Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Минэкономразвития: Архангельская область обязана мыслить стратегически

До недавнего времени стратегическим планированием регионы занимались самостоятельно и по желанию, ориентируясь на собственный опыт и имеющуюся ресурсную базу. Никаких жестких директив из федерального центра по этому поводу местные чиновники не получали. Тенденция к некоторому изменению наметилась после того, как осенью 2004 г. было создано Министерство регионального развития. Летом 2005 г. ведомство представило на рассмотрение правительства концепцию стратегии социально-экономического развития регионов. Однако документ был отправлен на доработку, и с тех пор нового варианта концепции не появилось, поскольку представители Минрегиона решили для начала выслушать мнения и соображения по этому поводу самих субъектов РФ. Местные чиновники, разрабатывая региональные планы, в свою очередь, жалуются на отсутствие соответствующего федерального документа, который можно было бы использовать в качестве некоего ориентира.

В настоящее время региональные руководители по очереди представляют федеральному центру стратегии социально-экономического развития своих регионов. Как сообщил журналистам директор Департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования Минрегиона Юрий Перелыгин, начиная со второй половины 2005 г., ведомство заслушало около 40 региональных докладов. Из них было одобрено только 10. Среди регионов-лидеров оказались, например, Томская, Вологодская, Астраханская, Свердловская, Тюменская области. Концепции социально-экономического развития остальных регионов были отправлены на доработку.

При этом, как сообщил Юрий Перелыгин, в ближайшие два месяца региональным властям будет представлен технический стандарт для выработки стратегии. Пока планы пестрят разнообразием, поскольку местные чиновники используют разные подходы к планированию социально-экономической жизни своих регионов. Например, при написании концепций ограничиваются только собственными силами. Или наоборот, проводят конкурсы для консалтинговых компаний. В результате многие концепции отправляются на доработку. Они либо вообще не являются стратегиями как таковыми, либо не направлены на решение глобальной задачи – создание федеральной концепции социально-экономического развития.

Сегодня региональная стратегия пока еще не является обязательной для всех субъектов РФ, однако Минрегион надеется, что в перспективе будет принят закон об основах регулирования регионального развития. Он обяжет местных чиновников заниматься стратегическим планированием. Если эти планы будут внедрены в жизнь, то, по мнению Юрия Перелыгина, в стране появится более эффективная система распределения финансов.

Как показывает практика, создание стратегических концепций – вовсе не такая уж формальность. Например, не так давно правительство, рассмотрев стратегию Астраханской области, нашло ее очень удачной. Чиновники поддержали запланированные местными властями на 10–15 лет вперед проекты. И в результате область получила из бюджета более 6 млрд руб. на дополнительные расходы.

Говоря о решении социально-экономических проблем арктических регионов, эксперты Минэкономразвития отмечают, что в настоящее время в арктической зоне формируется около 12% национального дохода Российской Федерации при доле населения менее 1% от общей численности населения. Вклад арктической зоны в российский экспорт составляет более 21%.

Социально-экономическое пространство арктической зоны неоднородно. Здесь находятся регионы России с разными структурами экономик и уровнями социально-экономического развития. Большая часть регионов имеют значения показателей социально-экономического развития выше среднероссийских (Красноярский край, Мурманская область, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Республики Коми и Саха (Якутия)), для меньшей части регионов характерны величины, которые значительно ниже среднероссийского уровня (Таймырский и Чукотский автономные округа). Соответственно арктические регионы имеют неодинаковые стартовые условия для устойчивого развития. Так, различия по показателю валового регионального продукта превышают 8 раз, по объему инвестиций в основной капитал - в 33 раза, по объему внешнеторгового оборота – в 83 раза, по сводному показателю развития социальной инфраструктуры – в 10 раз. Мурманская область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Таймырский автономные округа, а также Республики Коми и Саха (Якутия) демонстрируют позитивные тенденции в динамике уровня социально-экономического развития. Таймырский и Чукотский автономные округа – регионы с традиционно низким уровнем социально-экономического развития.

Основными факторами, сдерживающими переход арктических регионов к устойчивому развитию, по мнению Минэкономразвития, являются: сверхвысокие издержки, связанные с удаленностью от основных рынков труда и сбыта, ограниченная транспортная доступность и крайне неблагоприятные природно-климатические условия; высокие экологические риски; низкая социальная мобильность, неоптимальная демографическая структура и система расселения; высокий износ основных объектов инфраструктуры, жизнеобеспечения, здравоохранения, образования и социальной сферы.

Об этом же говорится и в проекте концепции стратегии развития Архангельской области, озвученной на днях департаментом экономического развития обладминистрации.

Следует отметить, что в настоящее время на территории арктической зоны РФ осуществляются мероприятия более 10 федеральных, региональных, отраслевых программ, а также десятки крупных инвестиционных проектов, которые не согласованы между собой по срокам реализации и итоговым результатам. Все это снижает эффективность государственного регулирования в области экономического, социального, экологического, культурного и национального развития рассматриваемой территории страны.

Алексей Герасимов

Фото Николая Гернета


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Март 2024 (303)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)
Октябрь 2023 (324)







Деньги


все материалы
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20