Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

«Я перевозил 500 тонн тротила». Серьезный разговор с Денисом Шевелой

После публикации материала «Что не так с Шевелой» в редакцию поступило несколько звонков от серьёзных (в правовом смысле) людей. Без наездов, но с предложением лично пообщаться с героем статьи – «возможно, ваша встреча многое прояснит». 

Что ж, такое на практике было неоднократно. Глава администрации Котласа, не чинясь, принял приглашение и позвонил в первый же свой приезд в Архангельск.

И вот сидит напротив. Уверенный в себе, улыбается.

- Денис Дмитриевич, меня удивило, когда наш общий знакомый в разговоре назвал вас «нарьянмарским парнем». Получается, публикуемая биография не полная, в ней всё начинается с учёбы в ПГУ. 

- Да, я родился в Ненецком округе.

- Суровый край. И воспоминания о заполярном детстве такие же суровые?

- Приятные, романтические. Много воспоминаний, как с дедушкой и бабушкой ходил в лес – грибы, рыбалка, пикники у костра. Когда подрос – отец стал брать в рейсы, он у меня капитан небольшого речного судна. Я даже сам вахту стоял, представляете. Ходили по Печоре до Коми, иногда выходили в море. Однажды перевозили 500 тонн тротила для взрывных работ, и я хорошо представлял, чем это может кончиться при особых обстоятельствах. Экстрим, с тех пор люблю испытывать себя – гоняю на мотоцикле, не откажусь прыгнуть с парашюта, есть и такой опыт.

Ну, к мотоциклам мы ещё вернёмся. Пока же удивляюсь, что сын капитана не пошёл по стопам отца. Собеседник разводит руками – он бы и хотел, но возрастом попал на конец 90-х, время экономической нестабильности. Поэтому выбрал дело, которое будет кормить – юриспруденцию. За этим и приехал в Архангельск на юрфак ПГУ.

- Следователем хотели стать?

- Изучал уголовное право. Но жизнь внесла коррективы. Дело в том, что я на втором курсе женился, на третьем – родился первый ребёнок. Надо было обеспечивать семью без отрыва от учёбы, поэтому выбрал почти свободную профессию – риелтор. И через неё попал на работу в Росреестр, мой первый опыт работы на госслужбе.

Правда, море ещё раз дало о себе знать. Ну как море… некоторое время поработал представителем судоходной компании, занимающейся нефте-рудо перевозками. Тогда Шевела впервые и побывал в Котласе, в крупном транспортном узле. Он тогда ещё не знал, как жизнь повернётся… 

Но раньше было строительство нового здания ВЗФИ (о чем мой визави рассказывает с гордостью) и только потом приход в администрацию области в департамент по связям с общественностью. Это информация к тому, что «всю жизнь бумажки перекладывал».

Переходим к главной теме встречи – как Шевела в мэры попал.

А всё началось с работы в департаменте внутренней политики.

- Я как раз попал на этап укрупнения МО, когда районы переводили в округа. Ездил на сессии, объяснял депутатам на местах смысл и полезность такого преобразования. Не до всех доходило. Как раз отменили прямые выборы глав, обстановка была нервная.

- То есть, глубинка была за прямые выборы… может, стоило их вернуть?

- В противовес я могу привести пример Донского в Архангельске, хрестоматийный, но очень показательный. Вам ли не знать, какие механизмы включаются на прямых выборах, когда высокие ставки. Перечислять не вижу смысла, все и так знают. Или сегодняшний пример Урдомы, где буквально топят муниципалитет. Там председателем Совета депутатов Кравец, поднявшийся на волне экологического протеста, который до сих пор не может соскочить с протестной темы (а ещё матерится по телефону как фельдфебель – добавил автор от себя). Да, я согласен с известной сентенцией, что лучше демократии, при всех нюансах, ничего человечество не придумало. Но процесс вертикализации в реалиях сегодняшнего времени не остановить… да и не нужно.

- Но ведь недовольство властью существует, вами, например.

- Давайте смотреть на вещи реально. Недовольство властью точечное, если бы было что-то серьёзное, народ вышел на улицу, а не сидел на диване с ноутбуком на коленях. И это недовольство я могу понять – человек хочет, чтобы его проблема решалась здесь и сейчас. Если этого не происходит, ты, как глава муниципалитета, плохой, не все готовы принимать аргументы, хотя многое решается, но не так быстро. Невозможно всё сделать сразу и для всех.

