Неправда, что русский народ принял революцию. Лучшая его часть: интеллигенция, офицеры, крестьяне, казаки и священники сопротивлялись. Они готовы были умереть за единую страну. В этом убежден преподаватель истории христианской философии Аркадий Малер.
На встрече с общественностью Архангельска в Северном государственном медицинском университете исследователь аргументировал свою позицию и рассказал о том, почему большевистская революция может быть оценена только негативно: «Факты, которые открываются сейчас, ничего не изменят. Например, мы узнаем, что большевики убили больше миллионов или меньше миллионов, посадили больше известных интеллектуалов или меньше, отдали больше территории или больше забрали. Это не имеет значение. То, что они сделали "в минимуме", уже не может не подвергаться осуждению».
Обосновывая свое мнение, Аркадий Малер сначала рассказал о ситуации в России до революции. «Есть базовые критерии, по которым мы оцениваем состояние в стране. Один из главных — демографический. Если государство развивается, то люди в нем рождаются, так было до ХХ века. По данным на 1894 год, население Российской империи составляло 122 миллиона человек. В 1914 году — 172 миллиона, эта цифра округлена в меньшую сторону. Следовательно, за 20 лет правления последнего государя Николая II, население увеличилось на 50 миллионов человек. Каждый седьмой житель планеты к моменту революции 1917 года был гражданином Российской империи. Для сравнения, сегодня в Российской Федерации живет каждый 50-й житель Земли. Есть другой показатель — индустриализация. К годам Первой мировой войны самая длинная железная дорога была Транссибирская магистраль. Не многие знают, что дорогу построили при Николае II и по его инициативе. В 1916 году по инициативе государя проложили и пути до Кольского залива. Так Россия покрылась сетью железных дорог. Никто не превращал эти проекты в стройку века и не устраивал мобилизаций», — подчеркнул философ.
Следующий критерий, по которому можно оценить состояние страны — люди, живущие в ней, имеющие значение для развития мировой цивилизации. Один из них — знаменитый авиаконструктор-инженер Игорь Иванович Сикорский, в 1913 году он создал четырехмоторных самолет, получивший народное название «Русский витязь». Таково было начало тяжелой авиации в России. В 1914 году конструктор спроектировал четырехмоторный бомбардировщик, более известный как пассажирский самолет «Илья Муромец». Машина участвовала в службе императорского военно-воздушного флота. В Первую мировую войну было построено 60 самолетов, которые совершили 400 боевых вылетов, сбросили 65 тонн бомб и уничтожили 12 немецких истребителей. При этом немцам удалось сбить лишь один. После революции Сикорский через Архангельск эмигрировал на Запад. В Америке он изобрел самолет-амфибию, который мог садиться на воду. Позже СССР купил у США этот самолет.
Далее, развивая мысль, почему революцию можно оценивать только негативно, лектор обратился к мифу о том, что она воплощала национальные чаяния. «Посмотрим на основные символы государства СССР. В его названии четыре слова и ни одно из них не указывает на то, какой народ эту страну создал, где она находится. Кроме того, на гербе изображены серп и молот на фоне планеты, а до войны гимном государства был интернационал. СССР — космополитический проект, не предполагающий этнонациональной основы. Он должен был охватить весь мир. Кроме того, и язык государства должен был быть интернациональным. Луначарский курировал проект о переводе русского с кириллицы на латиницу. В 1929 году создали комиссию по разработке вопроса о латинизации алфавита. В 1930 году в ее протоколе были такие строки: "Переход в ближайшее время русских на единый интернациональный алфавит на латинской основе неизбежен". Другие факты связаны с переименованием городов и улиц, сносом и установкой памятников, — продолжил эксперт. — Когда коммунисты говорят о том, что не надо сносить их монументы и переименовывать площади, потому что это неуважение к прошлому, культуре и предкам. Возникает вопрос: вы это говорите, как коммунисты? С каких пор коммунизм уважает прошлое и культуру? С каких пор коммунистическая идеология предполагает сохранение традиций и памяти о предках? Вы не управляли страной демократично: захотели, переименовывали страну, города, устроили на главной площади столицы кладбище. Будьте последовательны, из вашей идеологии следуют диктаторские и тиранические методы управления страной. Это вы сейчас используете политическую риторику, чтобы заигрывать с наивным народом и внушить мысль, что для вас якобы важно прошлое. Однако когда вы придете к власти, тут же об этом забудете».
