить всё, что заблагорассудится, ибо клал он вас с прибором». Ей-богу, честнее было...
Надеюсь, ни у кого не хватит ума доказывать, что это был естественный порыв рабочей души. Тем более что по кадрам видеозаписи с площади Ленина северодвинцы идентифицировали среди ярых сторонников губернаторской политики отъёма социальных льгот сотрудников заводоуправления «Севмаша». Что ж, они люди подневольные, но и совесть надо иметь. В том числе тем, кто эту провокацию придумал и замутил. Ведь на деле получилось, что пенсионеры прогнали пинками пролетариат, рабочую косточку. Помните орловскую угрозу в случае сохранения льгот ветеранам начать увольнение бюджетников? Ну вот, почти действует, разные социальные группы населения сходятся чуть ли не в рукопашной.
Ну, и к чему это всё привело? Я имею в виду не стыд за тех сереводвинцев с «успокаивающими» плакатами, их заклеймили свои же горожане. Речь о льготах. Напомню, 11 ноября на встрече с лидерами Федерации профсоюзов губернатор Орлов предложил компромиссный вариант: оставить всем ветеранам меры соцподдержки в виде 762 рублей и компенсацию в две тысячи рублей родителям, чьи дети в возрасте с 3 до 6 лет не посещают детские дошкольные учреждения. Но и этот вариант не устраивал ни ветеранов, ни родителей, ни профсоюзы. Тем более, что по всем понятиям даже существующие суммы социальных выплат должны быть проиндексированы хотя бы с учётом инфляции.
Так вот, с 1 января 2014 года звание «Ветеран труда Архангельской области» будет присваиваться гражданам, имеющим суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, а также иных периодов, включаемых в страховой стаж, учитываемый для назначения трудовой пенсии по старости, не менее 40 календарных лет для мужчин и не менее 35 лет для женщин, награжденным наградами Архангельской области, наградами Архангельского областного Собрания депутатов, наградами губернатора Архангельской области (наградами администрации и главы региона), отраслевыми званиями и знаками отличия, а также региональной общественной наградой «Достояние Севера» и не имеющим неснятую и непогашенную судимость. Компенсации родителям, чьи дети не посещают детский сад, сохранены в полном объёме и в дальнейшем для новых получателей корректироваться не будут.
Знаете, меня, и не только, смущают дополнительные условия в части обязательных наград и отличий. За свой трудовой стаж в 34 года (не считая армии), я четыре раза становился победителем конкурса «Лучший по профессии» среди механиков операторского цеха «Мосфильма» (чем очень горжусь до сих пор), с вручением соответствующей грамоты и медали, выточенной на токарном станке. Но видели бы вы, с какой кислой миной вручал мне их наш парторг, ведь я никогда за словом в карман не лез (в том числе, и за непечатным). Но то был открытый конкурс, куда денешься. Как и кому вручали в те годы награды от администрации, мы, жившие в ту эпоху, хорошо помним. В дополнение к ударнику производства неплохо было быть подхалимом и стукачом. Для полной гарантии...
Я что-то не слышал в Америке про аналогичное звание «ветеран капиталистического труда». Там все производственные достижения оцениваются исключительно в материальном эквиваленте, что правильно. Наши же ветераны стали жертвами советской уравниловки. Но и при её исправлении не надо доходить до абсурда.
Стоп, а не рано ли мы радуемся? В бюджете будущего года так и не заложены 3 миллиарда рублей, необходимые для этих выплат. Их ещё надо «изыскать», правительство области этого даже не скрывает. Орлов так долго и упорно убеждал нас в том, что такие деньги взять просто неоткуда, теперь для него дать задний ход - себя не уважать.
Где взять, где взять... Есть такая «тумбочка», как Москва. И если она кому даст денег, то, скорее, «Единой России», выступившей против отмены льгот, а не губернатору. Потому что Орлов для неё - лишь расходный материал, а вот партия - уже система. Так что вляпался наш Игорь Анатольевич по самое «небалуйся», и пусть не говорит, что мы его об этом не предупреждали.
Собственно, Орлов сам и виноват. Ведь народ возмутился не столько самой угрозой отмены льгот, сколько непродуманными губернаторскими высказываниями. Я со многим согласен из того, о чём он говорил в интервью, но как только выходит на люди без бумажки, так несёт. Глава региона должен быть... поумнее, что ли.
А вообще бюджет принят убийственный, с ним мы быстро до банкротства докатимся. И опять никаких надежд на развитие производства, одно сплошное иждивенчество...
Ещё нас ожидают проблемы на улицах городов и посёлков. Грядёт большая амнистия к 20-летию Конституции (ельцинской, если соблюдать привычную советскую терминологию). На федеральном уровне сейчас ломаются копья по поводу того, распространится ли она на «болотных узников». При всё моем уважении к людям с гражданской позицией, не убоявшихся говорить в лицо власти, насколько она им не нравится, не считаю это главной общественной проблемой. Засада в другом...
Наверное, у многих россиян слово «амнистия» ассоциируется, прежде всего, с фильмом «Холодное лето 53-года». Конечно, страшно - выпустили в тот год на свободу сотни тысяч уголовных головорезов, как «социально близких» большевистской сущности, оставив за колючкой политических (им пришлось ждать расстрела Берии и реабилитации). Что там остров на севере как в фильме, мне бабушки рассказывали, насколько в тот год было страшно в Москве просто на улицу выходить после наступления сумерек.
Ну, не интеллигентов же столичных нам боятся, среди тех, кого повязали тогда на Болотной площади, они превалируют. Но амнистировать собираются и несовершеннолетних преступников, отбывающих свой срок в специализированных колониях. По предварительным подсчётам, примерно 30 % таких осуждённых получат свободу в Архангельской области.
Вы, как и я, вспоминаете нашумевший в перестройку фильм Юрия Подниекса «Легко ли быть молодым»? Историю про парня, которому крупно не повезло оказаться в одном вагоне электрички вместе с буйными «металлистами», а потом на суде он был единственным, подлежащим по возрасту реальному сроку.
Так вот, тот случай - исключение из правил. Как правило, малолетки и есть самые отмороженные, больших сроков не боятся, отравлены уголовной романтикой, за нож хватаются, не раздумывая, если бьют, так чтоб не встал. Архангельских «отпускников» предупредили - после масштабной амнистии 2001 года треть освобождённых вернулась на нары в течение года. Маловато будет, наверное, считались самые шустрые. По общероссийским данным в тюрьму возвращается примерно 80 % всех малолеток. А я слышал, что исправляются вообще единицы.
Но уж тут губернатор Орлов явно ни при чём. Я просто призвал к бдительности...
Леонид Черток