Для российского избирателя цивилизованные выборы – редкость. Нет ни обвинений в адрес оппонентов, ни пикантных фото с яркими девицами. И это, не смотря на достаточно серьезный накал конкуренции. Как известно, предвыборные кампании идут в 21 регионе страны, то есть почти в третей ее части. Всего 27 партий выдвинули своих кандидатов, при это целых 16 партий прошли все необходимые законодательные требования к регистрации, включая сбор необходимых подписей муниципальных депутатов. Об этом сообщает МК.
Удалось это сделать и кандидатам от 12 непарламентских и даже малоизвестных партий. «Гражданская платформа» и «Казачья партия России» выставили по три кандидата, «Партия пенсионеров» и «Яблоко» - заявили по четыре, «Коммунисты России» и «Российская партия пенсионеров за справедливость» - по шесть, «Патриоты России» и «Родина» - по девять. В общем, на губернаторство претендует 98 человек. Парламентские партии выдвинули в общей сложности 76 кандидатов и идут практически везде – «Справедливая Россия» - во всех 21-ом регионе, «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР - в 20-ти.
При такой конкуренции, казалось бы, жди скандала на скандале... Как это было, кстати, еще на прошлой кампании, когда группа кандидатов получила массу претензий от оппонентов в массированном использовании административного ресурса, как произошло, например, в Самаре и Липецке. Или в Санкт- Петербурге, где ряд оппозиционных партий вообще не признал итогов выборов.
Этим летом «неприятность» постигла разве что кандидата в губернаторы от КПРФ Олег Денисенко, выдвигающегося в Омской области. Избирком отказался его регистрировать. Теперь Денисенко доказывает в суде, что избирком не прав. И, говорят, имеет шанс убедить.
По сравнению с прошлым периодом, цивилизованности нынешней кампании можно только удивляться. По мнению экспертов для этого есть своя причина. Политтехнологии и админресурс, на которых нередко строились выборы в предыдущие годы, и которые приводили к скандалам, нынче становятся все менее и менее задействованы. Акцент сместился в пользу реальной политики. Российская политическая система достигла того уровня, когда ключевая роль в выборном процессе отводится коалициям, альянсам, диалогу – формам цивилизованного взаимодействия для решения долгосрочных задач. Такие подходы характерны для стран с давними демократическими традициями.
Кстати, начало этого процесса можно было наблюдать уже несколько лет назад (правда, тогда в виде исключения). В частности, во Владимирской области, когда «Справедливая Россия» поддержала выдвинутую единороссами на пост губернатора Светлану Орлову, а она, в свою очередь, выдвинула в сенаторы тогдашнего депутата Госдумы, эсера Антона Белякова. Вспоминается и выдвижение при поддержке «ЕдинойРоссии» на пост губернатора Орловской области коммуниста Вадима Потомского. В его список кандидатов в сенаторы тогда вошли единороссы, а замглавного врача областной детской клинической больницы, практикующий хирург, доверенное лицо президента Владимир Круглый в итоге стал сенатором.
И вот, наконец, на этих выборах тенденция получила развитие, будучи реализованной в целом ряде регионов. «Так, в Смоленской области «Единая Россия» не стала выдвигать своего кандидата, облегчив таким образом жизнь действующему главе региона – представителю ЛДПР Алексею Островскому. А он, в свою очередь, включил в список кандидатов в члены Совета Федерации от региона единоросса Франца Клинцевича. В Брянске обратная ситуация. ЛДПР отказалась от участия своего кандидата в пользу баллотирующегося от «Единой России» врио губернатора Александра Богомаза. А тот выдвигает в сенаторы депутата Госдумы от ЛДПР, председателя комитета по охране здоровья Сергея Калашникова. В Архангельской области врио губернатора Игорь Орлов включил в свой список сенаторов известного в регионе политика Елену Вторыгину, которая изначально сама была выдвинута кандидатом от Партии пенсионеров за справедливость», - пишет «Независимая газета».
По мнению члена экспертного совета Фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» Алексея Зудина, альянсы и диалог дают возможность партиям идти на выборы в рамках «цивилизованного партийного сотрудничества»: «Партия власти понимает, что, несмотря поддержку большинства, она не является и не может быть монополистом, так как не одна в политическом поле и должна мыслить терминами политического плюрализма. А оппозиция приучается к пониманию того, что даже небольшие результаты имеют смысл на выборах. В результате такая практика поможет политикам из разных партий, но в одной связке, эффективнее решать проблемы регионов». Кроме того коалиции, считают эксперты, будут полезны в будущем и на федеральном уровне. В частности в результате таких договоренностей в этом году может серьезно обновиться Совет Федерации: «Вероятно, что состав верхней палаты пополнят действительно сильные политики, популярные в регионах лидеры», - отмечает Зудин.