Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

В космос по срочному. Рецензия на фильм «Время первых» Дмитрия Киселёва

Наконец-то добрался до самой громкой (пока) премьеры 2017-го. Хвалят все, от критиков до зрителей, включая членов собственной семьи рецензента. Говорят, тот же порыв, что и на «Легенде № 17» - хочется встать и аплодировать нашим ребятам-космонавтам, забившим в шестидесятых такой гол американцам.

Ну, это от настроения зависит. Лично мне никогда не были понятны эти космические гонки сверхдержав, ставящие под угрозу жизни не самых последних в стране парней (и девчат). Это же космос, Вселенная… полная неизвестность. Вдруг из его недр какая-нибудь гадость неприрученная вылезет, как в «Дне независимости»? Всем миром придётся отбивать… любой американский фильм подобной тематики на этом строится.

Но тут уж, как было, так и было. В 1965-м году советская космическая наука решила натянуть нос космической науке американской. Страна (СССР) об этом знала? Как минимум, догадывалась, мы тогда конкурировали во всём, от кино до мороженого. Естественно, что подробностей о том, что корабль «Восход-2» не был толком подготовлен к этому поистине каскадёрскому трюку, до нас (народа) не довели. Только представьте, никто толком не знал, что ждёт космонавта в открытом космосе. Вдруг сразу же умрёт от неизвестной земной науке радиации? Или разорвёт его… или ослепнет? Ведь Белку-Стрелку в открытый космос не выпустишь… вот и рисковали людьми.

Ну, а довели бы до народа правду? Разве кто-то вышел на митинг в защиту жизней героев-космонавтов? Мы все воспитывались в готовности к самопожертвованию, лишь бы цель была. Лечь под танк с гранатой, надорваться на строительстве какой-нибудь ГЭС, сгореть в атмосфере… без разницы. Целого генсека на наших глазах сняли за год до этого полёта, народ только головой покачал – значит, было за что.

И вот перед нами полудокументальная реставрация тех событий. Я уже не раз признавался в полном равнодушие к космической тематике. То есть, минут сорок в середине фильма я позевывал, глядя на кувыркание «Леонова»-Миронова в безвоздушном пространстве… представляя, как оно выглядело в павильоне на зелёном фоне. Всё-таки мосфильмовское прошлое очень вредит зрительскому восприятию.

А интересовали меня, как обычно, бытовые детали, как-никак помню себя в этом времени, целых шесть лет было.

И в который раз вспоминаю знаменитую репризу Михаила Жванецкого - баночное пиво, омары, крики "Я разорен!" или "Мне в Париж по делу срочно!" хоть и русским языком, но ни исполнитель, ни аудитория этого языка пока не понимают. Тоже, кстати, миниатюра про кино, только перестроечное. У нас то же самое, но в обратном направлении – воссоздать советские реалии всё сложнее и сложнее. Особенно людям, тогда ещё не родившимся, они то время представляют по… даже не знаю, чему. (Вот с царём Николаем и его балеринкой попроще, там из нас никого не было рядом).

Режиссёр картины Дмитрий Киселёв до этого снимал хорошо знакомую его возрасту  атмосферу «Ёлок» и «Чёрной молнии». Так что будем считать, что рождённый в конце 70-х ещё бережно обошёлся с историей советского периода.

Известно, что Киселёв получил уже запущенный в производство фильм с полным набором классных актёров. И начал делать из Евгения Миронова и Константина Хабенского с их диапазоном от адмиралов и смершевцев до спившихся географов и зачморенных салабонов… героические барельефы. Оба играют реальных людей, значительно младших их по возрасту. И это постоянно вылезает, в историю со сломанной ногой Беляева и заступничество напарника Леонова перестаёшь верить в самом её начале.

Стоп, никто не сомневается в человеческой порядочности Алексея Архиповича. Он её не раз доказывал, хотя бы когда вышел «К барьеру» против антисемита Макашова. Только надо представлять уровень той дисциплины, что была в главном советском отряде – отряде космонавтов. Да у меня самого двоюродный дядя-военный в те годы работал по космической программе… такой долдон, прости-господи!

Именно эта барельефность главных героев и ломает всю линию картины, изобилующую подколками в отношении того строя. Моё отношение к советской власти известное… но мы же смотрим кино, призванное рассказать молодым о той странице отечественной истории, за которую не стыдно. Рассказать максимально правдиво, иначе не поверят.

