Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристический потенциал, занимает очень скромные позиции на мировом туристском рынке. На долю нашей страны приходится всего лишь 1 процент мирового туристского потока, а в валовом национальном продукте доля туризма составляет 0,01 процента. Основным фактором, сдерживающим развитие въездного туризма, являются постоянное удорожание стоимости турпакета. Так к уровню 2001 года цена недельного тура в России для иностранного туриста выросла с 600 до 1500 евро.
По данным комитета по международным связям и развитию туризма обладминистрации, сегодня на туристском рынке Архангельской области работает более 80 компаний, из них 12 туроператоров, а 20 турфирм ориентированы на въездной туризм. Фактически половина въездного потока – 46% – забирает Архангельск. Основные направления туристских потоков – Соловки, Архангельск, Северодвинск, Онега, Каргополь, Кенозерье и Пинежье.
«Сегодня даже на фоне Вологды и Карелии мы выглядим очень и очень слабо, – заявила в своем выступлении на парламентских слушаниях директор туристической фирмы «Помор-тур» Татьяна Бестужева. – Нужно вкладывать деньги для «раскрутки» достопримечательностей Архангельской области. К своему стыду, мы до сих пор пользуемся той сувенирной продукцией, которая была выпущена в 70-ые и 80-ые годы, когда еще существовал областной совет по туризму и экскурсиям. Вчера к нам прилетел турист из Германии – доктор наук, и мы сбились с ног, чтобы найти для него обычную карту Архангельской области».
«Хорошо, что проблемы туризма начали обсуждать на областном уровне, но почему-то власти еще стесняются привлекать нас – представителей частных компаний, – сказал в беседе с корреспондентом ИА «RUSNORD» генеральный директор туристической компании «Малые Карелы» Сергей Жуков. – В Архангельской области много мест, которые, при должной информационной поддержке, можно поднять до уровня Соловков, например, музей Михаила Ломоносова в Холмогорах, Сийский монастырь».
Сергей Жуков также сообщил, что туристический комплекс «Малые Карелы» 14 июня стал одним из победителей регионального конкурса «Архангельское качество-2006», проводимого в рамках программы «100 лучших товаров России».