- К тому же вам досталось то ещё «наследство» от предшественницы…

- Да, Котлас был в состоянии невроза ещё с Бральнина. Но… вот приезжает человек в наш город. И что он видит? Зелёный город, приемлемое, пусть не идеальное, состояние дорог, если сравнивать с другими муниципалитетами, трава подстрижена. Но обязательно появятся те, кто найдёт клочок неподстриженной и раздует это в систему.

- А вы за какую систему?

- Я – за комплексное развитие территории (КРТ) со всеми сослагательными. Постоянно встречаюсь с застройщиками, с подрядчиками дорожных работ, планируем, исходя из реальных возможностей. А они таковы – в бюджете города три млрд, из которых два – в виде дотаций. Но этого не понимают даже некоторые чиновники, которые в докладных записках пытаются сравнивать Котлас с более успешными в финансовом плане городами региона.

- Кадровая проблема есть?

- Она есть у всех и везде. Я не устраивал кадровой революции, хотя подсказывали, даю людям время на адаптацию к своему стилю работы. Но время подходит к моменту принятия серьёзных решений. Мы все должны идти к одной цели.

- И какова же ваша стратегия в КРТ?

- Получить максимально от возможностей Котласа как крупного транспортного узла. Мы же точка, откуда несложно добраться минимум до пяти мест, пользующихся популярностью у туристов, в тот же Сольвычегодск и Великий Устюг. Соответственно, развивать туристическую инфраструктуру. Но не замахиваюсь на строительство «Хилтона», таких инвесторов вряд ли найдёшь, улучшать уже существующее, о чём говорю с местными отельерами. Вот поставили в «Сапфире» новую современную кофемашину… небольшой, но прогресс.

Ещё Шевела рассказал о своей потаённой мечте превратить Котлас в большой… яблоневый сад, эти деревья хорошо приживаются на местной почве. Уже ездил за опытом в Беларусь, сейчас работает над планом посадок.

- И, конечно, сохранить все активы города… странно предположить, что моими предшественниками делалось только плохое.

Тут я рассказываю про то, что главе Котласа ставят в вину чрезмерное увлечение мотоспортом… в ущерб остальному. Шевела пожимает плечами:

- Я действительно люблю мотоцикл. С местными байкерами встречался, мы быстро вычисляем друг друга. Может быть, пару раз и проехал, но без фанатизма. Мои байкерские связи здесь, в Архангельске и Северодвинске.

Где мотоциклы, там и дороги, хорошее покрытие нужно двухколёсным больше, чем четырёхколесным. Так как с дорогами в Котласе, спрашиваю. И слышу ответ:

- Из городского бюджета на дороги выделяется 55 млн в год. А нужно – 100 минимум. В этом году выходим на сумму в 85 млн, часть пойдёт на закупку дорожной техники.

- Насколько я знаю, здесь дело не только в деньгах, к ним нужны умелые руки подрядчика работ и его честность по умолчанию.

- Смотрите, котласскими дорогами занимаются две организации – котласское ДРСУ и котласский АБЗ, первая государственная, вторая коммерческая. И есть 44-й закон, обязательный к исполнению. Я прямо сказал руководству обоих интересантов – разбирайтесь между собой, меня интересует только качество исполнения. При мне, по крайней мере, ни один результат конкурса не был обжалован. Больше серьёзных игроков на этом поле не видно. И объективно вряд ли они появятся.

Под конец встречи я задал вопрос, который формально стал её поводом – причина шума в котласском горсовете с бросанием партбилетов на стол, в чём якобы виновен глава города. Ответ главы был максимально корректен, без акцента на персоналии:

- Проблема нашего горсовета в том, что там хромает внутрифракционная дисциплина… да что там хромает, просто не работает. И это опять к вопросу вертикализации власти. Слухи о том, что у меня, якобы, какие-то разногласия с руководством КЦБК, ничтожны – мы всегда на связи (что автору подтвердили собственные источники в Коряжме). Что касается причин раздутого информационного шума… есть люди, заинтересованные в приватизации крупного доходного предприятия, что началось ещё при Бральнине. Повторюсь – я сделаю всё, чтобы сохранить активы города. Значит, уже противник.

- А вы в Котласе в командировке? По внутренним ощущениям?

- Я живу в Котласе, уже переехал. В командировке я в Архангельске… или в краткосрочном отпуске.

Шевела уехал от меня, кажется, не на мотоцикле. По крайней мере, шлема в его руках я не заметил.

Беседовал Леонид Черток  



За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Июль 2024 (77)
Июнь 2024 (354)
Май 2024 (346)
Апрель 2024 (355)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)







Деньги


все материалы
«    Июль 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20