Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Митрополит Даниил: Грехи отцов и матерей передаются по наследству

Руководитель епархии – человек разносторонне образованный и очень общительный. А потому, как никто другой, может пролить свет на некоторые устоявшиеся суеверия и обычаи нашей повседневной жизни. Ведь порой мы совершаем сомнительные с точки зрения Церкви поступки просто потому, что так принято.

Святыни не выбрасывают

– Владыка Даниил, часто слышим, что дети отвечают за грехи своих родителей. Дескать, не везет мне по жизни, наверное, папа нагрешил.

– Так проще списать на кого-то свои жизненные неудачи. У каждого человека свой крест. С детей за наши грехи спрашиваться не будет. Но есть другой момент: дети могут нести последствия грехов своих родителей, это доказано медициной. Если отец пил, у сына есть предрасположенность к алкоголизму. Как физические заболевания, так и нравственные передаются по наследству. Если есть слабость к греху, если мать, к примеру, впадала в блуд, а отец любил выпить, значит, детям нужно стараться подальше держаться от этих страстей, потому что можно не справиться с собой. Человеку нужно будет приложить больше усилий, чтобы победить эту страсть. Но если он будет бороться, молиться, то свои наклонности переборет и не передаст дальше, своим детям.

– А как относится Церковь к эко-оплодотворению?

– Если при такой процедуре гибнет множество оплодотворенных клеток, то отрицательно.

– Существует ли контроль над небольшими храмами и часовнями в деревнях? Могут ли их служители правильно совершать церковные обряды?

– У нас есть четкое разграничение полномочий. Все зависит от обряда. Если прочитать молитву – это одно, молитвы есть и для мирян. Есть службы, которые можно совершать мирским чином. А вот литургию или церковные таинства (причастие, соборование, венчание и другие) миряне совершать не могут. Епархии все не проконтролировать, но отдаленные храмы, как правило, приписаны к приходам, где есть священник. К нему можно обратиться, если есть подозрения в каких-то нарушениях. Кроме того, епархия проводит проверку по каждому неанонимному обращению.

– Почему в брюках не пускают в храм, а в мини-юбке – можно?

– В мини-юбке тоже нельзя. Мы немного потеряли свою культуру, традиции, устои, необходимо время, чтобы все это вернуть. Я сторонник того, что, если даже человек пришел в храм «не по форме», ему нужно подсказать: зайдите тихонечко, поставьте свечку, а в следующий раз оденьтесь подобающе. И он поймет.

Только что христиане отпраздновали Пасху, за неделю до этого принесли домой свежие вербушки. А со старыми что делать?

– Обычно их сжигают. Также если есть остатки свечей, их лучше принеси в церковь, в крайнем случае, если нет возможности, то сжечь. В целом святыни не принято выбрасывать.

– 16 июня – Троица, принято ходить на кладбище. Когда лучше это делать – в субботу или в воскресенье, до обеда или после?

– Нет разницы. Главное, что нужно сделать до обеда на Троицу – сходить в храм. Это в первую очередь. А на кладбище вообще можно ходить в любое время дня, не привязывая это к определенной дате. Посещать кладбища на Пасху и в Троицу придумал народ в советское время как альтернативу богослужению. Храмы были закрыты, а религиозные чувства нужно было как-то выразить. Вот и пошли на кладбище: вроде святое дело помянуть усопших.

– А вот эта традиция – еду на могилу положить, водки налить, выпить, закусить?

– Она тоже со времен атеизма: что сидеть у могилки просто так? Есть хочется – давайте помянем. А чего еду будем уносить, пускай здесь останется. Говорят еще: пусть птицы поклюют, на небо унесут. Ставить рюмку и еду на могилу – это ненормально. Это все суеверия. Хочешь помянуть – оставь могилу чистой. Зачем разводить там насекомых, грызунов, приманивать птиц и бродячих собак? Наоборот, убери все за собой.

Усопшему нужна наша молитва и добрые дела, нравственные поступки. Конечно, оставить водку или еду на могиле проще. Происходит подмена понятий.

