Конкурс на замещение должности директора «заточен» под конкретного кандидата - Михаила Лопаткина, - человека, заслужившего у профессионалов Архангельских и Карельских музеев злое прозвище «музейной плодожорки».
Попытки аферистов захватить скромный, на первый взгляд, краеведческий музей в Архангельске с богатейшей коллекцией изделий из драгметаллов и камней и «откусить» для коммерческого использования часть Гостиных Дворов впервые за последние 20 лет имеет шанс быть реализованной. Под давлением из администрации Архангельской области бессменный директор музея Владимир Любимов подал заявление об уходе по собственному желанию.
«Мне был «включен» режим максимального неблагоприятствования в правительстве области. Никакой поддержки. В 2010 году музей не попал ни в одну программу - ни в федеральную, ни в областную. Я понял, что мне надо уходить, - рассказал ИА «RUSNORD» Владимир Любимов. - Но мне было обещано, что новым директором станет наш профессионал из музея. Что сохранится преемственность, сохранится коллектив, все программы, все планы. Министр Иванкин мне лично это обещал. Но проходит совсем немного времени и оказывается, что при подготовке конкурса на замещение вакантной должности директора музея появляется совершенно ненужное условие, которое отметает нашего кандидата, зато теперь потенциально на эту должность может претендовать тот самый Лопаткин».
Техусловие на проведение конкурс на должность
директора краеведческого музея составлял Иванкин.
Сколачивая себе «алиби» для того, чтобы назначение «музейной плодожерки» в
обход общественного мнения и профессионального сообщества выглядело более-менее
легитимным, Иванкин извратил задание на конкурс по поиску нового директора
музея до абсурда. Согласно иванкинскому техусловию, человек с высшим музейным
образованием не имеет права участвовать в конкурсе и стать директором музея.
Зато человек с «истфаком» и опытом работы 5 лет по специальности (то есть учителем
истории) - запросто.
В федеральном законе сказано, что при проведении конкурсов приоритетным должно быть именно профессиональное образование, в данном случае - музейное, но решением Иванкина для архангельского краеведческого этот пункт из конкурса исключен.
Немудрено, что после такого обмана ни губернатор Михальчук, ни министр культуры Иванкин с Любимовым не встречались и даже по телефону общаться отказываются.
Вопрос Владимиру Любимову, продолжающему работать в музее в должности старшего научного сотрудника: «Если в конкурсе победит Лопаткин - вы останетесь?» - «Точно нет! И уверен, что все профессионалы из музея уйдут практически сразу. Работать с этим человеком нельзя. Это уже будет называться не работать, а соучаствовать! Мне очень будет жалко музей и людей, которые много лет здесь работали, и весь Архангельск, по большому счету....».
Напомним, что это вторая попытка захватить музей со стороны трио Лопаткин, Пычин, Лещев. В 2007 году хватило письма общественности и вмешательства министерства культуры. Тогда из Москвы было недвусмысленно заявлено - станет директором музея «Плодожорка» - денег на Гостиные Дворы не ждите. И губернатор Киселев испугался.
Схема работы бригады «плодожорки», опробованная на нескольких музеях, одинакова - увольнение профессионалов. Получение всех контрактов на реставрационные работы под афиллированную компанию «ИПИР» и через год- два - бегство из музея.
Корыстный интерес Лопаткина «порулить» краеведческим музеем, в перспективе у которого так желаемое им еще несколько лет назад объединение не только с Малыми Корелами, но и с музеем изобразительных искусств, очевиден. Все деньги на реставрацию - с неподконтрольным размером прибыли - достанутся «своей» структуре. Кроме того, в запасниках музея - коллекция редчайших драгоценностей, большинство из которых ни разу не выставлялись, и даже мало кто о них слышал. В-третьих, в управление «Плодожорке» попадают отреставрированные за федеральный счет «Гостиные Дворы». Если занять такой огромный памятник культуры в самом центре города не экспозициями, а, например, устроить ресторан с бутиками, где на стенах будут развешены музейные редкости, то прибыль, падающая в личный карман, и на откат тому, кто его поставил, может оказаться внушительной.
