Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Митрополит Корнилий: Как я пришел к Богу

Этой осенью митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий принял в своей резиденции в Архангельске группу писателей и журналистов, удостоив их долгой беседой за чаем и одарив на память о визите иконами. Я попросила владыку ответить на несколько вопросов. Предлагаю читателям эту беседу.

— Из Вашей биографии, владыка, известно, что Вы в достаточно раннем возрасте приняли решение посвятить себя монашескому служению. С чем это было связано? Как к этому отнеслись Ваши родители? Кто или что именно больше всего повлияло на Ваше решение?

— Сердечное желание иноческой жизни появилось у меня еще в детстве. Сейчас трудно точно установить, как оно возникло, многие монахи не смогут ответить Вам на этот вопрос. Вероятно, таков был промысел Божий, призвание с детства.

Узнав о моем решении, близкие, конечно же, были против. Но с Божьей помощью со временем их тревоги рассеялись, и родные поддержали меня на выбранном пути. Они поняли, что это был не каприз, не минутное увлечение, а серьезное, осознанное решение — посвятить себя служению Богу и Церкви.

«...Отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мной», — говорит Господь (Мф. 16, 24). Слова Священного Писания как ничто другое призывают нас идти за Христом, чтобы во всем была единая воля Божия.

— Господь связал Вашу жизнь с несколькими храмами и монастырями – Петропавлоской церковью в Куйбышеве (Самаре), с Покровским кафедральным собором в Куйбышеве, с Псково-Печерским монастырем, с Иоанно-Предтеченским храмом в Самаре, Михаило-Архангельским храмом в селе Ореховка Самарской области, с церковью святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Самаре. Какой из этих соборов или монастырей особенно Вам дорог сегодня, спустя годы, и почему?

— Конечно, мне хочется выделить храм Первоверховных апостолов Петра и Павла в Самаре. Это моя духовная колыбель: там я принял Крещение во младенчестве, с пеленок родители носили меня на Причастие. Я вырос в этом храме, с няней и бабушкой постоянно посещал богослужения в нем, учился молиться. Спустя 20 лет я вернулся в Петропавловский храм настоятелем. Помню свое впечатление, когда вновь переступил памятный с детства церковный порог: я почувствовал, что ничего не изменилось, сохранился ощутимый молитвенный дух старинной церкви.

Покровский кафедральный собор памятен тем, что там я начал иподьяконствовать.

Каждый храм по-своему дорог связанными с ним событиями или воспоминаниями. Как можно забыть Псково-Печерский монастырь, где под сводами Успенского собора принял постриг, где у мощей выдающегося миссионера и просветителя XVI века — преподобномученика Корнилия, игумена Псково-Печерского, много сделавшего для Русского Православия, меня нарекли монашеским именем этого великого святого.

— Расскажите немного о своей деятельности в качестве временного члена Русской духовной миссии в Иерусалиме. Что особенно запомнилось?

— Служение в Иерусалиме — самое счастливое время в моей жизни, потому что ничто там не отвлекало от молитвы и богослужения.

Это был 2003 год, я служил в Казанском храме подворья Русской духовной миссии — в Горненском женском монастыре в Эйн-Кареме. Мне довелось застать тех самых монахинь, которые по 40–50 лет, а кто-то и всю жизнь прожили в этой обители. Очень много я почерпнул от общения с этими старыми сестрами и застал особое дореволюционное горненское пение, которое осталось у меня в сердце навсегда.

На служение в Русскую духовную миссию я отбыл по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, который был председателем Отдела внешних церковных связей. Мне довелось временно заменять отца Виктора Мноян, который долгое время служил в Горненском женском монастыре в Иерусалиме и вынужден был отлучиться на некоторое время по делам в Москву.

Я совершал утреннее и вечернее богослужение в обители, а ночью мы с сестрами ездили молиться ко Гробу Господню. Это было незабываемое, благодатное время.

