О значимости этих переговоров для России уже говорил тот факт, что фактически каждое министерство обязалось сформулировать и заблаговременно проработать предложения о сотрудничестве с китайскими коллегами. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заранее провёл переговоры с министром коммерции КНР Гао Хучэном - в рамках форума АТЭС в Циндао (Китай). Договорились о трёх новых направлениях взаимодействия. А вице-премьер Рогозин за день до начала официального визита Путина провёл переговоры о совместной разработке дальнемагистрального широкофюзеляжного самолёта и тяжёлого вертолёта.
Зачем так спешили? Не спешили, а готовили почву под президента. Улюкаев выяснял, есть ли смысл широко рекламировать переговоры, есть ли вообще о чём договариваться. Ну, а «мягкий национал-патриот» Рогозин занимался своим главным делом, ради которого в своё время журналист и был поставлен на ВПК - пугал Запад нашими военными союзами, контактами и контрактами. В непростое внешнеполитическое время всем нашлась работа... как хорошо.
Кстати, этот визит Путина в Китай по времени удачно совпал с Совещанием по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). В состав СВМДА входят 24 государства, статус наблюдателя имеют 9 стран (среди них, вот сюрприз, Украина) и 4 международные организации. То есть при удачном раскладе у США и Евросоюза должно сложиться впечатление, что где-то складывается новая политическая конфигурация, во главе которой встанет Россия. Нашему президенту будет по приколу.
Но и к самой Поднебесной интерес немалый. Во-первых, у Китая есть технологии, интересные России, и наоборот. Можно налаживать сотрудничество в сфере разработки месторождений, в алюминиевой отрасли, в сфере промышленного производства и ВПК, таковы долгосрочные прогнозы Минэкономразвития, опубликованные накануне визита. Есть потенциал для совместного освоения космоса, в разработке и использовании навигационных систем, в сфере IT, производстве медицинского оборудования и фармацевтике.
Второе направление - взаимные инвестиции. Российские чиновники уверены, что Китай, став второй экономикой мира после США, уже не знает, куда деньги девать. У наших компаний ровно противоположная проблема. В условиях кредитного сжатия российский бизнес мог бы получать длинные и относительно дешёвые деньги не у европейских или американских, а китайских банков.
Проработанные к визиту Путина инвестпроекты увеличат объем прямых инвестиций Китая в экономику России к 2020 году в 7 раз, так, по крайней мере, надеются в Кремле.
В свою очередь инвестиции простимулируют товарооборот. Он растёт с каждым годом, но темпы роста несоразмерные экономическому потенциалу обеих стран. Это признают и в Москве, и в Пекине. В 2010 году товарооборот России с Китаем не превысил $60 млрд., но с этого года Китай стал основным торговым партнером. В последующие годы товарооборот рос примерно на $10 млрд. и по итогам 2013 года достиг $88,8 млрд.
В январе - марте текущего года двусторонний товарооборот увеличился на 2,2% и составил $21,6 млрд. (экспорт России в Китай - $9,4 млрд., импорт из Китая - $12,2 млрд). Излишне, наверное, пояснять, что от нас туда уходят энергоносители и необработанное сырьё, а оттуда к нам - ширпотреб. Другими словами, мы торгуем своим дорогим (ибо невосстановимым) будущим, а они своим дешёвым настоящим. В планах к 2015 году нарастить товарооборот до 100 млрд. в год. Кое-где звучала цифра 200 млрд. Долларов, естественно.
Но, конечно, самым драматичным был вопрос о поставках российского газа на Восток (а не на Запад), та самая «козья морда» (или «кузькина мать», кому что больше нравится), которую Москва хотела показать Вашингтону и Брюсселю. Интрига ещё та, из Китая периодически поступала информация, что переговоры затягиваются, контракт не подписан. Когда подписали, экономисты, политологи, поэты, юмористы... и пр. стали обсуждать, восхвалять, критиковать названные цифры. Председателя правления «Газпрома» Алексей огласил общую сумму контракта - $400 млрд., но конкретную цену на газ назвать отказался, сославшись на коммерческую тайну.