После директорства «Плодожорки» и его команды музеи представляют собой горькое зрелище.
Один простенький пример: когда Лопаткин был директором Соловецкого музея, он провел конкурс на разработку эмблемы для музея. Конкурс выиграл ... его сын. Цена вопроса - 1 млн. рублей! Как и ожидалось, эмблема музея стоимостью 1 млн. рублей - на деле выглядит самым обыкновенным примитивизмом студента - плагиатора (см. фото) с реальной ценностью - в «ящик пива» за дюжину таких.
Карьера «музейной плодожорки»
Карьера «музейной плодожорки» у Лопаткина началась сразу с получением диплома
истфака Петрозаводского университета в 1983 году - там же, в Карелии, где он
«дошел» до руководителя Музейного Агентства Республики.
Он успел поработать, в том числе в должности директора, в нескольких известных музеях России (в Великом Новгороде, на Валааме, в Кижах) и нигде музейщики не вспоминают его добрым словом. А истинных музейщиков связывают постоянные профессиональные контакты, поэтому дурная слава о его деятельности стала широко известна.
Любопытно, что имя Лопаткина замешано в скандальной истории со сменой директора музея-заповедника «Кижи» в 1999 году. Примечательно то, что Лопаткин дважды руководил заповедником - первый раз с 1984 по 1988 годы, и второй - с 1991 по 1998 гг. Еще более примечательно, что в 1999 году Лопаткин занимал пост директора Музейного Агентства РК, и что переворот в Кижах прошел ровно по той схеме, по которой сейчас, в апреле 2011 года, «ушли» директора Архангельского краеведческого музея Владимира Любимова. Тогда в Карелии музейщики также писали властям о том, что «коллектив не желает быть заложником амбиций чиновников, и что люди хотят работать со своим директором-профессионалом». 12 лет назад в Кижах с профессионалом расстались.
Говорят, что работой Лопаткина в Кижах был сильно недоволен губернатор Карелии Сергей Катанандов. В 2007 году рассказ об этом прозвучал на встрече коллектива музея с общественностью и представителями власти, протокол этой встречи есть в редакции ИА "RUSNORD". Слова о том, что Катанандов никогда не пустит Лопаткина в Карелию, прозвучали тогда из уст одного из депутатов Областного Собрания.
Из Карелии путь г-на Лопаткина лежал на Соловки, тоже ему не чужие. Еще по молодости, когда будущий «музейный плодожорка» только вернулся из армии, его сестра возглавляла там музей-заповедник.
Деятельность Лопаткина именно в этом музее попала под шквальный огонь критики со стороны известных ученых и музееведов, которые засыпали Министра культуры Российской Федерации М.Е.Швыдкого своими обращениями.
Первое, что сделал Лопаткин, сев в кресло директора, разогнал там всех научных сотрудников и направил взор на реставрацию. От последнего взвыли даже коллеги из Норвегии. Так, еще в 2007 году ученый Валлинг Гертер-Гервинг говорил о том, что Норвежское управление культурного наследия, выделяя гранты на реставрацию Соловецкого музея-заповедника, было шокировано некачественными работами по ремонту кровель и реставрации пристани. Тогда же норвежская сторона заявила, что если беспредел, когда с историческими памятниками обращаются по-варварски, будет продолжаться, они вынуждены будут настаивать на исключении Соловецкого музея-заповедника из списка наследия ЮНЕСКО.
Шло время. Лопаткин и его подельники (именно так в музейной среде называют его людей, которые и получают подряды на реставрационные работы) задумались о более масштабной деятельности и решили инициировать объединение Соловецкого музея-заповедника с музеем деревянного зодчества «Малые Корелы» с целью управления финансовыми потоками уже двух музеев, понимая, что при «умело» организованной работе из деревянного зодчества можно выкачивать десятки миллионов ежегодно и бесконечно. Объединить музеи в 2004 году ему не удалось.
