- Как давно существует центр «Гражданская защита» и что он из себя представляет?
- Центр «Гражданская безопасность» - это форма гражданского сопротивления экспансии тоталитарных сект и культов в пределах нашего региона. Её составляет группа единомышленников. Гражданская безопасность - это сугубо общественная инициатива, за свою работу мы не получаем денег. Среди нас есть ученые, деятели культуры, журналисты, духовенство, представители профильных структур правоохранительных органов. Каждый по мере сил и возможностей вносит свой вклад в общее дело, исходя из убеждений, гражданской позиции и положения в обществе. В 2012 году центр стал частью Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), во главе которого находится известный сектовед профессор Александр Дворкин. Но работа по мониторингу и информированию общественности началась намного раньше - в начале 2000 -х ...
- Когда в Архангельской области впервые появилась необходимость мониторинга активности различных религиозных организаций?
- Если речь идет о тоталитарных сектах и деструктивных культах, то довольно давно. Я бы сказал с конца 1980 - х - начала 90 -х. Именно на этот период приходится первая волна экспансии и массовая регистрация сект не только в Архангельской области, но и по всей России. Думаю, не нужно останавливаться на причинах происходивших тогда событий. Отказ от коммунистической идеологии, распад Союзного государства, но главное - колоссальный духовный вакуум. Столь же колоссальное духовное невежество и последовавшая за всем этим диктатура бездуховности, которая продолжается до сегодняшнего дня.
- Какие наиболее асоциальные проявления активности сект прошлых лет вы можете назвать?
- Сектантство само по себе есть асоциальное явление. На уровне отдельно взятой личности - это духовная катастрофа, человек перестает быть собой, становится послушным орудием культа, теряет прежний социальный опыт, свободную волю, индивидуальные черты. На уровне народов, общества происходит разделение. Недаром Гитлер говорил: «В наших интересах, чтобы в каждой деревне была своя собственная секта со своими представлениями о Боге. Даже если таким образом жители отдельных деревень станут, подобно неграм или индейцам, приверженцами магических культур, мы это можем только приветствовать, поскольку, тем самым, разъединяющие тенденции в русском пространстве еще более усилятся» .
Надо понять, что есть народ. Мы увидим, что ядром народа является, прежде всего, религия и язык. Потом уже идёт психология, мировоззрение, философия, а на окраине находится экономика. Если нанесен удар по важнейшей составляющей и народообразующей, то рассыпается ядро и исчезает народ. Удар сектантов как раз и направлен на разрушение этого ядра. А надо заметить, что человек, который попадает в секту, перестает быть и ощущать себя частью русского народа, он его ненавидит.
Мне приходилось беседовать с иеговистами и саентологами. Так вот, иеговисты прямо утверждают: все, что было до них - ложь, вся культура, которая создана не на иеговизме - ложь, все погибнут, и только они - апостолы, вещатели истины. Они перечеркивают всю нашу историю, культуру, а сами относятся к руководящей корпорации, которая находится в Бруклине.
И это одни иеговисты....Три года назад, объединив усилия, нам удалось загнать в подполье страшную тоталитарную секту восточного происхождения «Ашрам Шамбала». Под видом занятий йогой представители сект вербовали девушек и молодых женщин. Проводили курсы сексуального раскрепощения и отправляли в так называемые ашрамы, а затем в Турцию и Египет....Все это происходило на территории детской юношеской школы «Каскад».
В годы моего студенчества, неофашистская секта «Новый Акрополь» предприняла попытку открыть центр в Архангельске. После того, как нами был поднят общественный резонанс, руководящий орган секты принял решения отказаться от намерения зарегистрировать филиал...
- Лично я ещё в начале нулевых столкнулся с одной из религиозных организаций - «Свидетелями Иеговы», даже знакомился какое-то время с их вероучением, которая в целом повторяет Ветхий и Новый Завет, но откровенно извращает его, искажая Откровение Иоанна Богослова и используя церковные постулаты в иных целях, нежели мировые религии. Можно ли говорить, что и многие другие секты действуют по этому же принципу?
