Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Поколение победителей: Федор Рынцын. Бессмертный экипаж

"We remember! We are proud! We believe! - Помним! Гордимся! Верим!"

Федор Андреевич Рынцын:

- В 1940 г. меня перевели в Мурманское Государственное морское пароходство капитаном парохода «Моссовет».

С первых дней Великой Отечественной войны мы перевозили войска на полуострова Средний и Рыбачий. Когда разгружались в Титовке, немецкие самолеты пикировали на нас один за другим. Трубу срезало как бритвой, рубка была похожа на сито от пробоин. 8 августа 1941 г. Я был назначен капитаном парохода «Родина». А ночь на 9 августа командующим войсками Архангельского военного округа генерал-лейтенантом В. З. Романовским был получен приказ из ставки Верховного Главного командования о срочной переброске 88-й стрелковой дивизии в район ст. Лоухи - Боярская Кировской железной дороги. Мне вручили приказ, и предупредили, наказание за невыполнение - вплоть до расстрела.

Море было удивительно спокойным, но все время казалось, что вот сейчас, сейчас или через минуту – самолет с запада. Зрение и слух были напряжены до предела. Глаза сразу отмечали знакомые вехи, маяки, другие береговые ориентиры, еще старые, поморские. Интуитивно я часто менял курс, прижимался к берегу. В Кемь вошел без лоцмана, мать встретила и говорит: «Федя, у тебя виски седые».

В составе транспортного отряда Беломорской флотилии на «Родине» мы эвакуировали людей и оборудование из Кеми и Кандалакши, доставляли в Карелию из Архангельска мобилизованных на оборонные работы. В конце августа «Родина» за один рейс доставила в Кандалакшу на строительство оборонительных сооружений 6 тысяч архангелогородцев, или в 6 раз больше максимального количества принимаемого на борт в мирное время. Всего «Родина» перевезла 42 тыс. человек.

В первом обратном конвое «QP-1» 27 сентября 1941 г. вместе с судами легендарного «Дервиша» наш пароход  с грузом пиломатериалов вышел из Архангельска, возглавив колонну из 8 советских транспортов. Перед выходом на судно установили пару ручных пулеметов «Мадсен», закупленных Россией в Дании еще до 1-й мировой войны и, кстати, абсолютно бесполезных против современных самолетов. В октябре конвой без потерь прибыл в главную базу Королевского ВМФ Великобритании Скапа-Флоу, а потом встал под разгрузку в шотландском порту Данди. Уже в ноябре «Родина» в составе конвоя PQ-4 вышла из Исландии, и благополучно достигла Архангельска, доставив самолеты, боеприпасы, и свыше 700 тонн запчастей для английских танков «Валлентайн» и «Матильда».

Затем я вернулся на «Моссовет», перевозил войска в Кольском и Мотовском заливах, эвакуировал жителей из прифронтовой полосы. Однажды, когда отошли от мурманского причала, я зашел в свою каюту. На улице – холод, снежные заряды. Захожу, а там дети. «Вроде не положено, товарищ капитан», – говорит мне помощник. Сам знаю, что не положено. А из головы не уходит одна мысль: в Ленинграде осталась жена с детьми, и живы ли – нет, не знаю. Ребята задремали в тепле. Закрыл я дверь и всю ночь на мостике провел.

В августе 1942 г. в составе 3-го Арктического конвоя «Моссовет» вышел из Архангельска с грузом пиломатериалов по Северному морскому пути в США. Несмотря на опасность в связи с рейдом в Карское море «карманного линкора» «Адмирал Шеер», конвою удалось до прихода немцев покинуть Диксон, и через пролив Вилькицкого дойти до бухты Амбарчик. Но из-за тяжелых ледовых условий мы был вынуждены вернуться. Получив приказ о рассредоточении «Моссовет» пошел на запад, к Новой Земле, куда прибыл в октябре. Здесь мы получили новое задание: 9 судам предстояло в одиночку в условиях наступающей полярной ночи следовать в Исландию. Капитанов собрали в штабе Новоземельской ВМБ, и спросили – «Кто рискнет пойти первым рейсом?» Я вызвался идти первым. Мы шли без охранения, через определенные точки, где у кромки льдов их ждали 4 военных корабля, обеспечивающие переход. С Новой Земли готовились к отправке 9 транспортов, груженных лесом и рудой. Навстречу им союзники направляли 11 судов. 29 октября 1942 г., «Моссовет», провожаемый тральщиком Т-908 вышел из Белушьей губы. У нас было слабое вооружение, мало продовольствия, уголь низкого качества. Судно шло со скоростью 7-9 узлов. В праздник 7 ноября «Моссовет» достиг берегов Исландии.

