- Что, по-вашему, было незаконным в действиях мирнинских депутатов?
- Против меня проголосовали сторонники мэра Виктора Солодова. Они посчитали, что 14 депутатов из 21 им для кворума достаточно - остальных можно даже и не оповещать. В итоге, сценарий был такой: внеочередную сессию созвали в нарушение всех регламентов. По закону, сессия минимум за пять дней назначается. Очень хотели уложиться, пока я не приехал.
В повестке дня не стояло вопросов по переизбранию. Вопрос значился: «Об организации работы муниципального собрания»
Чтобы прийти к переизбранию председателя, нужно иметь хоть какое-то основание. Решили признать мою работу на посту председателя - неудовлетворительной. Проголосовали - признали. Теперь его снимем! - Проголосовали.
А что такое признать работу неудовлетворительной? Скажем по итогам отчета, мне указали бы, что именно я сделал плохо - и тогда признали работу неудовлетворительной. Но не только никакого моего отчета не было, но даже специально сделали так, чтобы я не смог выступить.
У нас в Уставе есть семь пунктов, по которым председателя можно переизбрать и этот список исчерпывающий, в нем нет указаний типа «и другие» вот они:
-лишение гражданства РФ
-вступление в силу обвинительного приговора суда,
-признание недееспособным,
-признание без вести отсутствующим,
-личное заявление
-смерть,
-занятие деятельностью, несовместимой со статусом депутата.
Никакой «неудовлетворительной работы» в перечне нет.
Этот переворот очень смахивает на Хрущевский, лишь помельче, того тоже переизбрали пока он был в отпуске. Только, в отличие от Хрущева, я накануне уже сходил в областной суд, Подал иск о признании решений этой сессии неправомочными и о приостановке этих решений на время разбирательства в суде.
А то ко мне уже напрашивалась «комиссия» перенимать дела, забирать печать. Начались мелкие пакости - вечером сорвали табличку с двери «председатель Собрания».
Я разговаривал с председателем областного суда Авериным, он точно дал понять, что бардака во власти быть не должно. Перед Новым годом встанет проблема с платежами, подпись станет не действительной, а другой подписи еще нет. Чтобы провести переворот легитимно необходимо время. А сторонники мэра торопятся по-быстрому все закончить.
- В чем первопричина ваших разногласий с мэром Мирного?
- Первопричина конечно же не в «плохой» работе. Наши разногласия с мэром назревали давно. У мэра есть несколько явных нарушений, с которыми мы не можем смириться и не раз обращались в прокуратуру.
Одно из таких - «дело о стопроцентной предоплате». В казну ЗАТО Мирного ежегодно поступают около 90 млн. рублей из федерального бюджета на переселение стариков в другие районы. Так вот, Солодов в марте 2005 года отправляет сто процентную предоплату 132 млн. рублей неизвестной фирме на строительство 200-квартирного дома на окраине Ярославля. Это явное и грубое нарушение бюджетного законодательства, мало того, что деньги выделены без конкурса, сто процентная предоплата по бюджетным контрактам в принципе невозможна!
Мы посылали комиссию посмотреть на строительство - и были в ужасе. Строительство ведется такими темпами, что девятиэтажной «панельки» придется ждать еще в лучшем случае года два.
Деньги освоены, а дома все нет. Мэрия не ведет никакой претензионной работы, никаких отчетов о ходе строительства дома фирма-подрядчик не дает.
И подобных нарушений у мэра не одно.
В конце 2004 года, состоялась сессия в неправомочном составе - всего 12 человек, и приняла бюджет и увеличила тарифы на ЖКХ сразу в три раза. Думали, что и так пройдет. Я написал в газету, обратился в прокуратуру, но пока меня не избрали председателем, прокуратура отвечала, что все законно. После моего избрания прокуратура спешно реагирует на запрос и в середине года отменяет решение нелегитимной сессии. Соответственно, тарифы возвращаются прежние. А ЖЭУ уже почти полгода собирало с народа и тратило деньги по новым ставкам. Мэр тогда сказал: «Аксюта за это ответит». Выходили долго заказные газеты, где меня поливали грязью, обвиняли, что я развалил все ЖКХ в городе.
