В Евангелии отсутствуют подробные описания момента Воскресения Иисуса Христа, что дает художникам относительную свободу в изображении этого важнейшего события. На древнерусских иконах образ Воскресения Христова часто совмещен с композицией Сошествия во ад. Под влиянием западноевропейской живописи в России получает распространение сюжет «Восстание Христа из гроба», где Спаситель изображен парящим над гробницей, держа в руке флаг на длинном древке.
Эта тема в ХVIII–ХIХ веках была подхвачена русскими граверами и иконописцами. Она постепенно входит и в программу храмовых росписей. К теме Воскресения Христова обращались многие знаменитые русские художники: Карл Брюллов, Владимир Маковский, Михаил Нестеров. Их творения стали образцами для подражания. Несколько необычных образов Воскресения Христова можно видеть в Свято-Ильинском кафедральном соборе Архангельска.
Ильинский храм на городском кладбище построен в начале ХIХ века. Главный престол освящен 22 августа 1809 года, первый антиминс священнодействован епископом Архангельским и Холмогорским Парфением. В церкви возведен невысокий иконостас красивой архитектуры, восходящий к стилю эпохи ампир. Его конструкция имеет необычное завершение, о котором лучше всего расскажет церковная опись 1829 года: «Над Царскими вратами над полукружием овальный образ Воскресения Христова писан на холсте, по сторонам онаго в рост человеческий два резные ангела, поддерживающие раму, коих лица отживлены, а одежды и крылья вызолочены».
В период последней реставрации иконостаса Ильинского собора в 2014–2015 годах реставраторы решили укрепить и перенести на новую основу центральную овальную икону «Воскресение Христово», написанную на холсте. Под этим образом неожиданно обнаружилась вторая икона с аналогичным сюжетом, но другой композицией. Она восходит ко времени освящения церкви в 1809 году. Вновь обретенная икона — образец академической живописи. Мастер, который ее написал, получил профессиональное художественное образование. В начале XIX века в Архангельске работали иконописцы и резчики из Санкт-Петербурга, Москвы и Вологды: они восстанавливали после пожара Троицкий кафедральный собор. Среди них были выпускники Академии художеств, создававшие иконы и росписи на библейские сюжеты с элементами реализма. Это были мастера Нового времени, хорошо знавшие древнерусские традиции. Святейший правительствующий синод настойчиво рекомендовал привлекать выпускников Академии к «украшению» церквей. Такое сотрудничество приветствовали и архангельские архиереи.
Воскресение Христово —главное событие Нового Завета. Как повествуют евангелисты, Иисус Христос умер на кресте в пятницу и в тот же день вечером снят с креста и похоронен в каменной пещере. После погребения пещеру заложили большим камнем. В субботу утром у входа приставили воинов, чтобы охранять гроб. Сделали это из предосторожности, так как по Спаситель обещал воскреснуть на третий день после своей смерти.
Вернемся к иконе Ильинского собора. Сокрытый в течение столетия и вновь обретенный образ «Воскресение Христово» сейчас венчает главный иконостас церкви. Икона имеет овальную форму, вытянутую по вертикали. Образ Христа олицетворяет торжество жизни над смертью. На иконе Он изображен в рост на фоне яркого сияния, пронизанного лучами, знаменующего Его божественное достоинство. Правой рукой Спаситель держит красно-белый флаг с крестом, который можно трактовать как «спасение». Он возвышается над каменной гробницей, справа — коленопреклоненный ангел с развернутыми крыльями поддерживает сдвинутую крышку гроба. Внизу — упавшие воины-стражи, которые завороженно и даже испуганно смотрят на Иисуса Христа.
К ХIХ веку русские иконописцы использовали в качестве образцов не только иконы, но также живописные картины, гравюры, книжные иллюстрации. Данный образ создан под влиянием гравюры «Воскресение Христово со сценами страстей Христовых» ХVIII века, созданной известным мастером Иваном Зубовым.
Что же произошло с тем «верхним» образом Воскресения на холсте, который был снят во время реставрации? Он хранится в ризнице Свято-Ильинского собора. И хотя икона не столь древняя, но также заслуживает внимания. На ней совсем другая композиция: мы можем увидеть возвращение Спасителя в наш мир. Таким предстал Христос перед Своими учениками после Воскресения. В Евангелии от Иоанна повествуется: «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, встал посреди них и сказал: "Мир Вам!"». Именно эти слова написаны в верхней части иконы, которую создал художник Федор Михайлович Макарьин (28 февраля 1848–15 марта 1906), сын священника Вологодской епархии. Он учился в живописной школе Троице-Сергиевой лавры, занимался иконописью в церквях Архангельской и Вологодской епархий. В 1894 году был посвящен в стихарь и определен к служению в городской кладбищенской церкви Архангельска. Параллельно преподавал рисование и иконопись в псаломщической школе и Архангельской духовной семинарии. В храмах городского кладбища Макарьин заново написал два иконостаса в зимних приделах и большую икону Воскресения Христова — в храме Ильи Пророка. Это и есть наша «верхняя» икона! Известно, что иконостас Ильинской церкви обновлен в 1897 году на средства купеческой вдовы Елизаветы Рыниной. В это же время Федором Макарьиным создана икона Воскресения Христова на холсте, которая закрыла предшествующий образ. В описи Ильинской церкви 1901 года написано: «Над Царскими вратами под аркою овальный образ на холсте Воскресения Христова, поддерживаемый двумя резными позолоченными ангелами». Икона является увеличенной копией популярной картины художника Владимира Маковского, написанной в 1894 году. Полотно хранится в Томском художественном музее.
На восточной стороне церковного свода над иконостасом можно видеть живописную композицию, которую следует рассматривать как продолжение темы Воскресения Христова. Росписи на стенах, выполненные в технике масляной живописи, появились в храме в ХХ веке. К настоящему времени они неоднократно обновлены и дополнены новыми сюжетами. Композиция, посвященная Воскресению, создана по оригиналу художника Михаила Нестерова, этот образец был создан в 1891 году и сейчас хранится в Третьяковской галерее. Ее неоднократно повторяли русские художники, в том числе палехский иконописец Сергей Карпычев (Палехский музей).
На иконе, написанной Федором Макарьиным, показан сам момент Воскресения, который никто не видел, только римские стражники слышали грохот и видели свет. Воскресший Христос изображен в рост, в погребальных ниспадающих пеленах, с высоко поднятым в правой руке крестом, символом победы. Он идет по тропинке среди цветов на фоне виднеющейся вдали открытой пещеры. Справа ангел со скрещенными на груди руками. Несмотря на то, что картина близка реалистической живописи, ее образы одухотворены и возвышенны.
Долгий исторический путь формирования образа Воскресения Христова дает примеры необычных художественных решений, связанных с осмыслением и толкованием богослужебных текстов. Они нашли отражение в иконах и росписях Свято-Ильинского кафедрального собора.
Татьяна Кольцова, доктор искусствоведения, заведующая отделом древнерусского искусства архангельского музея изобразительных искусств
(по материалам Архангельской епархии)