В истории классической музыки известны тысячи имён её творцов. Немногие из них зовутся «великими». Иоганна Себастьяна Баха порой именуют «величайшим». В качестве обоснования этого утверждения музыковедами и слушателями приводятся многочисленные, иногда пространные аргументы. В книге британского дирижёра, одного из крупнейших интерпретаторов музыки барокко Джона Элиота Гардинера «Музыка в Небесном Граде Портрет Иоганна Себастьяна Баха» встретил лаконичное, понятное, близкое уму и сердцу объяснение «особости» гения Баха:
«Ведь именно этим баховское наследие так отличается от музыки его предшественников и последователей. Монтеверди передал весь спектр страстей человеческой души в музыке и был первым, кому это удалось сделать; Бетховен рассказывает нам о том, какая чудовищная борьба необходима, чтобы преодолеть человеческую немощь и стремиться к Божественному; наконец, у Моцарта мы обнаруживаем музыку, которую, возможно, хотим услышать на небесах. Но только благодаря Баху, музицирующему у себя в Гиммельсбурге, Небесном Граде, нашему слуху становится доступен Глас Божий - в человеческой форме. Он торит путь и показывает нам, как с помощью совершенства его музыки можно превзойти наши собственные несовершенства - чтобы Божественное стало человеческим, а человеческое - божественным».
И всё-таки даже у гениев имеются шедевры, возвышающиеся подобно белоснежным вершинам над цепью горных массивов их творчества.
Арию Иоганна Себастьяна Баха из оркестровой сюиты № 3 Ре мажор автор этих строк впервые услышал более полувека назад в одной из передач всесоюзного радио. Стала она главной мелодией жизни. Лечила, выручала, давала надежду, спасала; делала счастливее, когда слов не находил для благодарности Творцу за мгновения радости, свет в душе, переполняющую сердце любовь.
В Каталоге произведений Баха оркестровой сюите № 3 Ре мажор присвоен номер BWV-1068. Точная дата её сочинения не установлена. Баховеды допускают период между 1717 и 1723 годами. То есть общепризнанному шедевру уже (или всего лишь?) триста лет!
Сюита состоит из пяти частей. Вторая, самая известная называется по-немецки Air, что переводится как «ария». В переводе с английского языка air – «воздух». Благодаря этому языковому казусу Арию Баха часто так и называют – «Воздух». Более того, до этого ошибочного названия иногда сокращают и полное имя сюиты.
Как церковный композитор Бах написал большое количество основанных на образах Библии произведений. При этом он творил и «светскую» музыку. К огромному сожалению, значительный массив оркестровой музыки Баха утрачен, но то, что сохранилось, вошло во всемирный фонд драгоценного наследия человечества. И знаменитая «Ария» сияет в нём подобно изумительном бриллианту.
Молитвы не только покаянными, просительными, грустными бывают, но и радостными, благодарными. Молитву чувствами, без слов Творец услышит непременно. Если на Земле когда-нибудь появится рай, при входе в его врата должна звучать эта Музыка.
Вознесёмся, пусть на короткое мгновение, с Арией Баха в его Вселенную.
Александр Чашев
***
Предыдущий текст из сборника «Вселенная Баха»: https://rusnord.ru/culture/56647-vselennaja-baha-chakona.html