Знаменательно, что ещё в начале года агентство Reuters со ссылкой на источники сообщало, что «Газпром» может снизить цену для Китая в обмен на предоплату «в несколько миллиардов долларов». По данным источников, российская монополия рассчитывает договориться с КНР о цене в $10-11 за 1 млн. британских термических единиц, что эквивалентно $358-393 за 1 тыс. куб. м. Вопрос о предоплате поднимался в 2011 году, но тогда речь шла, по разным данным, о $25-30 млрд. «Газпром» хотел их получить авансом и направить на строительство газопроводов до Китая. Однако КНР заявила, что таких денег у неё нет, и в ближайшее время не предвидится.
Сегодня же грубый расчёт даёт цену газа по китайскому контракту в $350 за 1000 куб. м без учета налоговых преференций, колебаний объёма поставок и прочих факторов. Специалисты называют в качестве границы безубыточности проекта цену $360 за 1000 куб. м, с учетом того, что на строительство газопровода «Сила Сибири» и обустройство Чаяндинского месторождения для поставок газа в Китай нужно около $30 млрд.
Расчетная цена ниже средней цены, которую Европа платила «Газпрому» за газ в 2013 г. ($380 за 1000 куб. м), и тем более той, что с апреля должна платить Украина ($485,5 за 1000 куб. м). При этом в Европе уже имеется развитая газотранспортная сеть. Но даже не в этом главная засада для российской экономики, а в том, что газ для Китая будет добываться на новых месторождениях в Восточной Сибири. Те же, где добывались углеводороды для Европы, будут простаивать, возможно, подвергнутся консервации. Просто «пиррова победа» получается, а никакая не «кузькина мать».
Но дело же не только в цифрах. Главное - мироощущение. Без «крымнаш», «всаёмсколен», «всехпорвём», «путин2.0» и прочей шелухи. А оно лично у меня хреноватое...
Да, согласен, во многих аспектах Россия, начиная с 90-х, лежала под Западом. Не только в экономическом, но и идеологическом смысле, принимая, скрепя зубами и сердцем, либеральные принципы развития общество. Когда пришёл Путин и начали расти цены на энергоносители, Запад ещё рассматривался как партнер. Да, отношения с ним были уже немного натянутые, произносились всякие мюнхенские речи и прочая фигня, однако у России, тем не менее, оставалось главное, возможность большого геополитического маневра. Сейчас отношения разорваны серьёзно и надолго, у нашей страны не остаётся иного выбора, как идти на поклон к вполне самодостаточному Китаю, а также брататься с ментально чуждым нам Востоком. Или становится международными изолянтами по северокорейскому принципу. Чего не перенесёт российский народ, уже откушавший пепси-колы, покатавшийся на «Мерседесах» и подсевший на интернет.
Ещё один важный момент - известная фраза «русский с китайцем братья навек» всего лишь фальшивая агитка времён социализма, не имеющая под собой реальной основы. По большому счёту, мы и друзьями-то никогда не были, бесконечно споря вокруг сомнительных территорий (это Путин, кстати, отдал острова на Амуре площадью почти 400 кв. км, а китайцы решили, что они их у нас «отжали»). Помню, как в середине 90-х мой крёстный сын из Армении заклинал меня не иметь никаких дел с его соплеменниками. Потому что обязательно надуют, кодекс мужской чести не распространяется на другие национальности, кроме кавказских. Поверьте, с китайцами именно такой случай.
Вот поэтому умные и прагматичные китайские товарищи прекрасно понимают, что после ссоры с Западом у Путина не осталось иного выбора, кроме как на коленках приползти к Пекину с мольбами о помощи, и воспользуются этим по полной программе. Например, отожмут у России всё, что ещё не отжали в плане территорий, да прикупят газ по сказочно низкой цене. Загляните в учебники истории и поймёте - друзей у Китая нет, и никогда не было, только национальные интересы.
Обратите внимание, на сессиях Ассамблеи ООН Китай очень часто воздерживается, когда ему тот или иной вопрос по фиг. Или голосует за, когда ему это выгодно. Иногда интересы России и Китая совпадают, мы на что-то накладываем вето и радуемся, как дети - вот, мол, какой у нас могучий союзник. Мы пугаем своих детей войсками НАТО, не помня, что самая многочисленная армия мира стоит у самых наших границ. Если что, туда уже Штирлица не зашлёшь, разрез глаз у полковника Исаева не тот.
И уж если будет могущественный сосед относиться к России, как к брату, то только как к самому младшему. Которому пендаля отвесить - одно удовольствие...
Леонид Черток