«Прожорливый Шурик» на этот раз даже не пытался защищать своих товарищей по партии, ясно же, что солидные посты в Генеральной прокуратуре занимают отнюдь не члены ЛДПР. Реабилитированный следователь старался имен вообще не называть, но тень Устинова фантомом витала в студии. Сразу стало ясно, из-за чего генеральный потерял насиженное место. Не думаю, что он лично принимал участие в «крышевании» жуликов, но среди разоблаченных коррупционеров могли оказаться и его ставленники, чем не повод для увольнения? Помните, как в срочном порядке увольняли премьера Черномырдина, чтобы не подставить под дефолт? И здесь могла быть такая же схема. Осталось дождаться нового назначения отставника, и по нему будем судить, велики ли грехи. Но я сейчас не об этом…
Я смотрел и поражался масштабному перетряхиванию властного грязного белья. За сим, по логике, должен следовать небывалый рост оппозиционных движений. Так нет, в минувшую субботу Геннадий Зюганов на очередном съезде КПРФ слезно сетовал о катастрофическом падении рейтинга коммунистов. Нет, щеки еще надуваются, и планы получить 10-15% на следующих госдумовских выборах строят. Но общей потери электората уже не скрыть. Причин тут несколько…
Уже в 1993 году среди пламенных пенсионеров Москвы шло брожение, что официальная верхушка КПРФ продалась. А что еще могли решить бабушки и дедушки, если в ряды пламенных борцов с капиталистической собственностью затесались владельцы казино, типа депутата Семаги? Золотое было время, левая оппозиция в Госдуме имела большинство, а, соответственно, прекрасные возможности для лоббирования нужных законов. Поднимите, если получится, стенограммы тогдашних голосований, вы будете поражены, как активно голосовали коммунисты против ограничения той же пивной рекламы. Именно тогда пошли разговоры о том, что народным вождям, как и ворам в законе, не пристало купаться в роскоши, хотя Геннадий Андреевич до сих пор показательно отдыхает в бывших советских санаториях. Привыкшие к уравниловке старики потянулись в анпиловскую «Трудовую Россию», с циничной наглостью вымогающую их пенсионные копейки в виде взносов и пожертвований. Сильным ударом по старым коммунистам стала информация о том, что активным спонсором КПРФ на протяжении нескольких лет был персонаж, олицетворяющий «звериный оскал» - Михаил Ходорковский. «Как могли, ведь именно люди этой библейской национальности развалили великий и могучий Советский Союз?!». Для удобства особо возмущенных в начале 90-х была переориентирована ЛДПР, периодически балующаяся шовинистическими лозунгами. Но уж больно специфичен ее лидер, кидает его из крайности в крайность, то он чуть ли не хасид, то отец по национальности юрист. Поэтому для самых упертых националистов была создана «Родина». Ряды сторонников КПРФ еще поредели…
Но даже не это главное. Зюганов с трибуны съезда признался, что партия не получает притока живой крови. Чем можно привлечь молодежь в ее ряды? Уж никак не перспективами карьерного роста, на это ЕР и «Наши» есть. Романтику революционных буден еще никто не отменял, но эта площадка плотно занята лимоновцами и маргинальным «Авангардом красной молодежи». Во все времена, молодые люди на селинджеровский вопрос, что правильнее, красиво умереть или смиренно жить для правого дела, неизменно выбирала первое. Да и участившиеся последнее время заигрывания с особенно непримиримыми демократами, несут настоящим коммунистам не меньше разочарования, чем мне аналогичные действия Ирины Хакамады. Для меня коммунист намного опаснее любого «медведя».
Где же выход? Знал бы, не подсказал. Можно брать пример с дружественных компартий Восточной Европы. Например, только что на выборах в Словакии социалисты одержали верх, а Польшей много лет руководил «красный» президент Квасневский. Но там это нормальное явление, от прагматичной экономики люди переходят к социально-ориентированной, на лицо динамика прогресса. Нет, и мне уже не страшно, что в случае невероятного торжества коммунистических идей начнется поголовная конфискация и национализация. Ясно, что возможен лишь обычный передел собственности, коммунисты успели обрасти добром по самую маковку. Но не нужна нам еще одна пресловутая «эпоха перемен», от последней отойти не можем. Да и новые комсомольцы с пионерами напоминают больше хиппи 60-х, чем Павок Корчагиных. В юности они тусуются на Красной площади у усыпальницы, а дальше в большинстве своем становятся добропорядочными яппи с партбилетами «Единой России» в кармане, «Мерседесами» в гаражах и валютой в бумажнике. Особо упертые примыкают к реакционерам, ибо третьего не дано. У их единомышленников из бывшего социалистического лагеря хватило мудрости осудить ошибки предшественников, создать миролюбивую идеологию с человеческими, а не партийными авторитетами, и заменить сам бренд. Наши же до сих пор выхолят на улицы с портретами Ленина-Сталина, ищут врагов, на словах отвергают материальные ценности и оправдывают ГУЛАГ. А это путь в никуда.
Параллельно с коммунистами, свой съезд провела опереточная «Народная воля» Сергея Бабурина. Та самая, которая развалила пронацистскую «Родину». Не поленился и ознакомился с программой народовольцев. Потрясающая в своей бестолковости смесь левизны и правой державности. Всё, как у бывших однопартийцев, только вместо слова «русский» чаще звучит слово «российский». Бабурин - известный конъюнктурщик, быстро понял, что кремлевские отцы-основатели не одобрят радикальные коричневые идеи. Вряд ли после отмены выборов одномандатников мы их встретим в будущем составе Госдумы, несмотря на всю бодрость субботних заявлений, свою сверхзадачу они выполнили уже в этом созыве. Сам партайгеноссе, несомненно, возникнет в любой другой партии, он их и так поменял немало. А вот куда денутся остальные? Само название говорит о том, что здесь собрались представители разночинной интеллигенции, не отвергающие рынок, но в силу разных причин не вписавшиеся в него. В принципе, по составу и социальным лозунгам им ближе всего яблочники, тоже недавно собиравшиеся. У них много общего, Явлинский придумал новую форму амнистии капитала, больше похожую на добровольную конфискацию, Бабурин ратует за очередной вариант капитализма с человеческим лицом, за рынок, не мешающий государству. Вот им бы и объединиться. Тем более что лидер «Яблока» в очередной раз отверг саму идею глобального объединения с СПС. Его партия была и остается своеобразной жилеткой для сотрудников НИИ, которые до боли завидуют своим удачливым и смелым коллегам, сумевшим сколотить капитал. Я лично знаю их горячих сторонников, они вызывают у меня сложное чувство брезгливой жалости. Но и с народовольцами им не по пути, сама идея национального превосходства вызывает отторжение похлеще, чем вилла на Канарах. Так на что рассчитывают, ясен перец, самостоятельно в Госдуму не попадут? Я думаю, что «Яблоко» еще долго будет угасать на глазах своих сторонников, вечно ноющие неудачники из неконструктивной оппозиции и Кремлю не нужны.
Вот такая диспозиция: будущий парламент вполне может состоять из центристов ЕР, на все согласных маргиналов Жириновского и ничего не решающей кучки коммунистов-приспособленцев. Практически однопартийная система, мечта любого правительства. Вот только захотим ли мы с вами вернуться в то же стойло?..
Леонид Черток