В декабре при выходе из бухты Акуррейи следовавшие вместе с нами в Англию танкер «Азербайджан» и пароход «Чернышевский» сели на мель. Бушевал 6-бальный шторм, в самом разгаре была полярная ночь. Ждать буксиры – означало потерять драгоценное время. Поэтому мы решили сами снять с мели оба судна. Получилось, благодаря нашей замечательной команде.

Приняв груз в Великобритании, «Моссовет» отправился в одиночку обратно. Шторм в зимней Арктике для судна, с грузом, часть которого находится на палубе, представляет смертельную опасность. Вода, обрушившаяся на палубу, не уходит полностью обратно. Все покрываются коркой льда, которая растет с каждой минутой, превращаясь в многотонную глыбу. Судно теряет остойчивость, запас плавучести, может не выдержать этой дополнительной тяжести и перевернуться. В обычных условиях у экипажа есть шанс на спасение: зайти в ближайшую бухту или радист дает SOS. У судов, следовавших в одиночку, этого шанса не было. Орудуя только ломами и топорами, выбиваясь из сил, экипаж круглосуточно скалывал лед. Приходилось петлять по кромке льда, иногда заходить в лед, чтобы уменьшить риск нападения подводных лодок противника. На пути мы встретили до 30 плавающих мин. Но судно шло вперед. 13 января 1943 г. «Моссовет» пришел в Мурманск. Из 44 судов, совершивших одиночные рейсы, погибло 9 – 5 союзных и 4 советских т.е. каждое пятое…

Сразу после разгрузки наш пароход был включен в состав формируемого обратного конвоя RA-53. Но накануне выхода конвоя мы попали под бомбежку. Прямых попаданий не было, но от осколков бомб и взрывной волны судно получило повреждения, были убитые и раненные. Решили устранить все неисправности за ночь. Эту задачу экипаж выполнил блестяще.

В установленное время 1 марта «Моссовет» составе конвоя вышел в поход, оказавшийся кругосветным. Из Англии «Моссовет» ушел через Атлантику в США, потом Панамским каналом – в Тихий океан, и из Сиэтла – в Петропавловск-Камчатский. А уже оттуда по Северному морскому пути курсом на Архангельск. Мы шли с грузом оборудования для Норильского комбината и солью из Нордвика в составе конвоя ВА-18 из 4 транспортов в охранении 2 тральщиков и минзага «Мурман». 30 сентября в море Лаптевых нас атаковали немецкие подводные лодки. Первым на выходе из пролива Вилькицкого у острова Русский был торпедирован пароход «Архангельск», из 42 человек экипажа спасли только 27. Через час на мостике «Моссовета» заметили перископ подводной лодки. Суда открыли огонь, а пароход был атакован двумя торпедами, которые к счастью прошли за кормой. На следующий день был потоплен «Сергей Киров», а еще несколько торпед прошли рядом с «Моссоветом». Торпеду, шедшую в борт парохода, принял на себя тральщик Т-42, его экипаж погиб вместе с кораблем, спасая нас. Он шел у меня с правого борта. Я сутки был на мостике, решил спуститься в низ. Только двинулся к выходу, и тут ударило! Я подумал: все, попали. Раз я посередине судна, значит, торпеда взорвалась в корме. Гляжу в иллюминатор, а на месте тральщика – столб воды. Медленно снял шапку и шепчу: Прости, пока живы, не забудем тебя.

«Моссовет» прибыл в Диксон, где в числе 19 судов был оставлен на зимовку. В конце ноября здесь был создан учебный комбинат для подготовки штурманов малого плавания, механиков, радиооператоров. Меня назначили председателем квалификационной комиссии. Весной 1944 г. учеба была закончена, 63 моряка получили дипломы о профессиональном образовании. В 1944 г. «Моссовет» прошел Северным морским путем из Архангельска в США. До конца войны мы перевозили ленд-лизовские грузы между портами западного побережья США и Владивостоком.










Если вы хотите отдохнуть от городской суеты, то предлагаем вам отдохнуть в лесу возле речки в коттедже Ленинградской области. На сайте dimiliz.ru вы можете посмотреть коттеджи и забронировать. Вас ждет прекрасный отдых.


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Июнь 2024 (242)
Май 2024 (346)
Апрель 2024 (355)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)







Деньги


все материалы
«    Июнь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20