Особое внимание Аркадий Малер уделил теме иррациональности репрессий: невозможно понять, по какому критерию сажали и убивали людей. Он привел несколько примеров. «В составе первого советского правительства во главе с Лениным было 15 человек. Из них девять расстреляли как врагов народа. Выжили три вождя: Ленин, Сталин, Троцкий, и еще три человека не дожили до момента, когда их могли репрессировать. Получается, власть признала, что большинство ее лидеров — враги. Расстреливали и тех, кто организовывал репрессии, примеры тому Ягода, Ежов и Берия. Как можно логически объяснить эти поступки? — вопросил лектор. — На Западе было движение — национал-большевизм. Ее лидеры были в белом движении, оказавшись в эмиграции, они поняли, что не могут жить без России, и решили оправдать то, что происходит на территории их родной страны. Эту идеологию приняли тысячи людей, которые решили вернуться в СССР, надеясь на то, что власть изменится. У этого движения было встречное движение в недрах НКВД: запустить в эмиграцию слух о том, что зреет белый правый переворот. НКВД вкладывало деньги в развитие этих идей за границей. Например, муж Марины Цветаевой Сергей Эфрон был национал-большевиком. Абсолютное большинство участников этого движения, вернувшиеся в СССР, были расстреляны».
Также философ обратился к судьбе отца Павла Флоренского. Он остался в России и согласился работать на советскую власть, участвовал в спасении святынь Троице-Сергиевой лавры, работал на заводе «Карболит», был физиком, биологом. «Была одна проблема — он все время ходил в подряснике. В итоге в 1928 году его сослали в Нижний Новгород, где он работал на заводе на советскую власть. В 1933 отца Павла отправили в Забайкалье, там он вновь продолжил работать на советскую власть. Тогда Флоренского обвинили в том, что он участник фашистского лагеря, и сослали на Соловки. В итоге, в 1937 году его расстреляли. В России были тысячи людей, разделивших судьбу Флоренского. Они могли долгие годы работать на советскую власть, ничего против нее не писать и не говорить. Это был абсолютно иррациональный маховик», — подчеркнул Малер.
Далее он акцентировал внимание на причинах распада СССР. По словам гостя, это был уникальный проект, при котором человек был «закупорен» с двух сторон. Каждый должен был служить коммунистическому идеалу и ради этого жертвовать собой. При этом людям ничего не предложили взамен. Неким светлым будущим могли насладиться только потомки. «Последствия советской эпохи — два чудовищных факта. Россия до сих пор ассоциируется с коммунизмом, и он вошел в русскую идентичность. Многие невольно оправдывают коммунизм. Современный человек не хочет признавать, что его предки тотально ошиблись. Однако не весь народ принял большевизм и отрекся от веры. Почему об этом забыли? Почему мы идентифицируем себя с Берией, а не с отцом Павлом Флоренским? Россия сопротивлялась, но проиграла. Как очень часто бывает, добро проиграло злу. Так будет и в конце времен, когда придет антихрист».
Аркадий Малер — исследователь и преподаватель истории христианской философии, глава интеллектуального клуба «Катехон» при РАН, главный редактор одноименного альманаха и портала Katehon.ru, член Синодальной Библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Московского Патриархата.
Если вам необходима определенная сумма денег для совершения долгожданной покупки, вы можете ее получить на сайте zaimer.kz/articles/dengi-srochno. Быстрое оформление бесплатно и без регистрации.