Так вот, Дмитрий Медведев приезжал посмотреть, как с космодрома «Плесецк» запускали что-то сугубо военное. Мне тоже странно, причём тут присутствие мирного главы мирного кабинета министров, не наигрался за четыре года президентства в войнушку? Наверное, он и сам почувствовал некое несоответствие цели визита с занимаемой должностью, поэтому, вопреки прогнозам скептиков, соизволил встретиться с нашим губернатором по сугубо гражданским вопросам.
Ну,
и о чём могут говорить эти двое, один из главных распорядителей
государственного бюджета и руководитель депрессивного региона? Вестимо, о
деньгах. В частности, о деньгах для переселения из ветхого жилья. Примерно так
это было (публикуется с сокращениями):
Председатель Правительства отметил, что вместе с тем и в Мирном, и во всей
Архангельской области проблема с ветхим жильём остаётся, и спросил у главы
региона о шагах для её решения.
Игорь Орлов ответил: «В рамках софинансирования из
Фонда реформирования ЖКХ сдано более 300 тысяч квадратных метров жилья, в
которое смогли переселиться жители ветхих домов. Однако в регионе их
действительно еще много, поэтому программа переселения требует продолжения,
темпы расселения должны быть сохранены. Соответствующее соглашение с
Правительством Российской Федерации уже подписано».
Губернатор сообщил, что до конца 2017 года на эти цели планируется направить
более девяти миллиардов рублей.
- Это вызов для бюджета Архангельской области... (из пресс-релиза
обладминистрации)
Всё, дальше я читать не мог, ибо ржал, как подорванный. Опять пресловутый вызов, слово, ставшее паразитом в устах нашего губернатора-неумехи. Если кто забыл, Орлов им охарактеризовал своё назначение в Архангельскую область - «мне бросили мужской вызов». У него есть ещё одно любимое слово - посыл, тоже частенько употребляет. Хорошо подходит для мемуаров бывшего главы региона - «Как и куда меня посылали». Неужели начал писать? Надо будет поспрашивать...
К чему весь этот пафос с вызовом? Ведь речь идёт об обычных губернаторских буднях - освоить выделенные государством деньги и вложить немного из областного бюджета. И так премьер-министр посочувствовал нашей убогости - пообещал федеральное финансирование строительства дороги Брин-Наволок-Каргополь-Вытегра, выделение государственных субсидий на компенсацию части затрат по кредитам предприятий лесного комплекса, а так же помощь с ремонтом здания Архангельского кукольного театра. Для меня ответ очевиден - губернатор Орлов просто не понимает, о чём, с кем и как говорить. «Не фильтрует базар» - как говорят в маргинальных кругах и депутатских курилках.
Из-за этого у Игоря Анатольевича уже возникают серьёзные неприятности. Например, на него подал в суд за клевету бывший заместитель директора) Архангельского областного драматического театра им. М. В. Ломоносова Александр Дунаев. Подал, чтобы проучить и научить отвечать за свои слова.
А дело было так. Вернувшись с рождественских каникул, которые он проводил за пределами области, губернатор Орлов дал пресс-конференцию по поводу своего двухлетнего юбилея вступления в должность. Когда-то я полтора года проработал в этой системе и знаю, как эти мероприятии готовятся. Кому-то дано отвечать на любые вопросы экспромтом (например, Анатолию Ефремову), кому-то нужно заранее подготовиться, в моём представлении Орлов относится к последним. А уж когда вопрос задаёт главред придворной газеты («Правда Севера»), тут и сомнений нет. Значит, кому-то надо было, чтобы из губернаторских уст прозвучали слова обвинения в адрес театрального деятеля. Типа - зажрались вы там, служители Мельпомены...
Читать стенограмму речи Орлова трудно, она изобилует «меканиямия», «эканиями», недраматическими паузами и бесконечными повторами. Мысль же, вложенная в уста губернатора, сводилась к тому, что «золотой парашют» (компенсация при увольнении, оговорённая в контракте) размером 10 миллионов рублей достанется человеку, которого вот-вот посадят аж по двум уголовным делам. Чего, как выясняется, нет и в помине, у следственных органов к Дунаеву вообще нет никаких претензий (подробности читайте здесь: http://rusnord.ru/2014/1/33152).
