И второй мой материал тоже про телевидение. Так получилось. Я не нарочно. Извините.
Телевидение с момента своего появления на рынке развлечений стоит на третьем месте после кино и цирка по народной доступности (не финансовой, умственной). И оно хочет кушать. Об этом заявил Константин Эрнст, главный продюсер наицентральнейшего из всех центральных телеканалов - Для стабилизации финансового состояния «Первого канала» требуется ежегодная господдержка по 6,5 млрд руб. в 2018–2021 годах и по 5 млрд руб. в 2022–2025 годах. К такому выводу пришла аудиторско-консалтинговая компания PwC в докладе, подготовленном по заказу «Первого канала».
Реакция общества была достаточно предсказуемой – да они там оборзели! Что значит, «оборзели»… вы хоть представляете, сколько это всё стоит?!
Когда наше телевидение было советским, он было истинно народным, принадлежало государству, и никто не задумывался, во сколько оно обходится бюджету.
(Сейчас расклад такой - «Первый канал» принадлежит государству на 51%, 29% владеют структуры «Национальной медиагруппы» (НМГ), 20% — у ООО ОРТ-КБ Романа Абрамовича, который недавно снизил свою долю с 24% в пользу НМГ из-за иностранного гражданства владельца. Выручка «Первого» в 2017 году составила 31 млрд руб., чистый убыток — 1,56 млрд руб).
Каким оно было, советское телевидение (кроме того, что заидеологизированным)? Надо признать, оно было умным. Но совсем не развлекательным, скорее, поучающим. Вы помните эти бесконечные «Служу Советскому Союзу» и «Сельские часы» с редкой отдушиной в виде «В гостях у сказки» и «Музыкального киоска». Всё производилось внутри «Останкино» (или «Шаболовки»). Но для кино практически не оставалось место, было своё объединение телефильмов, выдававшее, дай бог, один продукт в год. Ну и зарплаты соответствующие, ниже, чем на заводах-фабриках, работников культуры никогда не баловали.
О том, что телевидение мощнейшее идеологическое оружие, догадались только в перестройку, когда началась борьба за умы. Если за «Московскими новостями» и «Огоньком» народ давился исключительно в мегаполисах (и то не до всех доходило), то «Взгляд» имела возможность смотреть вся страна. Именно его и закрывали, когда чересчур вольничал. И именно «Останкино» прежде всего брали во время путчей 91-го и 93-го гг., оставив на потом мосты и телеграфы. А шутка про Ленина-гриба, ушедшая в народ не с самого смотрибельного на тот момент ленинградского телеканала, для приёма которого нужна была специальная антенна? Больше можно было ничего не рассказывать про вождя мирового пролетариата… разве что в Мавзолей с корзинками идти.
Потом телевидение вдруг стало коммерческим. С того момента, как на нём появилась платная реклама. Причём государство чисто автоматически продолжало давать на его содержание деньги. Очень, надо сказать, небольшие, зарплаты у рядовых сотрудников были копеечные. Но не увольнялись, нет. Где-то до 95-го года рекламным временем внутри программ ухитрялись торговать все, вплоть до туалетных уборщиц. Параллельно появилась джинса – вроде бы информационная передача, но с закамуфлированной корпоративной рекламой, на этом тоже наваривались многие.
Чумовая приметы того времени – если вы на свои деньги рискнули выпустить какой-либо телепродукт, у вас его каналы не покупали. И очень редко бесплатно ставили в эфир. Обычно приходилось платить столько и даже больше, чтобы программу кто-нибудь увидел, иначе ходить вам в обнимку с эфирной кассетой.
За всё вышесказанное я отвечаю, ибо сам прошёл через все стадии…
В какой-то момент телевидение стало местом политических дуэлей – над схваткой двух телеолигархов, Березовского и Гусинского, ржала вся страна. А это уже совсем большие деньги.
Минута рекламы на федеральных телеканалах стоила (сейчас не знаю) какие-то сумасшедшие деньги – больше ста тысяч долларов. Но и их не хватало, уже никто не хотел работать из одной любви к искусству. Когда деньги начали считать, быстро выяснилось, что проще и дешевле не самим производить телевизионный контент, а покупать его у производителей. С которыми можно демпингнуть по расценкам, тоже немаловажно.
Ещё выяснилось, что зрителю надоели сериалы, сделанные на коленке буквально за копейки (типа «Улиц разбитых фонарей», там серия поначалу обходилась примерно 10 000 $). Зритель телевизионными кнопками голосовал за качественный продукт, если и похуже киношного, то буквально чуть-чуть. И сериальные актёры, уже словившие бациллу популярности, стали выше себя ценить. И все эти веяния хорошо почувствовали рекламодатели, решающие, какому каналу отдать свои денежки.
Началось маркетинговое исследование телерынка… и выяснилось, что основная зрительская масса хочет в прайм-тайм скандальной шняги. Я об этом подробно написал ещё в 2005-м в статье «Скотный двор в прямом эфире». В 90-х до такого опускались разве что «Окна» (с Нагиевым), но на дециметровом ТНТ, да и то там присутствовал элемент самоиронии. А тут всё серьёзно, со слезами, а позже и с драками. Причём их не вырезают, даже если не прямой эфир, а студийная запись, рейтинг сразу идёт вверх. Одно время на центральных каналах были модны телесуды, многие верили в их документальность… хоть этот ужас канул в лету (на что я искренне надеюсь).
Передачи для умных («Что, где, когда», «Познер») окончательно сдвинулись ближе к полуночи, или вообще исчезли из эфира («Закрытый показ»).
И кто в этом виноват? Его Величество российский телезритель, он в данном случае музыку заказывает. Вот и проголосовал рейтингами за желтизну и чернуху, как только ему дали такую возможность.
Стыдно за такой народ? Не печальтесь, в Америке телезритель ещё менее притязателен и разборчив.
А Эрнст… а что Эрнст? Когда хозяин ОРТ Березовский не смог больше диктовать ему политику канала, а политические войны в эфире перестали представлять интересы конкретных людей, государство дало «ящику» заказ на настроение. Сначала на патриотизм к своим и ненависть к чужим (США, пятая колонна и тд), а когда и этого нахлебались, то на идиотизм типа развода Джигарханяна. Чтобы совсем не думали, такими править одно удовольствие.
И вброс информации об аппетитах Первого, я уверен, произошёл не случайно. Телевизионщики должны наконец почувствовали общественный градус ненависти к себе.
И кто их защитит от волны народного гнева, как не родное государство? Везде в плюсе…
P.S. Последнее разочарование: Как выяснилось, в Государственной Думе с 1 ноября функционирует своё ТВ, которое уже «съело» 344 млн. рублей. "Это очень важно для того, чтобы не распространялись мифы о главном законодательном органе страны, для того, чтобы прекратить вот эту кампанию очернения и выставления депутатов просто сытыми, отъевшимися какими-то идиотами, которые принимают запретительные законы. Мы хотим, чтобы о нашей работе избиратели знали правду", - пояснил новшество круглолицый телевизионщик с мандатом Пётр Толстой, чьё имя частенько склоняют в СМИ не в самых парламентских выражениях.
Пока Дума-ТВ выходит только в интернете, но даже там их сюжеты не набирают более 50 просмотров. Хотелось бы посоветовать коллегам записать пару номеров стриптиза в исполнении Поклонской (упаси Боже, Яровой!). Увидите, как зритель к вам потянется…
Леонид Черток