Участник Ассоциации «Вольное дело» блогер и независимый гид Олег Кодола:
В который раз, находясь в командировке, получаю напоминание о создании Соловецкого заказника. Очевидно, что многие ждут моих комментариев. Вот:
- Создание заказника, несомненно, действие полезное. Сама идея мне близка, тем более, что я руковожу проектом развития туризма и рекреации в заказнике Кузова: результаты видны. Да, Кузова не Соловки, но тоже архипелаг. Как навести порядок в островных лесах даже я понимаю, не говоря о специалистах, готовивших проект заказника. Теперь у соловецких земель и лесов появится хозяин, следящий за порядком.
- Заказник не ограничивает местных в сборе грибов и ягод, и разрешённом лове рыбы. Как и меня - в проведении экскурсий.
- Соловецкий заказник, по моим данным, имеет штатное расписание, включая работников "на месте". Вполне возможно, что у местных может появиться несколько новых вакансий.... Уверен, правда, что заказник не учитывает перспективные планы развития Соловецкого посёлка... Но они никому и не нужны - будущее светского населения тут никого сильно не волнует.
- Из заказника выведены земли муниципалитета, а также земли, отхапанные монастырём под "особый духовный климат". Как известно, духовный климат лучше всего сохраняется в окружении высоких заборов. На фото - Исаковский скит Соловецкого монастыря. Лесные территории, нынче выведенные из заказника. Таких территорий набралось на 70 километров заборов. Заказник получился дырявый, как поднос бубликов.
- Монастырь, по просьбе которого из заказника были выведены гигантские участки, включающие все скиты (территории, где расположены федеральные памятники монастырского периода), а заодно и все стоянки местных рыбаков и активных туристов (бывшие рыболовные тони), сформировал очередное законодательное противоречие. Если земли выведены из заказника, но их особый статус не определён, скорее всего, они приравниваются к землям муниципальным... И тогда каждая ёлка, растущая на территории монастырского муниципалитета, превращается в зелёное насаждение. На муниципальных территориях нельзя запретить нахождение граждан... Территории надо содержать и обустраивать...
- Думаю, этот тупик РПЦ попробует перепрыгнуть с помощью статуса "религиозно-исторического места". Это когда после 15:00 каждого пришедшего ненавидят лютой ненавистью, а ходить можно только в юбке, с бородой и на каждой руке держать пальцы щепотью, расточая в разные стороны кресты животворящие. Но и здесь - новый поворот. Даже если разработать нормативы "религиозно-исторических мест" (что сейчас пытается сделать Правительство РФ) и навести на православных зонах христианский положняк... Придётся переработать Земельный и Водный Кодексы, скорее всего - Гражданский кодекс, а также Конституцию. Не думаю, что у Кирилла сейчас есть такое влияние на Кремль. Так что, это песня затяжная, возможно - лебединая. И даже если РПЦ в очередной раз поставит Конституцию как надо, возникает ещё один больной вопрос: у всех памятников статус ЮНЕСКО. Доступ к памятникам ЮНЕСКО запретить невозможно. Именно поэтому голубая мечта соловецких монахов - разъюнескиться.
- Сначала монастырь проглотил федеральный музей, сформировав в нём "особый духовный климат", где выживают только специалисты, признающие православную моду. Теперь монастырь проглотил администрацию посёлка, и сейчас глава - весьма религиозный назначенец. Думаю, что и заказник будут тащить в ту же пасть. Они же - пастыри.
(фото О. Кодолы)