- Да и не просто говорить, а утверждать. Секта как организация - это тело, плоть....В основании дух лжи - ересь. А любая ересь это предпочтение осколков правды полноте Истины...
- Как известно довольно большому кругу населения, в Соломбале находится «Зал Царств» Свидетелей Иеговы, в районе микрорайона № 8 Церковь «Адвентистов Седьмого Дня», есть ли в городе ещё архитектурные объекты, связанные с деятельностью религиозных организаций и полностью принадлежащие им, а не просто некие арендуемые молельные помещения для сбора приверженцев новых религий?
- Вот Вы намеренно из «политкорректности» не употребляете слово секта. Но действительно, в сектоведении есть четкое представление о Свидетелях Иеговы как деструктивном культе. Однако нет единого мнения о Церкви «Адвентистов Седьмого Дня», в учении и практике которых есть признаки секты, но далеко не всегда и не везде в ярко выраженной форме. То же касается религиозной организации, которая имеет «собственный архитектурный объект» в Кемском поселке. Я имею в виду дом молитвы МСЦ ЕХБ (Международного союза церквей евангельских христиан баптистов). Эта ветвь баптизма сознательно отказывается от регистрации и ограничивает контакты, с государством обосновывая это своими апокалиптическими представлениями и избранностью...
- Я уже упомянул несколько религиозных организаций - «Свидетели Иеговы», адвентисты.... Как мне кажется, они наиболее популярны в Поморье, как, впрочем, и харизматы, о которых были репортажи «Гражданской защиты». Есть ли ещё религиозные группы, способные сравниться с ними по влиянию на население?
- Да. Набирает обороты, приобретая организованные формы, и становится особенно популярным в молодежной среде неоязычество. Помню, в 2008 году благодаря Павлу Есипову - председателю национально-культурной автономии поморов Архангельской области, мы провели лекции православного миссионера Василия Яцкина для силовиков - сотрудников МВД и офицеров пограничного управления ФСБ.
Сейчас я вынужден сказать, что Павел под камлание одного ряженого шамана, превратил очень полезную, нужную организацию в рупор неоязычества... Конечно, в поморской культуре, сохранялись древние дохристианские обряды и обычаи, но поморы были православными людьми, пусть и в значительной мере старообрядцами...Вечный спутник неоязычества, его производные - нацизм и экстремизм. Неоязычество - это мина замедленного действия. Русский народ как единство формировался по мере утверждения среди народов Восточно-европейской равнины Православия и преодоления языческих верований племен и народностей, его составивших. Это школьная истина.
Неоязычник предлагает вернуться к «первобытному состоянию», снова «кушать с ложечки», снова всем нам стать дреговичами, уличами, вятичами. А заодно и «поморами». Но не теми «поморами» что оставили нам величественные храмы Кушереки, Неноксы, что возводили на Соловецких островах в честь Преоображения Господня стены каменной обители, ставили по обету кресты на берегах и островах Студеного моря. А «поморами» - неоязычниками, изменить вере, сокрушить единство народа, государства...
- Можно ли провести параллели между всеми этими сектами? Что у них общего и что - различного?
- Можно. Общее - культовый контроль над эмоциональной и поведенческой сферами жизни своих адептов, их мышлением. Различия в доктринах и их адаптации к различным социальным группам...
- Чем чревато для стороннего человека следование идеям новых религий? Почему в данном случае право россиян на свободу вероисповедания подвергается сомнению?
- В лучшем случае это просто потеря времени. А время очень ценный ресурс. В худшем - психиатрическое лечение и годы адаптации. Американский психолог, специалист по борьбе с культовым контролем сознания Стивен Хассен писал, что на адаптацию уходит столько же времени, сколько жертва культового контроля пребывала в секте... На второй вопрос отвечу кратко. Потому что тоталитарная секта и свобода вероисповедания не совместимы...