Скорее всего, Орлов озвучил чужие слова, за которые теперь придётся отвечать. Но он же ГУБЕРНАТОР, сталкиваясь с подобными голословными обвинениями в бумагах, услужливо поднесёнными ему спичрайтерами, должен скрупулёзно проверять их на подлинность, ибо цена его слов теперь высока. Похоже, он просто не в силах это осознать, ибо в душе остаётся исполнительным директором фирмочки по продаже подержанных иномарок, которого фортуна вознесла уж очень высоко. Читаешь его откровения с журналистами и понимаешь - это просто дешёвый трёп, где цена слову полкопейки. Ну, не готов человек к занимаемой должности, не соответствует, что тут поделаешь.
И насчёт «золотого парашюта» Дунаева, которым многие возмущены не меньше губернаторского. Надо понимать, что увольнение человека театра в местных условиях означает, чуть ли, не запрет на профессию. Ему надо или переучиваться, или переезжать в другой регион, как минимум, в город-миллионник. Для этого нужны деньги, и немалые, поэтому при приёме на работу в договоре прописывается отдельный пункт. Этого может не понимать рядовой обыватель, но просто обязан назначенец президента.
Впрочем, что в какой-то мере оправдывает Орлова, так это плохой пример безнаказанности в биографии его предшественников. Про большого любителя «зелёных котлет» Киселёва давно ничего не слышно - не видно, но опыт жизни подсказывает мне, что он отнюдь не бедствует. А уж пришедший за ним Михальчук (МИФ), в сравнении с которым НИК был просто скромнягой-честнягой, благоденствует и жиреет. Теперь он занят «освоением» строительного бюджета сибирского региона, возводит новый микрорайон Омска на берегу Иртыша. Какой разносторонний, всё-таки, человек, приехав к нам в Архангельск в 2008 году, он представлялся издателем и журналистом, оставив после себя в строительной отрасли, разве что, долгострои да недострои. Ну и племянничка в бегах...
А вот, что он рассказывает теперь о себе: Семья живет в Москве, а я - в Омске, - сообщил бизнесмен (Михальчук). - Я считаю, что строить здесь, а жить там - неправильно. Я говорил и губернатору, и мэру, что уже наполовину омич. (Омскинформ)
Поняли? Он теперь омич. А совсем недавно называл себя «настоящим помором». А до этого, небось, числил себя «прирождённым якутом». Что ж, типичная философия временщика-назначенца, Орлов ей и следует. Кстати, надо будет омских коллег предупредить, ЧТО к ним ТАКОЕ приехало. Нас якуты в своё время предупреждали, да мы не сразу поверили...
Если же вернуться из прошлого в настоящее, меня очень удивило, что на встрече с премьером Медведевым губернатор Орлов не коснулся вопроса финансирования авиасообщения по маршруту Архангельск-Лешуконское. Это можно было предполагать - когда народ с депутатами грудью встал на защиту социальных льгот, правительство области подленько нашло, на ком отыграться, мотивируя это «выпадающими доходами».
Я в Лешукони так и не побывал, добрался (по воздуху) только до Мезени. Но хорошо представляю себе, что это за медвежий уголок по природным географическим причинам. Теперь там люди сидят без почты, без денег (Сбербанк не работает), дальше вполне могут перейти на подножный корм - чем лес да река кормят. Но самое жуткое положение у тяжелобольных, которых не могут доставить в областной центр. Вы слышали про трагическую кончину вице-адмирала Апанасенко, которому не смогли доставить необходимые обезболивающие? Речь о таких, как он.
Или для Орлова это не вызов, проблема не его масштаба? Не губернатор, а жигало (мужчина по вызову) нам достался...
Леонид Черток
Фото http://tv29.ru/files/14164.jpg