Нас уже приезжали мирить и Ермаков и Баско, и Киселев. Но Солодов из принципа конструктивно со мной работать не хочет. Он мне лично заявлял: «Вы же через год на мэра пойдете выбираться. Так вы мне нож в спину!»
- А что же прокуратура, Счетная палата, наконец, на строительство дома же перечислены федеральные деньги?
- Солодов пользуется непонятной мне поддержкой областной и местной прокуратуры. Рассмотрение депутатских заявлений о проверки данной сделки с федеральными деньгами постоянно затягивается. Плесецкая прокуратура ссылается на невозможность провести проверку из-за нехватки персонала для выезда в Ярославль, областная прокуратура четыре месяца «пылит» это дело, и потом принимает решение передать дело обратно в Плесецкую прокуратуру «по подследственности». То, что при этом получается замкнутый круг, и вопрос не решается никак - прокуратуре мало дела.
А самая главная защита у Солодова - это генерал Александр Пискунов. Сейчас он аудитор в Счетной Палате. Он так же выходец с космодрома. Когда-то они служили вместе, и Солодов, как политработник, даже занимался первыми выборами Пискунова в Верховный Совет.
А недавно сына Солодова сразу после училища приняли в Счетную палату - сейчас он работает ведущим специалистом в одном из отделов.
- Что прибыльного в должности мэра небольшого городка. Должно же быть проблем больше, чем дохода?
- Город Мирный вовсе не бедный, как можно было бы посчитать. На 30 тысяч жителей - годовой бюджет составляет примерно 700 миллионов рублей. То есть, на одного жителя в два раза больше, чем в Архангельске.
В городе на 200 домов - 1500 работников местного ЖЭУ, в том числе 200 работников аппарата управления. На общегородскую газету «Вестник космодрома» - за счет бюджета города подписаны все пенсионеры.
В городе возвеличивается Солодов, как и Брежневу не снилось. Телевидение и газеты по 7-8 раз за выпуск новостей поют «осанну» градоначальнику. При этом ни мне - председателю муниципального Собрания, ни генералу Башлакову - начальнику космодрома, слова в эфире не дают.
- Куда делись Ваши сторонники депутаты, которые избирали вас председателем?
- Когда мы избирались два года назад, ситуация в муниципальном совете была прямо противоположная. 14 депутатов избирались на антисолодовских лозунгах и поддерживали меня, и только семеро были за мэра. Тогда меня и выбрали председателем муниципального Совета. После этого Солодов начал по одному «покупать» своих оппонентов.
Первым стал Василий Росляков. В свое время, Солодов с треском его уволил с поста директора школы в Мирном. В местной прессе оба поливали друг-друга грязью. Солодов говорил журналистам: «Вор должен сидеть в тюрьме». Суд нашел нарушения работе Рослякова и осудил его на год условно за мошенничество. Прошел год, Рослякова избрали в депутаты, и Солодов назначает его обратно директором той же школы. А Росляков, разумеется, забывает о всех претензиях, которые предъявлял мэру до выборов.
Потом была Ольга Пронина, представитель Международного института управления в Мирном. Она являлась ярым противником мэра, и в один прекрасный момент получает от мэра в аренду огромный торговый центр в центре Мирного. Причем по цене аренды с коэффициентом 0,1, как для образовательных учреждений. Сейчас Пронина сдает около 700 м2 в субаренду под торговлю по средней в городе цене и, соответственно, начала смотреть в рот мэру.
У остальных истории похожие.
Большая интрига предстоит уже в ближайшие дни, поскольку на 20 декабря назначена очередная сессии муниципального совета. Думаю, что на ней уже будут расставлены основные точки над «i». Я намерен в законных рамках бороться за справедливость.
Беседовал Александр Суханов.