Баринов должен гнить в тюрьме, и он там уже гниет со своими «подельниками» в течение года. Чтобы не было никаких сомнений в истинных намерениях генпрокуратуры, представитель государственного обвинении подполковник Дмитрий Смирнов, в разгар судебного разбирательства, оговорился, что будет требовать для подсудимых «лишения свободы на реальный срок». Оговорился ли?
Господи, прости им, не ведают, что творят.... Задетая за живое, православная общественность с самого начала уголовного преследования пыталась выразить свое отношение к этому делу. Можно вспомнить про молитвенное стояние епископа Тихона у стен архангельского СИЗО в мае прошлого года. Тот же Тихон посчитал своим долгом написать вступительную статью к сборнику выступлений Баринова «Православие на Северной земле», опубликованному в декабре 2006 года, когда губернатор находился в узах. Позвольте одну цитату из этой книги. Выступая на освещении Благовещенской церкви в селе Несь Ненецкого автономного округа в сентябре 2004 года, Алексей Викторович сказал: «Мы не оставим этот храм и приход без помощи и в будущем. И все-таки, церковь и воскресная школа нуждаются, прежде всего, в помощи и внимании тех людей, которые здесь живут. Когда-то, в середине XIX века, ваши предки соорудили этот храм. Крестили здесь детей, венчались, отпевали усопших. Сегодня храм оживает, и пусть каждый житель Неси поможет церкви тем, что в его силах. Потому что церковь - это не только здание, это дружная община людей, готовых придти друг другу на помощь. К этому зовет искренняя вера в Бога». Этого, собственно говоря, достаточно, чтобы обозначить евангельский контекст конфликта. Судят ведь православного христианина, а не только политика и хозяйственного деятеля.
За что судят?
«За то, что не захотел участвовать в подтанцовках, к которым его склоняла Москва», - таков ответ простых северян, тех трудяг, которые смывают трудовой пот в общественных банях, обсуждая при этом все и вся. Правда, их-то - рядовых граждан - никто и не спрашивал, когда сочинял обвинение, содержащие, как вывод, такую формулировку: «В результате незаконных умышленных действий Баринова были существенно нарушены права и законные интересы граждан, интересы общества». Несмотря на заговор молчания со стороны СМИ, общественное мнение на стороне опального губернатора. Этот парадокс - кость в горле обвинителей Баринова. Этот парадокс заставляет вспомнить нас о прозрачности зла.
В марте 2007 года, как раз, когда начался открытый суд над Бариновым, во Франции умер Жан Бодрийяр - автор следующего утверждения: «Любое радикальное отличие является эпицентром террора. Террора, который оно самим фактом своего существования порождает в обычном мире. Террора, который мир обрушивает на него в своем стремлении его уничтожить». Попросту говоря - смертельно опасно быть белой вороной в черной стае. Баринов, как личность - со всеми своими убеждениями и принципами, не раз вступал в жесткое противостояние с людьми, чьи жизненные принципы радикально отличались от его собственных. Обещание полпреда президента РФ Ильи Клебанова посадить Баринова за решетку, неожиданно ставшее достоянием общественности - видимо, лишь один из эпизодов такого очевидного столкновения - столкновения людей с абсолютно разным пониманием самой жизни. «Клебанов» - это такой концептуальный персонаж в биографии Баринова, роль «Клебанова» - роль Великого Инквизитора, чье единственное желание открыто нам Достоевским: «Завтра же сожгу тебя на костре! Dixi!-Я сказал!» DIXI - последние слово в речах римских прокураторов, вновь возвращают нас к Евангелию. Если я правильно понимаю смысл Благой Вести, то желание Господа противоположно желанию человеческого суда: «Не жертвы хочу, а милости! И милосердия более, нежели всесожжения!»
Суд над Бариновым, чей вердикт ожидается нынешним летом (прения стороны обвинения и защиты состоятся во второй половине июля), формально имеет несколько вариантов исхода. Первый вариант: подсудимых оправдают и выплатят им материальную компенсацию за год, проведенный в тюрьме. Второй: Алексея Баринова, Сергея Горяева и Сергея Гаврилова по настоянию генпрокуратуры, несмотря на всю нелепость предъявленных обвинений, отправят на зону...
