Участники федерального проекта «Безопасный интернет» по Архангельской области рассказали про основные инструменты мошенничества. Руководитель проекта Алексей Белый выделил пять способов, которые наиболее часто используют преступники:
В этом случае звонят чаще с абонентских номеров, которые начинаются с «8800», «495», «499». Во время разговора мошенники представляются сотрудниками службы безопасности банка или несуществующего «центра мониторинга банковских карт» и сообщают, что произошел сбой системы или снятие денег.
В этом случае нельзя сообщать собеседнику номер карты, срок окончания ее действия и трехзначный CVV-код, расположенный на оборотной стороне карты. Именно эти данные, а также поступающие на номер телефона потерпевшего СМС-коды, позволяют мошенникам через Интернет-приложение банка получать доступ к счетам и совершать переводы денежных средств.
Мошенники предлагают товары по низким ценам. Если жертва преступников внесла предоплату, посылка вовсе не приходит.
Приобретая товары в сети, необходимо использовать только проверенные Интернет-магазины. Перед заказом участники проекта «Безопасный интернет» советуют проверить информацию о продавце. Пострадавшие от действий мошенников люди часто публикуют информацию о том, что сайт или группа по продаже товаров в соцсети являются мошенническими. Особую настороженность должен вызывать продавец, требующий 100 % предоплату. Эти меры необходимо соблюдать и во время покупки авиабилетов в сети.
Цена может показаться очень низкой. Этим и планируют воспользоваться мошенники. Покупателя попросят внести предоплату, мотивируя высоким спросом на товар. После внесения суммы на счет злоумышленник отключает телефон или тянет время, а объявление с сайта удаляется.
Также жертвой мошенников может стать и пользователь сайта объявлений, самостоятельно разместивший товар для продажи. В ответ на публикацию звонят неизвестные и представляются покупателями. Мошенник пытается выстроить доверительные отношения с потенциальной жертвой, поэтому сообщает о готовности внести предоплату. Для этого «покупатели» просят сообщить конфиденциальную информацию банковской карты продавца и поступающие СМС-коды. Получив данные, преступники подключаются к счету банковской карты через интернет-приложение банка и выводят средства со счета. По информации Алексея Белого, чаще всего мошенники используют номера других регионов.
Мошенники ведут переписку с подложной страницы. Во время диалога потенциальную жертву просят перевести деньги на счет телефона, заплатить за интернет, сходить вместе в кинотеатр. При этом злоумышленники отправляют ссылку на оплату, а потерпевшие вводят персональные данные своей банковской карты. В результате деньги списываются, профиль жертвы блокируется. Предложите собеседнику вариант оплаты наличными или при встрече на месте.
Мошенники звонят с номеров, закрепленных за государственными органами, и сообщают о поимке киберпреступников. Далее просят сообщить номер карты, срок окончания ее действия и трехзначный код, расположенный на оборотной стороне. Мошенники обещают проверить, не оказался ли человек жертвой преступления, и вернуть средства.
Кроме этого, злоумышленники звонят с номеров, принадлежащих популярным агрегаторам различных услуг. В этом случае жертве предлагается подключить какие-либо услуги, для чего просят сообщить реквизиты карты и СМС-код. Мошенник через мобильное приложение банка получает доступ к счетам и может совершать переводы денежных средств на другие счета.
– Главное, что нужно сделать при общении с незнакомыми, запрашивающими личные сведения – сразу прекратить общение, как только разговор коснётся персональных данных ваших банковских счетов. Это верный признак того, что на связи мошенники, – напоминает руководитель проекта «Безопасный интернет» в Архангельской области Алексей Белый.