- Есть ли данные о применении наркотиков и психотропных веществ для втягивания в секты на территории Поморья?
- Только косвенные. Известно, что легкие наркотические вещества и благовония используют культы восточного происхождения...Общество сознания Кришны и Ашрам Шамбала. Но утверждать я не могу, у меня просто нет таких данных.
- Сколько всего жителей Поморья приблизительно находится сейчас под влиянием тех или иных сект?
- Такого рода статистику никто не ведет. Дело в том, что, как правило, человек, выйдя из секты, через какое-то время испытывает чувство, подобное синдрому отмены и либо восстанавливается, либо переходит в другую секту. Но все же остановимся на некоторых цифрах. Нам известно, что последователей секты Свидетели Иеговы только в Архангельске порядка двух тысяч. Было бы больше, если бы им удалось построить еще один центр в округе Майская горка. Последователей разнородных харизматических групп, неопятидесятников не многим меньше. И это только в Архангельске. Активно дейсвуют перечисленные секты в южных районах области и Ненецком автономном округе.
- На мой взгляд, наиболее страшно и отталкивающе звучит словосочетание «тоталитарная секта». Что скрывается за этим понятием в условиях современного демократического общества?
- Да. Авторство словосочетания принадлежит профессору Александру Леонидовичу Дворкину. На мой взгляд, оно достаточно точно отражает суть явления. Можно дать краткое определение, которое будет ответом на Ваш вопрос. Тоталитарная секта - это организация с авторитарными методами управления, в которой практикуется ограничение прав человека для членов организации. Деятельность такой организации представляет опасность для жизни и здоровья. Совсем необязательно тоталитарная секта имеет религиозную природу. Она может быть общественной, коммерческой, образовательной или оздоровительной организацией. Впрочем, на мой взгляд, одной из явных причин разгула сектантства является сама демократия, вернее та демократия, которая преподается народу насильственно.
- Если обратить свой взор за границы нашей страны, то как к различного рода сектам относятся в западном обществе?
- Также, как в России. По-разному. Идет борьба мнений и позиций. Есть силы прямо или косвенно заинтересованные в распространении псевдорелигиозных групп, сект и движений в международном масштабе. Ведь очевидно, что глобализация уже переходит на завершающий этап. Сейчас идет процесс, который, по словам, известного советского мыслителя Александра Зиновьева, завершится формированием «Глобального человейника». В то же время в странах Западной Европы и США в форме ассоциации существует достаточно сильное объединенное антисектантское движение, частью которого является Российская ассоциация изучения религий и сект...
- Насколько реальна «революционная» угроза сект? Способны ли приверженцы новых религий слепо исполнять приказы своих «пастырей» в чрезвычайной обстановке и быть, таким образом, оружием в умелых руках проповедников?
- Во все времена революцию на первом этапе совершало активное меньшинство, в условиях тихого молчания большинства. В Англии в начале XVII века, иммигрировавшие из Голландии анабаптисты смешались с издавна существовавшим там движением лоллардов. Английская революция 1643 года совпала с новой вспышкой активности всех этих сект. Известна роль квакеров в тех, далеких от нас событиях....Но что там семнадцатый век. На дворе век двадцать первый и ничего не изменилось.. В 2004 году неопятидесятническая секта «Посольство Божие», возглавляемая афроамериканцем, удачным бизнес-проповедником Сандеем Аделаджей вывела своих последователей на Майдан. Всего около ста тысяч харизматов приняло участие в тех событиях. Есть информация, что среди них были и архангелогородцы.
События нынешнего года вообще наглядно иллюстрируют «революционную» угрозу сект. В крупном и густонаселенном европейском государстве революционное меньшинство, под управлением сайентолога и баптиста - бывшего харизмата совершает государственный переворот. Судите сами, способны или нет...
Беседовал журналист Евгений Богучарский
Источник: http://нд29.рф