Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Жизнь терпилы в фильме «По-мужски»

Терпила - слабый человек, не способный постоять за себя

Гамлетовский вопрос «Быть или не быть» с шекспировских времён так и повис в воздухе. Ибо риторический. Братья Кулагины, сценарист и режиссёр, попытались ответить на более приземлённый – «бить или не бить?». Но запутались даже в нём. XXI век на дворе.

Действие фильма «По-мужски» начинается в интерьерах подмосковного дачного посёлка. Не из разряда элитных, здесь современные коттеджи могут соседствовать с родительскими развалюшками, переходящими по наследству. Соответственно и контингент, там не получается дружить дачами и династиями как на какой-нибудь Николиной горе или в Салтыковке.

Герои фильма, каноническая чета интеллигентов из среднего бизнеса, где здоровое питание и пробежки прекрасно уживаются с пьянками и лёгким матерком в женских устах, вывозят на природу подруг похвастаться дачным новостроем. Дом модерновый, под стать бизнесу хозяина, с пустыми пространствами («мебель должна занимать не больше 20% от общей площади»). Искушённый зритель (автор этих слов именно искушённый) сразу почувствует, что этот визуальный ряд намекает на пустоту внутрисемейных отношений. И окажется прав.

Мирное течение уикенда нарушит перелетевший через забор пакет мусора, брошенный пьяной рукой местного гопника. Просто так, чтобы нарваться. Гопник нарывается на трёх разгорячённых фурий и в пылу перепалки (малоинтеллигентной с обеих сторон) отвешивает «леща» хозяйке дачи. На глазах у мужа, который с детства не может бить человека по лицу (помните из Высоцкого?). Чем показывает себя полным рохлей и «немужиком»… а что не так?! Его хватает только на пластические видения – чтобы было, если дал разА, а вдруг бы убил?

Тут можно додумывать сколько угодно. У каждого из нас своё воспитание, своя школа жизни. Всех в детстве учили, что любой спор можно разрешить словами, но эта теория рассыпалась в прах на улице что Москвы, что Архангельска. И дело даже не в самоуважении после разбитого носа, а в том, что потом на улицу можешь не выйти, будешь получать постоянно, в моём Замоскворечье 60-х (10 минут ходьбы от Кремля) так и было.

Но я лично знал людей, которые так и не смогли ударить по лицу, даже пройдя через армию, при этом оставаясь мужиками во всех других позициях. Однако можно понять и жену, испытавшую унижение на глазах у лучших подруг, хотя нарывалась больше их обеих. Та ещё с…, в общем, неумная женщина с вздорным характером.

Вспомним, что на эту тему нам говорит мировой кинематограф. У Дмитрия Астрахана в «Ты у меня одна» такой же интеллигентный тютя выносит челюсти шумным соседям, имея у себя в бэкграунде серьёзные занятия боксом. В хрестоматийных «Соломенных псах» Сэма Пекинпа задохлик Дастин Хоффман, защищая честь жены на очень диком Западе, вообще ставит в известную позу всю американскую деревню. Какой вывод?

Вывод простой: первый названный фильм из наших лихих 90-х, когда милиция только успевала трупы подбирать в ущерб соседским разборкам, американская трагедия вообще из 70-х. В сегодняшней Америке полиция летит на вызов из-за громкого плача ребёнка, вдруг там мучают малютку? Мы тоже недалеки от этого, адвокаты напропалую советуют решать все межличностные конфликты в правовом поле. И куда нам, настоящим мужикам, деваться со своей маскулинностью? Вернее, как объяснить требовательным и романтичным жёнам, что времена боевого рыцарства далеко в прошлом.

Тем более что киношная жена та ещё штучка. За семь лет в браке так и не научилась готовить, чем гордится, принципиально отказывается рожать (чайлд-фри, ёпрст), сопротивляется исполнению супружеского долга (пусть и не в самых комфортных обстоятельствах), пытается переделать мужа под свой выдуманный стандарт. А он и так ниже её ростом, только представьте этот набор комплексов.

Всё вышеперечисленное в итоге выливается в мужской бунт, щедро сдобренный ненормативной лексикой – «а ты сама знаешь кто?!». Что приводит не к окончательному разрыву с учётом энергетики обоих персонажей, а миру в семье жена - разрешает мужу курить и добровольно готовит завтраки. Интересно, какой личный супружеский опыт у самих братьев Кулагиных?

Но есть и вторя линия в сюжете, достойная пристального внимания – «мусорный» маргинал и его семья. Артур как в классической русской поговорке – «вроде парень неплохой, только ссытся и глухой». Может спьяну набедокурить, потом извиниться, сославшись на алкогольную амнезию. Но только не тогда, когда дело касается патриархальных устоев – «мужик перед бабой никогда не извиняется».

О его хороших чертах мы узнаём исключительно из уст забитой жены –«обрюхатил в 16 лет, но не бросил», «вкалывает с утра до вечера», обоих родителей потерял в пандемию, молча переживает». Короче, если бьёт, значит любит. Если скажите, что вам по жизни не встречались такие экземпляры, то вы или лукавите, или выросли в городке при посольстве.

Если же без оправдательных выступлений, то Артурчик тот ещё подонок. Для себя он, как армейский дембель, нашёл салагу-слабака в лице Глеба и гнобит его всеми доступными способами, пока жертва мечется в своих фантазиях от мирного исхода конфликта до самого кровавого. Глеб сам пытается стать таким же крутым в городских обстоятельствах, но ему не дано по факту рождения.

Параллельно завязываются отношения между Глебом и женой изверга Татьяной. До постели дело не доходит, но духовная близость налицо. Иногда возникает крамольная мысль – эти пары должны поменяться партнёрами, жене Глеба по её взглядам и принципам Артурчик больше подходит, а уж секс между ними будет вообще закачаешься.

Совет интеллигентам – «покупайте дачи исключительно в творческих посёлках типа «Переделкино» здесь не работает. Ибо там экземпляры почище Артурчика встречаются. Вот окажется вашим соседом Захар Прилепин (просто как пример)…

Вы не поверите, но из Израиля мне написали – проблема соседства с быдлом с недавнего времени стала актуальна и для этой страны, с учётом, что там через дом хранится огнестрельное оружие. До «соломенных псов» пока не доходит, но артурчики с их жизненными установками всё чаще выходят с семейством из дверей «Бен-Гуриона». Найдётся ли ответ в «По-мужски»? Вряд ли, концовка почти скопирована Сэма Пекинпа, только непонятно – это очередные фантазии рефлексирующего Глеба, или он в реальности угондошил зло своей жизни, оставив сиротами двух несовершеннолетних детей.

Тут так и тянет провести параллель между современными добровольцами ЧВК и программистами, штурмующими переход в Верхнем Ларсе… но я остерегусь от такой метафоры. Скажу только, что при всех перечисленных нюансах арт-мейнстрим братьев Кулагиных смотрится свежо и не дидактично. Ибо слишком много аксиом мы получаем в последнее время.

В том числе, и в кино…

Леонид Черток       


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (192)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20