Генерал-лейтенант Владимир Яковлевич Качалов, командующий 28-й армией, по приказу Ставки Верховного Главнокомандования (№ 270 от 16 августа 1941 г.) был несправедливо приговорен к расстрелу. В этом приказе сказано, что он, «находясь вместе со штабом группы войск в окружении, проявил трусость и сдался в плен врагу. Штаб группы Качалова из окружения вышел, часть войск армии тоже пробилась к своим, а генерал Качалов предпочел сдаться в плен, предпочел дезертировать».
На самом деле все было не так. По директиве Генштаба Красной армии в первые
дни войны командующий войсками Архангельского военного округа генерал Качалов
из войск округа, в том числе из мобилизованных в Архангельской и Вологодской
областях, сформировал 28-ю армию, и 10 июля 1941 г. армия во главе с Качаловым
убыла на Западный фронт в район Смоленска. Там войска 28-й армии вступили в бой
с врагом и остановили наступление немецко-фашистских войск, даже местами
оттеснили немцев назад на 20— 30 км. Был освобожден от врага г. Рудня. Однако
вскоре немцы перебросили дополнительные силы против 28-й армии, и она потерпела
поражение.
К 4 августа войска попали в окружение, и 10 августа армию расформировали. В
ночь на 4 августа 1941 г. генерал Качалов погиб, сгорел в танке вместе с
экипажем. В ту же ночь погиб и начальник штаба армии генерал-майор Павел
Григорьевич Егоров. Все эти факты выяснили уже после войны.
Приказ № 270 был издан в момент, когда войска Красной армии терпели тяжелые поражения. Шла восьмая неделя войны. Врагу удалось захватить к этому времени Белоруссию, Литву, Латвию, Молдавию и Эстонию, значительную часть территории Украины, Карелии и ряд западных областей России. Сотни тысяч бойцов и командиров Красной армии оказались в плену. Особенно тяжелые потери наша армия понесла в первые дни войны в Белоруссии, Западной Украине и в Прибалтике. Поэтому приказ № 270 был очень жестким и суровым. В нем указано, что членов семей, сдавшихся в плен врагу, командиров будут судить и привлекать к уголовной ответственности. Приказ подписали семь человек: Сталин, Молотов, Ворошилов, Буденный, Тимошенко, Шапошников и Жуков. Маршал Шапошников пытался отказаться ставить свою подпись. Доложили об этом Сталину, и тот лично приказал ему подписать приказ.
На основании такого документа в Свердловске были арестованы жена генерала Качалова Елена Николаевна и мать жены Елена Ивановна. Аресты проводились оперативно: 20 августа 1941 г. арестовали семью Качалова, а 27 декабря 1941 г. там же, в Свердловске, их осудили на восемь лет лишения свободы с пребыванием в лагерях. Военная коллегия Верховного суда СССР 29 сентября 1941 г. заочно приговорила генерал-лейтенанта Качалова к расстрелу с лишением воинского звания, государственных наград и с конфискацией имущества. В это время Качалов уже полтора месяца лежал в могиле. В 1943 г. глава СМЕРШа В. Абакумов приказал своим подчиненным доставить в Москву на допрос из лагерей жену Качалова Елену Николаевну. Состоялась беседа Абакумова с Качаловой.
Вопрос. Что вы знаете о своем муже, есть ли какие сведения о нем?
Ответ. Мне ничего не известно о нем, переписка моя запрещена. Я ничего не знаю о нем.
Абакумов. У нас тоже нет о нем никаких сведений.
Елена Николаевна сделала вывод, что ее муж генерал Качалов не сдавался в
плен врагу, не изменил Родине. После возвращения из лагерей в августе 1951 г.
она начала бурную деятельность по выяснению судьбы своего мужа генерала
Качалова. Мать ее, Елена Ивановна, в 1944 г. умерла в лагерях. Елена Николаевна
поселилась в г. Малоярославце (в Москве ей не разрешили жить). Четыре года, до
декабря 1953-го, обращалась в органы КГБ, МВД, в Главвоенпрокуратуру,
Генеральную прокуратуру, дважды —
к Г. Маленкову, а в январе 1952 г. — к самому Сталину с просьбой, чтобы дело
Качалова пересмотрели, чтобы дали ей конкретно ответ, где ее муж и какова его
судьба.
После многочисленных запросов Елены Качаловой Главная военная прокуратура отправила, наконец, комиссию в д. Старинка Смоленской области, чтобы выяснить все обстоятельства гибели генерала Качалова. В деревне нашлись живые свидетели, они видели и помнили, как все это было.
В д. Старинка 2—3 августа 1941 г. непрерывно шел жестокий бой с фашистами. Там же находился подбитый немцами наш танк. Жители видели, как пленные красноармейцы вытаскивали из танка полуобгоревшие тела наших танкистов и в том числе тело генерала, всего их было семь человек. Немцы, наблюдавшие эту заботу, стали громко говорить, что это генерал Качалов, и несколько раз повторили: «Качалов, Качалов». Немецкий офицер, хорошо говоривший по-русски, приказал двум подросткам 12—13 лет похоронить генерала Качалова отдельно от других погибших бойцов. (Немцы приказали местным жителям всех погибших в бою похоронить). На могиле поставили крест и написали на нем: «Генерал Качалов».
Офицер вынул из своей полевой сумки блокнот, на листке бумаги написал: «Генерал Качалов». Протянул его одному из парней: ты, мол, дурак, все забудешь, возьми этот листок. 7 мая 1952 г. этот факт комиссии КГБ рассказал Федор Зайцев. он оказался тем самым парнем, жителем д. Старинка. Окончательно комиссия сделала заключение, что в могиле действительно лежит генерал Качалов.
Усилиями Елены Качаловой была проведена большая работа по реабилитации генерала и возвращении ему доброго имени. Помогли генералы, которые хорошо знали Качалова при жизни, много в этом направлении сделал начальник тыла Советской армии генерал армии Андрей Васильевич Хрулев, который хорошо знал Качалова еще с Гражданской войны. Хрулев беседовал с Ворошиловым, тогдашним Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Ворошилов тоже знал Качалова лично.
В довоенные годы Качалов командовал бригадой, дивизией, был заместителем командующего Северо-Кавказским военным округом, а с ноября 1941 г. — командующим Архангельским военным округом. Награжден двумя орденами Красного Знамени. По реабилитации генерала Качалова и членов его семьи много сделал генеральный прокурор СССР Р. Руденко, он обращался в Президиум ЦК КПСС к Маленкову и Хрущеву, а также к Ворошилову с предложением реабилитировать Качалова и его семью.
Генерал осужден в сентябре 1941 г. необоснованно. Он невиновен.
В декабре 1953 г. Владимир Яковлевич Качалов и члены его семьи, Елена
Николаевна и Елена Ивановна, были реабилитированы. Посмертно Качалов награжден
орденом Отечественной войны I степени.
Елена Николаевна умерла в 1957 г. в возрасте 45 лет. По документам и словам очевидцев, это была женщина редкой красоты, и то, что она выполнила свой долг, восстановив доброе имя мужа, и отдала ради этой цели свое здоровье, тоже можно считать подвигом.
Большую часть своей цивилизованной истории человечество воевало. Учёные насчитали всего несколько десятков лет, когда на планете не происходили войны. Процесс развития военного дела с древнейших времён до современной эпохи и есть военная история. Это история войн, которые велись известным народом или государством или происходивших в какую-нибудь определённую историческую эпоху; также - история какой-либо одной войны или даже отдельной кампании.