Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

"Дура-ТВ". Телезритель голосует за развод Джигарханяна

И второй мой материал тоже про телевидение. Так получилось. Я не нарочно. Извините.

Телевидение с момента своего появления на рынке развлечений стоит на третьем месте после кино и цирка по народной доступности (не финансовой, умственной). И оно хочет кушать. Об этом заявил Константин Эрнст, главный продюсер наицентральнейшего из всех центральных телеканалов - Для стабилизации финансового состояния «Первого канала» требуется ежегодная господдержка по 6,5 млрд руб. в 2018–2021 годах и по 5 млрд руб. в 2022–2025 годах. К такому выводу пришла аудиторско-консалтинговая компания PwC в докладе, подготовленном по заказу «Первого канала».

Реакция общества была достаточно предсказуемой – да они там оборзели! Что значит, «оборзели»… вы хоть представляете, сколько это всё стоит?!

Когда наше телевидение было советским, он было истинно народным, принадлежало государству, и никто не задумывался, во сколько оно обходится бюджету.

(Сейчас расклад такой - «Первый канал» принадлежит государству на 51%, 29% владеют структуры «Национальной медиагруппы» (НМГ), 20% — у ООО ОРТ-КБ Романа Абрамовича, который недавно снизил свою долю с 24% в пользу НМГ из-за иностранного гражданства владельца. Выручка «Первого» в 2017 году составила 31 млрд руб., чистый убыток — 1,56 млрд руб).

Каким оно было, советское телевидение (кроме того, что заидеологизированным)? Надо признать, оно было умным. Но совсем не развлекательным, скорее, поучающим. Вы помните эти бесконечные «Служу Советскому Союзу» и «Сельские часы» с редкой отдушиной в виде «В гостях у сказки» и «Музыкального киоска». Всё производилось внутри «Останкино» (или «Шаболовки»). Но для кино практически не оставалось место, было своё объединение телефильмов, выдававшее, дай бог, один продукт в год. Ну и зарплаты соответствующие, ниже, чем на заводах-фабриках, работников культуры никогда не баловали.

О том, что телевидение мощнейшее идеологическое оружие, догадались только в перестройку, когда началась борьба за умы. Если за «Московскими новостями» и «Огоньком» народ давился исключительно в мегаполисах (и то не до всех доходило), то «Взгляд» имела возможность смотреть вся страна. Именно его и закрывали, когда чересчур вольничал. И именно «Останкино» прежде всего брали во время путчей 91-го и 93-го гг., оставив на потом мосты и телеграфы. А шутка про Ленина-гриба, ушедшая в народ не с самого смотрибельного на тот момент ленинградского телеканала, для приёма которого нужна была специальная антенна? Больше можно было ничего не рассказывать про вождя мирового пролетариата… разве что в Мавзолей с корзинками идти.

Потом телевидение вдруг стало коммерческим. С того момента, как на нём появилась платная реклама. Причём государство чисто автоматически продолжало давать на его содержание деньги. Очень, надо сказать, небольшие, зарплаты у рядовых сотрудников были копеечные. Но не увольнялись, нет. Где-то до 95-го года рекламным временем внутри программ ухитрялись торговать все, вплоть до туалетных уборщиц. Параллельно появилась джинса – вроде бы информационная передача, но с закамуфлированной корпоративной рекламой, на этом тоже наваривались многие.

Чумовая приметы того времени – если вы на свои деньги рискнули выпустить какой-либо телепродукт, у вас его каналы не покупали. И очень редко бесплатно ставили в эфир. Обычно приходилось платить столько и даже больше, чтобы программу кто-нибудь увидел, иначе ходить вам в обнимку с эфирной кассетой.

За всё вышесказанное я отвечаю, ибо сам прошёл через все стадии…

В какой-то момент телевидение стало местом политических дуэлей – над схваткой двух телеолигархов, Березовского и Гусинского, ржала вся страна. А это уже совсем большие деньги.

Минута рекламы на федеральных телеканалах стоила (сейчас не знаю) какие-то сумасшедшие деньги – больше ста тысяч долларов. Но и их не хватало, уже никто не хотел работать из одной любви к искусству. Когда деньги начали считать, быстро выяснилось, что проще и дешевле не самим производить телевизионный контент, а покупать его у производителей. С которыми можно демпингнуть по расценкам, тоже немаловажно.

Ещё выяснилось, что зрителю надоели сериалы, сделанные на коленке буквально за копейки (типа «Улиц разбитых фонарей», там серия поначалу обходилась примерно 10  000 $). Зритель телевизионными кнопками голосовал за качественный продукт, если и похуже киношного, то буквально чуть-чуть. И сериальные актёры, уже словившие бациллу популярности, стали выше себя ценить. И все эти веяния хорошо почувствовали рекламодатели, решающие, какому каналу отдать свои денежки.

Началось маркетинговое исследование телерынка… и выяснилось, что основная зрительская масса хочет в прайм-тайм скандальной шняги. Я об этом подробно написал ещё в 2005-м в статье «Скотный двор в прямом эфире». В 90-х до такого опускались разве что «Окна» (с Нагиевым), но на дециметровом ТНТ, да и то там присутствовал элемент самоиронии. А тут всё серьёзно, со слезами, а позже и с драками. Причём их не вырезают, даже если не прямой эфир, а студийная запись, рейтинг сразу идёт вверх. Одно время на центральных каналах были модны телесуды, многие верили в их документальность… хоть этот ужас канул в лету (на что я искренне надеюсь).

Передачи для умных («Что, где, когда», «Познер») окончательно сдвинулись ближе к полуночи, или вообще исчезли из эфира («Закрытый показ»).

И кто в этом виноват? Его Величество российский телезритель, он в данном случае музыку заказывает. Вот и проголосовал рейтингами за желтизну и чернуху, как только ему дали такую возможность.

Стыдно за такой народ? Не печальтесь, в Америке телезритель ещё менее притязателен и разборчив.

А Эрнст… а что Эрнст? Когда хозяин ОРТ Березовский не смог больше диктовать ему политику канала, а политические войны в эфире перестали представлять интересы конкретных людей, государство дало «ящику» заказ на настроение. Сначала на патриотизм к своим и ненависть к чужим (США, пятая колонна и тд), а когда и этого нахлебались, то на идиотизм типа развода Джигарханяна. Чтобы совсем не думали, такими править одно удовольствие.

И вброс информации об аппетитах Первого, я уверен, произошёл не случайно. Телевизионщики должны наконец почувствовали общественный градус ненависти к себе.

И кто их защитит от волны народного гнева, как не родное государство? Везде в плюсе…

P.S. Последнее разочарование: Как выяснилось, в Государственной Думе с 1 ноября функционирует своё ТВ, которое уже «съело» 344 млн. рублей. "Это очень важно для того, чтобы не распространялись мифы о главном законодательном органе страны, для того, чтобы прекратить вот эту кампанию очернения и выставления депутатов просто сытыми, отъевшимися какими-то идиотами, которые принимают запретительные законы. Мы хотим, чтобы о нашей работе избиратели знали правду", - пояснил новшество круглолицый телевизионщик с мандатом Пётр Толстой, чьё имя частенько склоняют в СМИ не в самых парламентских выражениях. 

Пока Дума-ТВ выходит только в интернете, но даже там их сюжеты не набирают более 50 просмотров. Хотелось бы посоветовать коллегам записать пару номеров стриптиза в исполнении Поклонской (упаси Боже, Яровой!). Увидите, как зритель к вам потянется…

Леонид Черток


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (283)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20