Напомним, в течение восьми месяцев в закрытом режиме Архангельский областной суд под председательством судьи Андрея Козлова рассматривал уголовное дело по обвинению пяти подсудимых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, предусмотренных ст. 242-1 УК РФ «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних».
На скамье обвиняемых находился старательно прячущий свое лицо Полихраниди Янис Юрьевич, 1983 года рождения, проживавший в Москве. И его помощники - Харламов Станислав Николаевич, 1978 г. р., обладатель высшего педагогического образования, Козлов Григорий Александрович, 1981 года рождения, житель Сакнт-Петербурга, Васильев Михаил Борисович - житель Зеленограда (единственный без маски). И Донцов Юрий Александрович, 1972 года рождения, житель Архангельска, с высшим юридическим образованием, причем последний обвинялся также в совершении преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности в отношении несовершеннолетних и даже малолетних девочек.
В судебном заседании Полихраниди, Харламов и Козлов вину не признали, Донцов и Васильев вину признали частично.
По данным пресс-службы Архангельского областного суда, Полихраниди показал, что для размещения в Интернете ему каждую неделю требовалось 1500 - 2000 эротических, как он считал, изображений лиц с детской внешностью, но достигших совершеннолетия. Поэтому он всегда интересовался возрастом «моделей» и требовал от Донцова, Харламова, Васильева и Козлова снимать только совершеннолетних.
За действия «производителей», которые под видом изображений взрослых «моделей» продавали ему изображения несовершеннолетних лиц, он, мол, ответственности не несет.
Козлов в судебном заседании пояснил, что интересовался возрастом моделей, но знал лишь об одной несовершеннолетней девочке. В остальных случаях его относительно возраста «моделей» обманывали.
Подсудимый Васильев показал, что возрастом лиц, чьи эротические изображения снимал на видеокамеру и преобразовывал в видеоролики, не интересовался, но по внешнему виду считал их совершеннолетними.
Подсудимый Донцов пояснил, что к возрасту «моделей» относился безразлично, но Полихраниди всегда уверял в их совершеннолетии.
Подсудимый Харламов пояснил, что момента, с которого наступает совершеннолетие, не знает. Внося исправления в изображения паспортов потерпевших (паспорта и «моделей» также фотографировали) он лишь выполнял чужие указания.
Однако, на допросах в качестве подозреваемого и обвиняемого Донцов показывал, что Полихраниди просил его снимать именно несовершеннолетних. Взрослых девушек называл «старухами» и говорил, что их изображения ему не нужны. Несовершеннолетних решил фотографировать с паспортами, после чего менять в изображении паспорта дату рождения так, чтобы «модель» казалась взрослой. Выполняя эти указания Полихраниди, он всегда сообщал тому истинный возраст девушек.
Изображениями малолетних Полихраниди покупал у него по более высокой цене.
Харламов на допросе в качестве подозреваемого также показал, что интерес для Полихраниди представляли «модели» в возрасте до 18 лет, которые, по его словам, приносили больше прибыли. В случаях съемок им и Донцовым 18-летних девушек Полихраниди был недоволен, говорил, что «пенсионерки не нужны».
Васильев на допросах в качестве подозреваемого и обвиняемого показал, что, предлагая ему стать видеооператором, Полихраниди уверял его в законности съемок лиц старше 14 лет и при этом говорил, что «старухи ему не нужны».
Согласно приговору суда, Полихраниди, создав организованную группу и руководя ею, совершил 56 тяжких преступлений. Донцов совершил 45 тяжких и 2 особо тяжких преступления. Харламов в составе организованной группы совершил 37 тяжких преступлений. Васильев (выступавший в роли оператора) в составе организованной группы совершил 26 тяжких преступлений. Козлов в составе организованной группы совершил 11 тяжких преступлений.
Преступники действовали в нескольких городах. В частности, 23 января 2004 года в Архангельске было создано некое ООО «Норд модельс», официально занимавшееся поиском юных моделей. «Фотосессии» осуществлялись в двух архангельских гостиницах, а также «на природе». «Моделей» - как несовершеннолетних, так и малолетних склоняли к съемкам посулами и уговорами. Девочкам обещали солидное вознаграждение, оплата происходила почти мгновенно. Как нетрудно догадаться, большинство школьниц, мечтавших о карьере модели, было из малообеспеченных семей.
Девочек обязательно угощали, нередко поили спиртным, катали на машинах, демонстрировали гостиничные номера, казавшиеся частью совсем другой, богатой и сытной жизни, вкрадчиво добиваясь согласия на проведение съемок.
А Донцов и вовсе норовил влюбить в себя доверчивых девочек, которые и сегодня по прошествии времени выглядят моложе своих лет. Большинство небольшого роста, почти все очень худенькие. В числе жертв Донцова даже шестилетняя малышка
Янис Полихранилди приговорен к десяти годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Донцов - к 12 годам лишения свободы в колонии строгого режима.
Васильев и Харламов получили по пять лет. Козлов - четыре года лишения свободы.
Отметил, что изначально гособвинитель просил суд назначить Полихраниди наказание в виде 19 лет лишения свободы, Донцову - 18 лет (с учетом неотбытого наказания по предыдущему приговору - 20 лет), Харламову - 13 лет, Козлову - 15 лет, Васильеву - 14 лет с отбыванием наказания в колонии строгого режима.