Протоиерей Павел Великанов представил в Архангельске социальный просветительский медиапроект «50 слов о важном».
С известным публицистом и богословом Московской духовной академии встретились более 150 архангелогородцев. Отец Павел рассказал об истории создания кинопроекта и показал несколько видеороликов, выполненных в технике песочной анимации.
Начиная обсуждение, священник назвал Церковь школой, в которой мы учимся любви и добру. Здесь, как и в другом учебном заведении, должны быть экзамены.
«Чаще всего мы сдаем эти экзамены своим близким. Именно они ставят нам "оценки" по жизни. Например, когда человек учится играть на скрипке, сначала он издает смычком такие звуки, что даже кошки убегают из дома. Потом они возвращаются и реагируют спокойно, это значит, что музыкант уже чему-то научился. Точно так же и в духовном обучении: главным индикатором роста становятся наши близкие», — сказал отец Павел.
Проповедник отметил, что без гармонии с ближними не может быть никакой духовной жизни: «Если мы не в состоянии выстроить нормальных отношений с людьми, которых нам посылает Бог, то хоть отбейте все поклоны, иссушите себя постом, ежедневно причащайтесь и исповедуйтесь, все это будет бесполезно».
Отец Павел предложил заглянуть внутрь себя, посмотреть на свою душу, как на струну в музыкальном инструменте: «Струна сама по себе не звучит. Получить нужный звук скрипке помогают ее форма, дельта, особые материалы, из которых она изготовлена, они создают резонанс. Проблема в том, что настроить нужно очень точно — диапазон, в котором появляется звук, совсем узкий. Ловишь его — резонанс работает. И задача православных христиан — поймать резонанс с благодатью Божией. Наша душа, как скрипка, а на ней играет сам Господь Бог».
Участники встречи также затронули тему ада. Отец Павел предложил образ человека, артиста, который приглашен на всегалактический концерт: «У него есть свой инструмент. Сложность заключается в том, что нет нот. Дирижер ждет, что музыкант начнет играть. Тот со страхом касается скрипки и видит, как наставник морщится. Начинает подстраиваться — дирижер кивает. Тогда артист начинает вслушиваться в то, что происходит вокруг, и играет свою партию в общем контексте. Чем лучше он играет ее, тем ближе его переводят к дирижеру, который через некоторое время говорит: «А сейчас — соло».
Однако может быть и другая модель. Человек приходит на концерт и говорит: "Это вы называете музыкой? Сейчас я вам покажу, что такое настоящая музыка!" — и приступает к исполнению. Народ начинает инстинктивно отдаляться от этого музыканта, потому что уши не выносят такой игры. Дирижер просит посадить его где-нибудь с краю, чтобы не перебивал остальных. А тот уверен, что он абсолютно прав, и старается играть громче. Ему не нравится эта партия — у него своя. Он хочет убедить всех, что дирижер ничего не смыслит в музыке. Где в итоге окажется этот артист? В очень комфортной, абсолютно звукоизолированной комнате, где он будет играть все, что хочет, и никому не будет мешать. Никто никогда его не услышит. Мне кажется, что это и есть нечто похожее на ад».
Подводя итоги встречи, миссионер заключил, что, работая над собой, человек должен видеть результаты: «Если мы ходим в храм по 20, 30, 40 лет, а людям, которые с нами живут, не становится лучше, мы не понимаем их, значит, у нас серьезные проблемы. В таком случае далеко не факт, что багаж, который мы надеемся унести в Царствие Небесное, вообще существует. Надо быть честным, в первую очередь, с самим собой. Если мы не можем настроить свою душу, как скрипку, то надо искать причину».
Напомним, что при реализации проекта «50 слов о важном» используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 68-рп от 05.04.2016 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Союз пенсионеров России». Все 25 серий проекта в высоком качестве можно посмотреть по ссылке: http://www.bogoslov.tv/
(по материалам пресс-службы Архангельской епархии)