Крещение как аптечка

– Правда ли, что покреститься, а потом не молиться, не ходить в церковь – еще больший грех, чем не креститься вовсе?

– Я бы не стал ставить вопрос, лучше это или хуже. Что дает крещение? Силу бороться с болезнью, с грехом, со слабостью духа. Если человеку дали лекарство, а он им не пользуется – что лучше: вообще не давать или пусть оно будет? Может быть, когда он заболеет, лекарство спасет. Если водитель не пользуется аптечкой в машине, то пусть ее не будет? Или все же пусть лежит, вдруг пригодится? Бывает так, что человеку становится трудно в жизни и душа начинает болеть, стонать. Тогда он идет в храм. Поэтому я все-таки за то, чтобы люди крестились. Но делать это нужно сознательно.

Раньше крестили всех повально, не хватало священников, чтобы вести разъяснительную работу. Сейчас мы человека готовим к этому таинству, и случайных людей стало меньше – тех, кто делает это из-за моды или за компанию, кто хотел покреститься быстро, не тратя своих сил и времени. Так не должно быть. Человек должен пройти собеседование, определенное обучение. Святое таинство просто так не дается. Мать же не даст ребенку хрустальную вазу, потому что он еще не умеет с ней обращаться.

– Кстати, о крещении детей. Коллеге предлагают стать крестной для малыша, но она боится, что не сможет нести ответственность за его судьбу, дарить подарки и прочее.

– Раньше была мода покрестить ребенка, чтобы, как в народе говорили, он меньше болел. Но это большое заблуждение, крещение не магическая процедура. И если впоследствии малыша не учат жить по Божьим заповедям, жизнь его может покатиться под откос. И крестными родителями тогда становились легко, не сознавая всей ответственности.

А ведь подарки и прочее – это вторично. Мы должны говорить ребенку о Христе и побуждать к этому его родителей. А уже если они не будут слушаться, то на нас нет ответственности.

Но можно посмотреть на это с другой стороны. Крестная в свое время состарится и умрет, а за нее крестные дети будут молиться, творить добрые дела, раздавать милостыню. Что ты вложишь в душу ребенка, то и получишь.

– Могут ли в храмах бесплатно покрестить и повенчать? Обычно на входе висит четкий прейскурант: что сколько стоит.

– Это рекомендованная сумма пожертвований. Человек не всегда отважится спросить, сколько нужно дать. Любой храм живет за счет того, что христианин его поддерживает. Ведь нужно платить за свет, отопление, семьям церковно-служителей помогать. Но если у человека нет возможности пожертвовать какую-то сумму, отказать ему не имеют права. Обязательно повенчают, не говоря уже о крещении. Но только после проведения огласительных бесед и разъяснения смысла таинства.

– Венчание сейчас в моде. А если разведешься, нужно как-то «развенчиваться»? И можно ли будет повенчаться второй раз?

– Безусловно, у нас допускается повторный брак, но для невиновной стороны. Если, скажем, муж изменил венчанной жене, а потом просит разрешение на новый брак, то священник может ему отказать. Сейчас с супругами также проводятся собеседования, чтобы люди осознали, что это такое. Вообще, все таинства – это дары Божьи. Бог дает духовный дар, который нам помогает. Венчание – это дополнительные скрепы в семье, эта благодать потом передается нашим детям. Но это и ответственность.

И если случилось так, что люди расходятся, им не нужно специально приходить в церковь, чтобы обратно «развенчаться». У нас есть только таинство венчания. И оно утрачивает силу, когда человек вступает в новый брак и идет к алтарю с новым спутником. А пока этого не произошло, люди еще могут сойтись, они перед Богом венчаны. Ну и можно разрушить таинство своими грехами – той же изменой.

– Не грех жить крещеной женщине с атеистом или представителем другой веры?

– Греха здесь нет, но это тяжелый крест. Какой-то поступок для нее – большое преступление, а он воспринимает это лишь как «да подумаешь, споткнулся, все же так делают». Он же извинился – в чем трагедия? А с ее стороны это по-другому воспринимается. Как в разных странах: тяжесть того или иного преступления определяется законами этих государств.