«Если Баринову дадут срок, а в нашей стране может произойти все, что угодно, то такой человек на зоне не пропадет. Вряд ли это будет даже зона общего режима - скорее, поселение. По понятиям, у него будет статус «положенца»; авторитеты, как известно, на свободе не работают, а Баринов всю жизнь пахал... Будет трудно, в том смысле, что человеку деятельному всегда трудно в заточении. Может быть, граждане начальники дадут ему «ответственный участок работы» - сделают завхозом на каком-нибудь предприятии по пошиву рукавиц», - такой комментарий я получил у одной пожилой женщины, 25 лет проработавшей на зоне учителем литературы (в советское время школы рабочей молодежи в местах лишения свободы подтягивали уровень образования осужденных до среднего). Добавлю, что этот ветеран тюремного труда абсолютно убеждена, что действующая система исполнения наказаний не способствовала становлению еще ни одной личности. К несчастью, и личность, попавшая в клетку, не всегда побеждает в борьбе с системой за самосохранение.
И если Октябрьский суд, где сегодня судят Баринова, - это, по Бодрийяру, эпицентр террора и, по сути, место сведения личных счетов, то зона, куда хотят определить подсудимых по бариновскому делу - это пустота. Прокурор Дмитрий Смирнов делает вид, что служит государству, намереваясь отправить подсудимых в пустоту, в вакуум. Может быть, опять-таки в интересах государства, было бы правильнее ратовать за ссылку подсудимых куда-нибудь на Арктический шельф, где Баринов и трудился почти всю свою жизнь?
Думай, Дмитрий, думай...
А лучше помолись, если умеешь. Помолись такой молитвой: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Что ты там выяснил о долговых расписках Баринова? Выяснил? Он тебе должен? Кому должен? Что-то не слышно о кредиторах... Видимо, Баринов - молится, а ты - нет... Ничего, брат, научишься...
Ах, Дмитрий, если бы ты знал, какое гнетущее впечатление производит картина твоего судилища на людей, ты б ужаснулся! Накануне я долго общался с одним вечным должником Баринова, который помог вывести двух его дочерей в люди. Эти невинные создания - красивые и умные девушки - страдают! Их сердца глубоко ранены от той несправедливости, к которой ты причастен... А скольких же на самом деле добрых и искренних людей ты задел за живое, повторяя, как заведенный: «Вины не признали, виновны-виновны!»
Но ты не знаешь, ты не слышишь целого хора голосов старейшин Архангельска, возвещающих: «Мы не верим в преступные намерения Баринова!» Ты вызубрил уголовный кодекс, но вряд ли заглядывал в Псалтырь. Что ж, загляни, вникни....
Или ждешь, когда люди плюнут тебе в лицо? Упаси Бог, но что же станет с твоим сердцем, когда ангел-хранитель скажет: ТЕКЕЛ - ты взвешен на весах и найден очень легким...
Опасно судить людей, не зная об истинных намерениях их сердец, о чем и предупредил Спаситель: «Не судите, да не судимы будете...» Опасность же в том, что «каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерой мерите, такою и вам будут мерить». И какая же мера у вас, господа прокуроры? Содержание под стражей? 254 камера Московского централа? 11 квадратных метров на 22 человека - 4 койки и сон в две смены? Что ж, Христос предупредил, что это вы для себя примериваете, милосердные...
Итак, все материалы судебного разбирательства будут тщательно скопированы, опечатаны и отвезены в Европейский суд по правам человека. Таково намерение адвокатов Баринова, справедливо опасающихся за исход дела. Опасение это, по словам Всеволода Есакова, связано с «реалиями российской действительности». Буквально эти слова бариновского защитника можно понять так: куда и как подует ветер политических перемен, так и решат. И Фемида закроет свои глаза - даже на беспредел. С согласия молчаливого большинства произойти может, действительно, все, что угодно. Ведь дело сфабриковано при участии целого ряда высоких должностных лиц в различных силовых структурах.
Его отличие от процессов семидесятилетней давности только в одном - судебные заседания проходят открыто. То есть любой гражданин может взять паспорт и придти в зал заседаний Октябрьского районного суда, чтобы лично убедиться - как и за что судят Баринова. Каждый, кто верит, что подсудимые невиновны, может прийти в суд и засвидетельствовать свою поддержку - просто своим присутствием. Множество злодеяний в этом мире, который по-прежнему лежит во зле, были остановлены просто присутствием людей, совершающих тихую молитву.
Суд над Бариновым - это испытание для православной общины Архангельска.
Судят вашего брата, который вкладывал не только деньги, но и свою энергию, свой опыт, свои связи, свое сердце, наконец, чтобы ваши дети могли собираться в воскресной школе, чтобы вы сами имели купол над храмом - крышу в молитвенном доме.
Вспомните: Церковь - это не только здание, это дружная община людей, готовых придти друг другу на помощь.
Суд продолжится 11 июля в 11 утра. Есть время собраться с мыслями и с духом.
Иннокентий Свентицкий, Соловки, специально для ИА «RUSNORD»