О том, что семья Алексея Архиповича Леонова в конце 30-х была репрессирована, как принято говорить – пострадала от сталинского режима, я раньше не знал, но и не удивился. В хрущёвском варианте отряда космонавтов кого только не было… сам Гагарин провёл военное детство на оккупированной немцами территории, при Брежневе он бы вряд ли стал САМЫМ ПЕРВЫМ, да и вообще включённым в программу. Ещё раз поражаюсь силе духа Алексея Архиповича, я бы такое детство той власти хрен простил… ну так и не космонавт ни разу.

А вот то, что Сергей Королёв сидел, известно было всегда (мне, по крайней мере). Тем не менее, его фраза «Мы, народ, который всегда летает в кандалах, но, если их снять…» вряд ли является прямой цитатой. Просто потому, что сам генеральный конструктор был человеком умным, учёным жизнью, поротым… и не стал бы лишний раз смущать души своих подопечных. Владимир Ильин («Королёв») как всегда убедителен… в данном случае на грани гениальности, но что же за сложнейшую задачу перед ним поставили создатели ленты?! Сравните приведённую выше фразу и вот эту от того же персонажа - «А обосраться перед всем миром можно?!». Понятно, что в таком неординарном человеке бушуют нешуточные страсти… но только не на публику. Времена всегда ещё те – эту нехитрую истину их поколение усвоило через лагерную пыль.

Как раз на фоне такого Королёва главные герои фильма – космонавты упрощаются, дальше некуда. Идут в неподготовленный космический корабль, как в могилу, как овцы на заклание, ведь прямо на их глазах сгорает инженер, проводивший предполётные испытания. В итоге нравственным победителем выступает начальник отряда космонавтов, известный сталинский долдон (и дедушка мой одноклассницы) Николай Каманин, на все королёвские душевные порывы отвечающий одной лишь фразой – «Мы не имеем права из-за одного человека рисковать престижем Родины»… нокаутирующий удар в челюсть современному либерализму. А как же иначе, если космонавты идут за начальником, а не генконструктором. И Брежнев с Каманиным согласен, бровастый генсек появляется в кадре лишь для того, чтобы поставить словесную визу на смертный приговор героям космоса.

Всё, что происходит после этого, вплоть до чудесного спасения среди снежного безмолвия Пермского края (прямо-таки рокового для актёра Хабенского), можно считать потрясающим везением вопреки всем обстоятелствам и расчётом на русский авось. Вынужденный героизм из-за штурмовщины, системных ошибок и традиционного разгильдяйства… да сколько же можно!

Нанесли пощёчину бездушной советской власти (конечно, это не гвоздь в крышку гроба, как в «Грузе-200»)? Молодцы. Но попутно превратили живых персонажей Миронова и Хабенского в гипсовых трубачей-пионеров. Ведь даже супергерои-мутанты из американских комиксов к десятой странице начинают обрастать деталями быта и личными отношениями, напрямую не касающимися их героических будней. Наших же космонавтов наградили не жёнами, а бессловесными манекенами (зачем на такую роль приглашали талантливую Лену Панову, мне непонятно), финальную же сцену с дочкой я до этого видел минимум в десяти картинах разного жанра и стран-изготовителей.

Это уже не говоря о мелких огрехах. Например, с традицией космонавтов пИсать на колесо автобуса, везущего их на стартовую площадку. Вообще-то здорово, что они хотя бы сохранили способность к естественным оправлениям. С одним нюансом – для этого в те годы пришлось бы снять скафандр полностью (а кто разрешит?!). Не было в нём ширинки, как нам показывают. Откуда знаю? От друга, работавшего когда-то на Научпопе, у него целый цикл устных рассказов, посвящённый космическо-сортирной тематике.

Но, если сравнить «Время первых» с тем ужасом, что был в «Гагарине. Первый в космосе», это настоящий прорыв. Хоть поздравляй создателей…

Леонид Черток

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На сегодняшний день важно быть в курсе последних событий. Хотите самыми первыми узнавать о новостях? Заходи на kovrov.pro и читай последнее и актуальное, самое интересное.


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Май 2024 (41)
Апрель 2024 (354)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)







Деньги


все материалы
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20