Митинги и шествия перед выборами могут быть запрещены
Телефонные переговоры граждан будут прослушивать, а транспортные средства изымать для нужд борьбы с террором. По мнению политологов и правозащитников, таким способом власть хочет обезопасить себя от возможности "оранжевой революции" во время выборов 2007-2008 годов.
В российской Конституции говорится только о режиме чрезвычайного положения, который вводит президент с согласия парламента. Но проект закона "О противодействии терроризму", который находится сейчас в Думе, предусматривает два новых, резко ограничивающих права граждан - режим террористической опасности и режим контртеррористической операции.
Первый вводится главой региона или главой правительства РФ на два месяца с возможностью продления при наличии информации, что на территории субъекта Федерации или нескольких субъектов готовится теракт. Режим позволяет запрещать массовые мероприятия, ограничивать передвижение автомобилей и пешеходов "на отдельных участках местности", а также "вести контроль телефонных переговоров" и "осуществлять поиск на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации о террористической деятельности".
Режим контртеррористической операции вводится руководителем этой операции в зоне ее проведения (то есть ни конкретная должность, ни предельные границы территории не указаны) и позволяет сотрудникам правоохранительных органов задерживать всех граждан без документов, а также отселять жителей из их домов, если проживание в них сочтут опасным.
Кроме того, сотрудники смогут беспрепятственно проходить в жилые помещения и на земельные участки граждан и использовать в своих целях их автомобили и средства связи. Журналистам при проведении контртеррористической операции позволят находиться лишь в выделенном для них секторе под присмотром представителя оперативного штаба и передавать только ту информацию, которую разрешит руководитель оперативного штаба.
Напомним, что в июле прошлого года президент России Владимир Путин подписал федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", принятый Государственной думой 4 июня 2004г. и одобренный Советом Федерации 9 июня 2004г. Закон предусматривает уведомительный характер проведения данных мероприятий, то есть на их проведение не требуется предварительного разрешения органов исполнительной власти и местного самоуправления.
Вместе с тем закон создает безопасные условия для проведения демонстраций и митингов. В частности, он содержит перечень мест и территорий, где такие мероприятия проводить запрещено, так как не может быть обеспечена безопасность граждан. В число таких мест вошли территории, прилегающие к опасным и вредным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует специальных правил техники безопасности, путепроводы, железнодорожные магистрали, нефтегазополосы, а также линии высоковольтных электропередач, территории, прилегающие к резиденциям президента РФ, суды и здания учреждений исполнения наказания в виде лишения свободы, а также пограничная зона.
Закон закрепляет порядок проведения публичных мероприятий, а также описывает правовой механизм взаимодействия органов власти с организаторами и участниками таких мероприятий. Кроме того, закон устанавливает, что организаторами демонстраций, шествий и пикетирований могут быть граждане России не моложе 18 лет, а митингов и собраний - не моложе 16 лет. Закон запрещает организовывать подобные мероприятия лицам, признанным судом недееспособными, а также политическим партиям и иным общественным и религиозным объединениям, деятельность которых приостановлена, прекращена или запрещена.
Организатор публичного мероприятия должен уведомить органы исполнительной власти о намерении провести такое мероприятие в письменной форме не ранее 15 и не позднее 10 дней до даты проведения, а при проведении пикетирования уведомление должно подаваться в срок не позднее 3 дней. Публичные мероприятия, согласно законопроекту, не могут начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов.
Напомним, данный законопроект еще со времени своей разработки вызывал неоднозначную реакцию в обществе. Изначальный вариант закона, принятый Госдумой в первом чтении, гораздо жестче, чем нынешний, регламентировал возможность публичных акций протеста. По сути, под благовидным предлогом обеспечения безопасности участников митингов он их просто запрещал. Однако под давлением общественности в дело был вынужден вмешаться президент России. 26 апреля 2004г. он направил в Государственную думу заключение на проект закона.
Хотя в общем концепция закона не вызвала возражений президента, ряд положений законопроекта, откровенно нарушавших демократические права и свободы граждан, рекомендовалось согласовать с положениями международных договоров и основных свобод, и с нормами законодательства Российской Федерации. Президент предложил свою редакцию той статьи закона, где запрещалось проведение митингов. Президентская поправка была принята депутатами как догма, и ее вставили в законопроект практически без изменений.
В заключение напомним, что борьба с терроризмом как повод в решении политических задач уже использовался в нашей стране. Так 13 сентября прошлого года после теракта в Беслане президент В.Путин предложил ряд изменений в устройстве системы власти в стране. Ключевым изменением стала отмена прямых всеобщих выборов губернаторов российских регионов.
Источник: http://top.rbc.ru/index3.shtml