2014 год: кризис или процветание. По материалам иностранных СМИ
Банковский сектор в 2014 году сохранит стабильность благодаря жесткой кредитной политике, а его оздоровление вызовет мировой экономический бум. Такова оценка аналитиков Bank of America Merrill Lynch.
Главной угрозой миру остается исламский фундаментализм, центр которого перемещается в Афганистан. Ожидается, что после вывода международного контингента в страну хлынут экстремисты всех мастей. Политологи опасаются роста террора, усиления внутренних вооруженных конфликтов и их распространения на соседние страны и области – Кавказ, бывшие республики СССР и даже Китай, где существуют районы компактного проживания мусульман. Дестабилизирующим фактором могут стать назначенные на апрель выборы президента, которые могут спровоцировать государственный переворот.
Президентские выборы пройдут в будущем году и в Сирии, причем Башар Асад уже объявил о намерении баллотироваться. Итоги голосования вряд ли повлияют на ход войны: конфронтация уже достигла предела. С учетом событий уходящего года можно предположить, что иностранного вторжения в Сирию не будет. Попытки международного сообщества усадить противников за стол переговоров не увенчаются успехом, пока паритет сил не станет очевиден и для повстанцев, и для режима. Вряд ли это произойдет в 2014 году. А вот столкновения между мятежными группировками, вовлечение в конфликт Ливана, провокации против Израиля вполне вероятны. Возможно, ЦАХАЛу придется провести на северной границе ограниченную военную операцию, но не более того - в Сирии сегодня нет сил, способных вести войну на два фронта. Более ощутимая опасность исходит из Ливана, где обстановка дестабилизировалась после вступления «Хизбаллы» в сирийскую войну.
Из-за сирийских событий парламентские выборы в Ливане были перенесены с июня 2013 года на конец 2014-го. Законодатели не решились проводить выборы, пока в стране не утихают столкновения между сторонниками и противниками Асада.
Турция в 2014 году перестанет быть парламентской республикой, и там впервые состоятся всенародные выборы президента. На этот пост претендует премьер Эрдоган, однако его популярность упала, о чем свидетельствуют массовые протесты и коррупционный скандал, разразившийся в декабре 2013. Возможно, турки отдадут предпочтение действующему президенту Абдулле Гюлю. В то же время, никто не рассчитывает на радикальные перемены в политике Анкары. По всей вероятности, Турция продолжит свое движение «с Запада на Восток», налаживая отношения с Ираном и Россией и отдаляясь от США и Европы – вплоть до выхода из НАТО. Этому способствует непоследовательная политика Вашингтона на Ближнем Востоке и неудавшаяся попытка вступления Турции в ЕС. В связи с этим Иерусалиму, несмотря на примирение, не стоит ждать возобновления прежнего тесного сотрудничества с Анкарой.
Израиль тоже будет искать новых союзников, все больше ориентируясь на взаимовыгодные интересы, а не на заверения в вечной дружбе. Охлаждением между Иерусалимом и Вашингтоном наверняка воспользуется Россия. Президент Путин уже пообещал израильскому премьеру блокировать международную конференцию по демилитаризации Ближнего Востока, на которой неминуемо встал бы вопрос о ядерном потенциале Израиля. Россию также интересует участие в разработке газовых месторождений у берегов Израиля.
Ослабление своего влияния в регионе США и Евросоюз постараются компенсировать давлением на Израиль по палестинскому вопросу. В первую очередь, это будет касаться строительства в Иудее и Самарии, которое считается главным препятствием для продвижения палестино-израильского диалога. Европейские дипломаты уже предупредили, что ответственность за срыв переговоров из-за строительства на территориях будет возложена на Израиль.
Между тем, палестинские переговорщики готовы продолжать встречи больше отведенных девяти месяцев. По-видимому, обе стороны поняли, что для международных спонсоров важен прежде всего процесс, а результат, скорее всего, не устроит никого.
Главной интригой наступающего года остается Иран. Сколько продлится роман между Вашингтоном и Тегераном, долго ли президент Роухани сумеет поддерживать миф о прозрачной и мирной ядерной программе, когда обман станет очевиден и как отреагирует на него международное сообщество? На эту тему никто не рискует строить прогнозы.