Следующая попытка захода командой «Плодожорки» на Малые Корелы в конце 2005 года оказалась успешной. Всего за один (!) 2006-й год непосредственного управления музеем он сумел разрушить всё, что формировалось годами: уничтожил кадровый потенциал музея, разрушил системную научно-исследовательскую и научно-экспозиционную деятельность, внедрил порочную систему ведения реставрационных работ на объектах культурного наследия музея, чем обеспечил систематическое нанесение вреда исторической древесине памятников архитектуры и последующую её утрату.
Лопаткин разорвал контракты с подрядными реставрационными организациями и необоснованно отказался платить им за фактически выполненные работы. Продолжили работу на объектах уже люди Лопаткина - компания ИПиР, за которой стоят Сергей Лещев и Игорь Кузнецов.
Обеспокоенные судьбой музея и вверенного ему культурного наследия региона сотрудники неоднократно обращались к министру культуры РФ с просьбой предотвратить дальнейшее разрушение крупнейшего в России музея и обеспечить сохранность памятников деревянного зодчества. Вот лишь небольшая цитата:
«...для упрочения своей власти Лопаткиным обновлена большая часть коллектива музея (более 70%). Почти все руководящие должности заняли свои люди, чтоб можно было в нужный момент ухватиться за мнение «коллектива», к которому принято прислушиваться в Министерстве культуры РФ. Во всех подразделениях эти свои людиввели армейскую дисциплину: указания руководителя (даром, что он не компетентен!) не обсуждаются, настаиваешь на своей грамотно обоснованнойпозиции - получишь уменьшение зарплаты и сам уйдешь. Таким образом, из коллектива сделали недееспособное абсолютно управляемое стадо»...
И еще: «Качество реставрационных работ на памятниках архитектуры не просто плохое, а ужасное. Лесоматериалы используются низкого качества, с высокой влажностью, обрабатываются и хранятся не по технологии. Работы проводятся без соблюдения традиционных крестьянских технологий, применяются электропилы вместо топора, в результате чего отдельные архитектурные детали становятся гранёными, что приводит к искажению внешнего вида памятников и т.д...
...Только в 2008 году допущено поражение как минимум двух памятников архитектуры плесневым грибом, что безусловно является преступлением, т.к. утрачена подлинная древесина, а замена новой требует дополнительно огромных материальных затрат, и процент подлинной древесины в таких памятниках останется минимальным, а это, можно сказать, будет не памятник, а новодел...»
Резюмируем:закономерным итогом деятельности Лопаткина в должности директора «Малых Корел» и его карманных «реставраторов» стало появление грибка, загнивание уже «отреставрированных» памятников. Гибель творческого коллектива музея закономерно привела к угрозе физической утраты памятников.
Архитектурно-этнографическая экспозиция музея в настоящее время не завершена, более того, при активной деятельности «нового руководства» пошло «загнивание» и коллектива музея, смена ориентации сотрудников не на развитие экспозиции, а на неграмотную эксплуатацию музея, неумную коммерциализацию его работы.
Музейщики говорят, что они нисколько не удивятся, если эта «работа» лопаткинской администрации справедливо обратит на себя внимание правоохранительных органов.
В ближайшие дни ИА "RUSNORD" опубликует подробности беспредела Лопаткина и Ко в Малых Корелах - с фотографиями, иллюстрирующими, как он «убивал» памятники истории Русского Севера.
Где можно приобрести кабель? Вот, например, Вашему вниманию предлагается купить
кабель медный. Более детально ознакомиться с информацией по
качеству, параметрам и прочим моментам можно на сайте oooapk.ru.
Заходите, выбирайте и приобретайте.