— Кто из священников или иерархов Русской Православной Церкви оказал на Вас самое большое духовное влияние во время Вашего становления как православного пастыря, и чем Вы это объясняете?

— В первую очередь хочется сказать о митрополите Иоанне (Снычеве), от которого я получил благословение в семь лет, перед первым классом.

Владыка Иоанн известен своими историческими трудами как в России, так и за рубежом. Он был талантливым духовным архипастырем и исповедником.

Владыка вел очень скромный образ жизни. Своей добротой, искренностью, сердечностью он стяжал любовь многих верующих, и ко мне, отроку, отнесся очень тепло. До сих пор помню, как он удивился, что я еще не умел читать, но уже знал много молитв наизусть. Когда он узнал, что я прихожанин храма Петра и Павла, дал первое в моей жизни послушание — раз в неделю ходить в Покровский кафедральный собор на акафист Божией Матери. Митрополит Иоанн совершал его каждый вторник перед чудотворным образом «Взыскание погибших», это явленная самарская святыня. Я старался не пропускать акафиста.

Митрополита Иоанна сменил на Самарской кафедре митрополит Евсевий (Саввин), который продолжил возрождение церковной жизни, начатое его предшественником. Владыка Евсевий благословил меня на иподьяконское служение. В то время я уже пономарил в алтаре Петропавловского храма. После службы ко мне подошел старший иподьякон и спросил, как меня зовут, сколько мне лет и где я живу. А затем подвел к архиерею. Владыка благословил меня и сказал своим помощникам принести стихарь. Спустя время именно он постриг меня в монашество.

Нельзя не отметить духовного влияния митрополита Самарского и Новокуйбышевского Сергия (Полеткина), который рукополагал меня во диаконы и иереи. При нем я уже нес послушания настоятеля храма и благочинного Приволжского района Самары.

— Кто сегодня Ваш любимый святой, к которому Вы чаще всего обращаетесь в трудную минуту, и чем Вы объясняете свою особую привязанность?

— Преподобный Ефрем Сирин писал: «Дева Мария сделалась для нас небом, Божиим престолом, потому что в Нее низошло и вселилось высочайшее Божество, чтобы нас возвеличить... В Ней облеклось Божество в ризу для нас же, чтобы нам доставить ею спасение». Поэтому прежде всех святых всегда почитаема Пресвятая Богородица, она — мать иноков, усыновившая всех монахов.

С детства я имею расположение к святителю Николаю Чудотворцу. Этот святой особо чтился в Петровавловском храме Самары, каждый четверг ему совершали акафист. С тех пор, наверное, и сохранилась потребность молиться этому замечательному, скоропослушливому угоднику Божию, великому Чудотворцу.

— Почему после окончания Самарской духовной семинарии и Киевской духовной академии в 2009 году Вы сочли необходимым окончить Самарскую гуманитарную академию? Какое из трёх полученных Вами образований оказалось самым востребованным на практике?

— Я сожалею, что образование в семинарии мне пришлось получить заочно. Так как я уже нес пастырское служение и был очень загружен, архиерей не отпустил меня в Киев на учебу. Конечно, духовное образование — первично, необходимо, но и светское образование тоже вносит свою лепту в принятии каких-то решений.

— Какие храмы были возведены во время Вашего послушания в рабочих кварталах Безымянки и Самарского городского Приволжского округа. Почему так важно было построить храмы именно в рабочих кварталах Самары?

— Район возле завода «Металлург» в Самаре строился в советское время, после Великой Отечественной войны, и церкви там никогда не было. Верующим приходилось тратить на дорогу больше двух часов, чтобы добраться до храмов в центре города. На имя правящего архиерея — архиепископа Самарского и Сызранского Сергия (Полеткина) поступали сотни обращений и писем жителей этого района с просьбой открыть православные храмы.

