"Космическая одиссея" Дмитрия Рогозина подходит к концу?

Расхожий анекдот середины 70-х…

Армянское радио спрашивают:

- Когда сборная СССР по футболу станет чемпионом мира?

- Когда сборная Бразилии станет чемпионом мира по хоккею.

Мы смеялись. С оттенком горечи. Всё равно не смертельно.

Но уже в середине 80-х в народе стал ходить якобы ответ японцев на вопрос «насколько мы от них отстали в электронике?». Ответ был предельно короток – «навсегда». В том плане, что, если даже нагонять начнём, они будут быстрее уходить вперёд. И это было уже не смешно. Не только в электронике, но и в автомобилестроен ии, лёгкой промышленности и прочая, и прочая.

Но мы не унывали. «Зато мы делаем ракеты, Перекрываем Енисей, А также в области балета…», - пели мы у туристских костров или на пятиметровых кухнях максимально неудобных для жизни хрущёб. Пусть у них там пентхаузы, пусть «Форды» и «Мерседесы», зато наш Гагарин первый в космосе! Засим был общий проект «Аполлон-Союз», ставший символом разрядки. А уж катастрофа их «Челленджера» вообще сблизила оба народа, даже Афганистан отодвинула на второй план. Американцам искренне сочувствовали. Вот, что такое для нас космос.

Если отбросить «космические войны», то, что выше стратосферы, было местом вполне мирного конкурентного соревнования. Правда, всегда с политической составляющей, без неё никуда. Причём, если в ХХ веке игра часто шла в открытую, то в последние десятилетия всё больше подковёрной возни с обеих сторон.

Во времена холодной войны преимущество объективно было на стороне СССР - запуск первого спутника,полёт первого человека в космос, выход в открытый космос Алексея Леонова, запуск первых орбитальных станций «Салют». В ответ американцы первыми высадили человека на Луну и разработали программу космических шаттлов. Но по очкам мы всё равно были впереди.

А потом 90-е, когда отечественная космическая наука объективно просела, но и тогда на МКС в голодные обмороки не падали. Позже к гонке подключился амбициозный буквально во всём Китай, но мы продолжали бодаться с Америкой. Тем более что в нулевых на это появились деньги…

Наверное, каждый, хотя бы иногда интересующийся новостями не только из Сирии и Украины, обращал внимание на то, что американцы летают в основном у нас. То есть, покупают места на российских космических кораблях, отказавшись от дорогой и неоправданно рискованной программы шаттлов. И ещё один момент, который по идее должен давать нашей стране преимущество в космической гонке – аналитики отмечают, что президент Обама совсем не интересуется космосом. Разве что по обязанности и формально. Не его тема. Мало того, в самом начале своего президентства он принял популистское решение о сокращении бюджета NASA, которое коснулось большинства исследовательски х программ в этой области. Да и новые претенденты на Овальный кабинет в своей риторике почти не уделяют внимания космической тематике. В то время как президент России сам готов слетать к звёздам хоть завтра. И Архангельскую область он узнаёт в основном по космодрому «Плесецк».

Со стороны можно подумать, что у нашей страны появился исторический шанс для прорыва. Но тут разоткровенничал ся вице-премьер Дмитрий Рогозин. И мы от него узнали, что Россия уже никогда не догонит США в космической сфере. Потому что Российская Федерация девятикратноотстаёт от Соединенных Штатов, и сократить этот разрыв даже при реализации самых амбициозных проектов можно лишь в 1,5 раза.

Вот дословно им сказанное: «Мы сегодня в космической отрасли отстаём от американцев в девять раз. Все наши амбициозные проекты говорят о том, что мы должны повысить производительнос ть в 1,5 раза. Ну, повысим в полтора раза, но всё равно их не догоним НИКОГДА». Кто во всём этом лучше разбирается, чем человек, курирующий космическую отрасль в России?

Правда, потом духовный лидер партии «Родина» чуть сбавил обороты и уточнил, что всё это произойдёт, если российская промышленность не будет стремиться к высокой производительнос ти и не будет бороться с бюрократией – «мы так и будем смотреть на NASA и Илона Маска».

Тут надо уточнить, что частная американская корпорация SpaceX, принадлежащая миллиардеру Илону Маску, в конце апреля получила первый контракт от Пентагона на запуск спутника. То есть, у них там космосом уже частники рулят, а у нас ни один госпроект без воровства не обходится - вспомните, что творилось и творится на космодроме «Восточный».

А ведь раньше какие понты этот вице-премьер кидал! Так, в апреле 2014 года, комментируя очередной пакет санкций со стороны Вашингтона, Рогозин бодро заявил, что Россия может отказаться доставлять американских астронавтов на МКС, с сарказмом посоветовав им вместо «Союзов» воспользоваться батутом.

Между тем, у нас есть неоспоримое преимущество. Россия экспортирует не так много технологичных продуктов, но ракетные двигатели на жидком топливе как раз из их числа. Благодаря двигателям наша космическая отрасль сохраняет конкурентоспособ ность на мировом рынке. В частности, американский оператор пусковых услуг ULA (совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin), обслуживающий Пентагон, приобретает российские жидко-топливные двигатели ещё с середины 1990-х годов. Однако американцы теперь готовы «изобретать велосипед», но запустить в производство собственные двигатели такого же типа. Скажите за это спасибо политикам. Не только сенатору Джону Маккейну, одному из главных лоббистов прекращения любых российско-америк анских контактов в сфере высоких немирных технологий, но и самому Дмитрию Рогозину, безусловно относящемуся к «ястребам войны».

Так зачем нужно было нашему главному военному вице-премьеру такое откровение, после которого о нём заговорили как о скрытом либерале? Тут, конечно, нужно сделать скидку на первую и главную профессию Дмитрия Олеговича – журналистику - она легко оправдает излишнюю экспрессию. Но дальнейшая его деятельность подразумевала скрытность, цинизм и расчётливость. Сбой или…?

Рискну предположить, что над Рогозиным нависли серьёзные неприятности по служебной линии как раз по космической части: на том космодроме в Амурской области ещё копать и копать. Вдруг накопают такое, что следствие придёт к самому вице-премьеру? Бац, а он уже в отставке и совсем по другому поводу. «Ну, не пойман, значит, не вор», - решит следствие и пойдёт себе восвояси списывать миллиардные убытки с отрасли.

А может мы имеем дело с началом большой избирательной кампании партии «Родина», за которой почти зримо присутствует Рогозин? Ишь, как запомнили и стали мусолить его «девятикратное отставание от Америки». А он бац! И выложит программу развития космической промышленности РФ до 2021 года. Америка – в ж…, «Родина» - в Госдуме. Красивый ход? А то.

В интересное же время мы живём, братцы-сестрицы…