Ведь в сердцах можно и самой дойти до греха: выплеснуть на этого человека свой гнев, возвести на него напраслину. А зло потом к тебе вернется.

Исповедь – не допрос

– Часто люди ставят свечку определенному святому как своему покровителю. А по какому принципу они их выбирают?

– Небесный покровитель дается человеку при крещении, родители выбирают ему святого, называют малыша его именем. Но люди еще и сами выбирают себе святых – тех, кто им нравится. Это как друзей выбирать, здесь важны личные предпочтения. Человек чувствует помощь от святого, ему и молится.

– Есть какие-то правила: при болезни молиться этой иконе, при бесплодии поможет один святой, при алкоголизме – другой?

– В духовной жизни святые помогают всегда. Нет такого, что сегодня тебе один святой поможет, а другой нет. Святые – это доктора, которые дают нам лекарство. Но опять же лекарство не на всех действует. Любой врач скажет, что вначале надо рану промыть, а потом уже положить на нее пластырь. Иначе рана загноится. Вначале нужно очистить сердце и душу, тогда и лекарство подействует. Вот почему нужно покаяние. Часто человек говорит: а зачем мне исповедь, если я могу и так подойти причаститься Христу? Я всегда объясняю, что это как чистую рубашку на грязное тело надеть.

– А насколько подробной должна быть исповедь? Многих останавливает то, что священнику придется все выложить в деталях.

– Исповедь отличается от допроса следователя. Но и простой фразы «я грешен» тоже недостаточно. Уходим от крайностей. Говорим кратко, без детализации. Допрос предполагает подробные вопросы: когда, где, с кем, что конкретно украл. На исповеди человеку дана некая свобода – он сам себе должен быть прокурором и судьей и покаяться. Когда грехи касаются блудных дел, их вообще запрещено детализировать, чтобы самому снова не соблазниться этим. Часто прийти на исповедь тяжелей, чем к врачу, тут важно найти своего священника, с которым тебе будет комфортно.

Тот свет

– Как церковь относится к приметам: не оборачиваться, уходя с кладбища, нужно прикоснуться к кресту и прочее?

– Это тоже не более чем суеверия. Более того, многие элементы пришли к нам из магических ритуалов, а это уже колдовство, за него обязательно придет расплата.

– Поясните, почему везде отличаются обряды похорон, в каждой местности они свои. Ставить гроб вдоль или поперек дома, увозить на кладбище до обеда или после?

– Вообще все, что связано с усопшими, окружено страшными суевериями. Вспоминаю 1986 год, когда умерла моя бабушка. Вхожу в дом – зеркало закрыто тканью. Открываю дореволюционный талмуд «Настольная книга священнослужителя», зачитываю подстрочник снизу: «Суеверия». Там перечислено все это: завесить зеркало, нельзя есть вилками, пол мыть в одну сторону – столько всего, что не запомнишь. И все это передается из поколения в поколение и обрастает новыми суевериями как снежный ком. В каждой местности свои правила устанавливают. Христианство дает огромную свободу человеку, но людям кажется мало церковных канонов, они начинают придумывать себе лишнее. Где взяли эти пункты? Нет их у Церкви. Как поставите гроб, так и будет. Обычно стараются, чтобы лицо усопшего было обращено на восток, где святой угол с образами. И хоронят, кстати, так же, крест ставят у ног, на восток – оттуда встает солнце. Четкое расположение могил на кладбище оправдано и с точки зрения порядка и удобства.

– В понедельник не хоронят – тоже из серии суеверий?

– Конечно. Покойник не ждет, хоронят в любой день, даже в большие церковные праздники. Иное дело, получится ли в эти дни по времени, ведь у священника длинные службы. И хоронить на третий день – это тоже традиция, а не церковный канон. Не всегда получается по сроку. Суеверий очень много, вспомните хотя бы кошмар всех родственников – вдруг забудут развязать ноги. У нас было еще обязательным смерок класть в гроб – то, чем измеряли рост человека. Чего только не придумают.