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что церкви — это свободные от зла и страха духовные пристани душ. Не удивительно, что люди начали искать эти пристани, к которым они могут прибегнуть от бури житейских смятений, чтобы насладиться величайшею тишиною, встать под покров Слова Божия.

Первый храм в честь святого князя Владимира мы открыли в здании бывшего детского сада. После семи месяцев документальных хлопот, это здание передали Русской Православной Церкви. Мы сразу стали совершать в нем богослужения, а рядом — в пределах церковной ограды — начали строить храм в честь Похвалы Пресвятой Богородицы.

Вот и сейчас, уже на Архангельской земле, мы готовим к открытию строящийся Михаило-Архангельский кафедральный собор. Надеемся, что в ближайшем будущем мы станем свидетелями того, как Святейший Патриарх Кирилл совершит освящение сего великолепного собора.

— Что бы Вы посоветовали православным родителям, желающим привести к вере своих совершеннолетних детей?

— Прежде всего, Богу говорить о детях, то есть молиться о них. Принуждением веру детям не привить, эффект будет обратным желаемому — наступит отторжение, бунт против веры. Надо с младенчества приносить детей в храм, прививать им любовь к богослужениям.

Без самоотверженной любви к Богу и ближнему не может быть истинно-христианской жизни, писал Макарий Великий. Раскрывать перед детьми красоту жизни во Христе можно только личным примером — добрым, терпеливым, христианским. Если взрослые сами регулярно подходят к Чаше, глядя на них, и дети начинают жить духовной жизнью.

Христос говорит: «По тому узнают все, что вы ученики Мои, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Если в семьях будет царить любовь и мир, дети тоже придут к Источнику этой любви — Спасителю. Необходимо, чтобы дети посещали воскресные школы, духовно-просветительские центры, которые сейчас открываются. Чтобы знакомились с верой на школьных уроках основ православной культуры.

Мы с вами живем в свободной России, никто нам не запрещает веровать во Христа, ходить в храмы Божии и встречаться с единомышленниками. Есть время и на труд, и на отдых, и на молитву, и на добрые дела. Покажите своим взрослым детям пример милосердия, сходите с ними в детский дом, пригласите поучаствовать в благотворительной акции, или вместе помогите престарелым соседям. «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Покажите детям пример веры живой. Пусть они видят, что наша религия — это не только молитвенный подвиг, но и милосердное служение людям.

— Какие книги православных авторов Вы бы особенно посоветовали прочитать читателям нашего журнала?

— Прежде всего, мне хотелось бы напомнить о необходимости читать Священное Писание и труды святых отцов. Для человека, не знающего Евангелие, произведения православных авторов останутся за бортом понимания. Библия — ключ, открывающий полноту смыслов русской литературы, позволяющий понять поступки многих героев.

Сегодня найти чтение по душе — несложная задача, появилось множество православных авторов — священников и мирян. О таковых рассказывает и ваш замечательный журнал, рекомендации которого, всегда предельно компетентны.

Я же могу только поделиться своими впечатлениями. Навсегда запало в душу произведение Ивана Шмелева «Лето Господне», в котором подробнейшим образом описывается укладность, быт истинной русской жизни. Не могу не сказать про сочинения Антона Чехова, с его уникальной и жизненной иронией. С удовольствием перечитываю прозу Пушкина, Достоевского, Лескова, Гоголя, Тургенева, Бунина, пьесы Грибоедова и Островского.

Не перечислить, конечно, всей плеяды авторов как отечественных так и зарубежных, сочинения которых достойны внимания. Читать необходимо как классику, так и современников. Еще в V веке святой Епифаний Кипрский говорил: «Приобретение христианских книг для имеющих средство к такому приобретению — необходимо; одно зрение этих книг останавливает в нас стремление к греху, возбуждает в нас стремление к добродетели». Под христианскими книгами сегодня мы понимаем не только Священное Писание, но и светские произведения православных авторов.

Лола Звонарёва, главный редактор журнала «Литературные знакомства»

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (283)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20