Трудно поверить, но если из Архангельска перемахнуть через Северный полюс, лететь до нашего северного соседа Канады - всего- то 4 тысячи километров.
И повод подходящий. В этом году исполняется 150 лет Стране кленового листа. Но увы. Знаменитые украинские юмористы Тарапунька и Штепсель 50 лет назад много чего правильно предугадали о нашем времени. А вот говоря об отсутствии границ, единой мировой валюте и прочих чудачествах, явно погорячились.
Визы остались, проблема беженцев тоже. А уж про отношения двух братских народов 50 лет спустя и говорить не приходится. В Канаде, кстати, проживает около 2 млн украинцев.
Но давайте вернемся к выступлению 1967 года. Выступающем на украинском языке Штепселю с своим русскоговорящим партнером Тарапунькой пришлось бы выступать одному. Язык "Рашки", так нас презрительно называют теперь многие гарные хлопцы, нынче под запретом.
Ладно не будем о грустном.
Попробуем отправиться в Канаду самым коротким путем именно через Северный полюс. Не торопитесь радоваться. Мы попадем в Арктическую часть Канады и здесь, за три недели до нового года, и в северных канадских городах и поселках - Черчилль, Желтый Нож - термометр показывает минус 18-20, и почти всегда завывает холодный ветер. Как в ненецкой тундре.
Чтобы доехать до канадской «Большой земли», расположенной вдоль границы с США, где проживает 90% населения страны кленового листа (или сиропа), нужно еще лететь 2-3 часа. Вот здесь и находится "большая канадская земля" и зима намного мягче, и лето
сухое и жаркое. Разница между канадской Арктикой и большой Канадой как между Нарьян-Маром и Москвой.
Может поэтому мы и планировали с друзьями отравиться в Канаду длинным, но проверенным путем - через Европу.
И уж там совершить славный почти 7 тысячный пробег в честь 150 -летия от Монреаля до Ванкувера.
Письма и впечатления канадских друзей из нефтяной Альберты, университетской провинции Саскатчеван, подтверждали, что автомобильная дорога хорошая, но извилистая, с большими перепадами высот и горной местностью.
Ехать на 7-местном минивэне марки "Додж" - и дешево, и сердито. По пути неформальные встречи, лекции в университетах, участие в празднованиях в честь юбилея страны. И все шло неплохо.
И рубль держался и держится уверенно до сих пор, и программа формировалась в нужном направлении, и организационные вопросы касались разрешимыми. Все шло хорошо пока мне, взявшего на себя роль архангельского Тура Хейердала, не попалась книга Джона Стейнбека о его путешествии по Штатам на его легендарном грузовичке Росинанте. Рассказ Стейнбека заставил меня серьезно задуматься. Тогда, 50 лет назад в Штатах и Канаде уже были скоростные магистрали. Сейчас тем более и за неделю можно проехать 7000 км в три руля без особого напряжения. Но вот встречи, общение, фото и видео съемки, изучение канадской глубинки и души? Это все вряд ли получится по времени. У американца Стейнбека не получилось я думаю так, как он хотел. А уж он-то на родном языке так бегло говорил и писал, что заслуженно получил Нобелевскую премию по литературе.
Про язык вы правильно заметили. Из нас троих мы не все бегло могли изъяснять свои мысли на языке Джона Стейнбека. Так что идею оставили совсем или перенесли на более позднее время, или более поздний канадский юбилей, или памятную дату.
Например, 100-летие начала участия канадской армии в гражданской войне на Севере. А почему нет? История прошлого дает поучительные уроки на будущее. А от настоящего в своих заметках о Канаде я никогда не собирался отказываться.
На этом и договоримся, и на исходе 2017 года сосредоточимся на повседневной жизни нашего партнера в большой арктической восьмерке в год славного 150-летнего юбилея.
Редактора и читателей статей ИА RUSNORD это должно устроить. Если так, то дайте время, и в ходе моего канадского визита вы узнаете больше о жизни канадских семей и предрождественских хлопотах канадцев, о развивающихся торговых связях Севера России и Канады, об упомянутом уже участии канадской армии в гражданской войне на Архангельском севере в 1918-1920 г.г. и арктическом векторе политики этой страны.
Можно и с вопросами обращаться - это сделает всех вас соучастниками разговора об этой замечательной северной стране. Немного потерпите и все должно получиться.
Ваш Владимир Харлов
Если вы занимаетесь строительством объектов, то наверняка вам может потребоваться перевозка крана. Обращайтесь к опытным перевозчикам, которые предоставят вам все гарантии.