– Правда ли, что Церковь не одобряет кремацию?

– Это не наша традиция, она нам навязана другими. У индусов, которые сжигают усопших, человеческое тело считается тюрьмой. А тюрьму нужно сжечь, уничтожить. У нас другой подход: тело – это храм души. Храмы мы не уничтожаем, наша традиция – хоронить (то есть хранить, сохранять) на погосте (в гостинице). Кладбище – от слова «клад», то есть мы приносим сюда оболочку человека на время, до Страшного суда.

Даже если говорят, что урну с прахом потом захоронят в могилу, сожжение – это все равно не наш обряд. Только представьте, когда часть клеток еще жива (а это научно доказано), тело человека начинает гореть. Это даже неэтично.

– Нельзя отпевать при кремации?

– Мы в некоторых случаях разрешаем, например, когда родственники хотят похоронить человека где-то далеко на родине и нет иной возможности его довезти. Или возникают иные жизненные обстоятельства. Люди понимают, что это неправильно, каются, но просят войти в их положение. А если они равнодушны к мнению Церкви, то и вовсе незачем отпевать.

Источник силы

– Владыка Даниил, у нас пошла мода на огромные кресты вдоль дорог. Такого не видела ни в одном регионе. Не слишком ли их много?

– Недавно был в Нижегородской области, там их гораздо больше. Мы возвращаемся к нашим традициям, устоям. Крест – источник нашей силы, свидетельствующий о том, что у нас есть определенные моральные нормы. И если мы забываем об этих нормах, крест напомнит. Это символ доброты, спасения. На мой взгляд, кресты – это как дорожные знаки. Кто-то скажет, что у нас тоже слишком много знаков на трассах. Но ведь они и стоят для того, чтобы люди соблюдали правила и меньше погибали. Так же и крест – это знак, который помогает человеку.

– А как Церковь относится к символам памяти на месте автоаварий?

– Знаете, в Греции вдоль всех дорог стоят совсем маленькие часовенки – так греки отмечают то место, где погиб их близкий. И оно словно напоминает другим участникам движения: пожалуйста, будьте осторожны! Церковь не возражает против этого, но хотелось бы, чтобы эти места были более облагорожены, пропорциональны, не вызывали дисгармонию в общем облике трассы.

– Теперь о нательных крестиках. Можно носить бабушкин, если она умерла?

– Так это очень хорошо – бабушкин крест. Это не значит, что какой-то негатив через крест передастся. Никакой «негатив» через святыню не придет. Наоборот замечательно, что какая-то вещь передается как семейная реликвия.

– Крестик, купленный в магазине – просто украшение?

– Если он сделан по канонам, его нужно освятить в храме. Пока крестик не освящен, он лишь украшение. Во время освящения священнослужитель скажет, каноничный ли это крест. То же самое с иконами – бывает, что их покупают в магазинах, а там просто картинка. Это пустота. Поэтому должно быть мнение эксперта.

– А некрещеному можно носить крестик?

– Я считаю, можно. И в храм ему ходить можно и даже нужно. Но некрещеный человек в какой-то мере неполноценен, он не может участвовать в таинствах. Может, он готовится ко крещению, но Церковь не сможет помочь, если ты некрещеный. Это как жетон у солдата – он нужен, чтобы тебе могли оказать своевременную помощь в трудной ситуации.

– Что бы вы хотели посоветовать в заключение нашим читателям?

– Не поддавайтесь суевериям. Наши люди всегда жили своей культурой, историей. Для того чтобы сохранить себя, русский человек должен знать свои традиции, свою истинную веру. В этом его красота и сила. Когда мы переключаемся с главного на что-то второстепенное, мы впадаем в суеверия. Суеверие – это потеря своего. Если мы не будем знать и ценить свою культуру, исчезнем как народ и будем вытеснены другими.

Вопросы задавала Софья ЦАРЕВА.  


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Март 2024 (303)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)
Октябрь 2023 (324)







Деньги


все материалы
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20