Вот отрывок из релиза, разосланный пресс-службой администрации области по информагентствам с надеждой на максимальный перепост: Среди тех избранных, кому посчастливилось воочию лицезреть премьеру картины Кончаловского в благодатной Италии, стал губернатор Поморья Игорь Орлов. Его туда пригласил сам режиссер в виду того, что региональная власть оказывала съемочной группе консультационную и организационную поддержку. Областной глава остался очень даже доволен увиденным, назвав фильм «погружением в русскую природу и русскую загадку».
Ну, вы поняли. Первыми же словами абзаца пишущая челядь занесла своего шефа в касту избранных. Тех, с кем члену михалковского клана, всегда отличавшегося спесивостью в выборе круга общения, не стыдно появиться в высшем кинематографическом обществе. Не то что с исполнителем главной роли Алексеем Тряпицыным, сыгравшим самого себя. Его Кончаловский сравнил с голозадым австралийским аборигеном. По-доброму так, как делает демократичный барин в отношение неразумного, но старательного холопа.
Самое постыдное, что такое отношение к человеку села поддерживает и чуть ли не одобряет глава региона, которому по должности положено вставать на защиту чести и достоинства своих людей. Его такой обязанностью наделил президент Путин: «Андрей Сергеевич очень хорошо относится к Алексею Васильевичу. Для него, простого деревенского человека, шумная и помпезная атмосфера фестиваля была бы слишком утомительна. Да и оказался он бы там не самим собой. В бабочке и смокинге это уже не тот колоритный сельчанин, а в сапогах и фуфайке его просто не пустят в зал. Он бы чувствовал себя крайне некомфортно».
Конечно, было дано слово и самому Тряпицыну: «А зачем мне туда ехать? Необходимости в этом не было - я свое дело выполнил». Что ж, ответ сильного мужика, считающего недостойным выставлять напоказ свою обиду. Режиссёр-барчук может этого и не понимать, но губернатор просто обязан.
А ещё стала известна такая скандальная подробность - Алексею Тряпицыну дали такую ставку, которой не побрезгует, разве что, актёр массовых сцен. Хотя нет, побрезгует. В те несчастные две тысячи рублей в день входила и аренда личной моторной лодки почтальона. Для сравнения - в современном российском кинематографе сейчас редко встретишь артиста, согласного сниматься в сериале за 30 000 рублей за съёмочный день. А тут полный метр с фестивальными претензиями. Конечно, с такими грошами, что заплатили Тряпицыну, в Венеции делать просто нечего... только слюной захлёбываться.
Между тем почтальон Алексей доволен оплатой. О чём это говорит? О том, какие копейки ему платят по основному месту службы. Но ведь его головная контора «Почта России» участвовала в финансировании проекта. Об этом не раз писалось, в том числе, и в архангельской прессе. Получается, на кино деньги есть, а на достойную зарплату своим сотрудникам - фиг вам? Вот, в какую некрасивую историю оказался замешан наш губернатор...
Впрочем, с этого Орлова как с гуся вода (прошу прощения за нечаянный каламбур). Его другое греет: - Он (режиссер Кончаловский) пообщался с людьми, которые там живут, позвонил мне и сказал: «Ты прав. Нужно снимать о том, что Россия с одной стороны - противоречивая страна, а с другой - страна с большим будущим». И это главное настроение фильма. Поэтому эта картина не о деревне и не о Поморье, она - о России...». Как вам кажется, какой главный момент в приведённой выше тираде? Я думаю, что «ты прав». Пусть все знают, что вчерашний инженер Орлов, родившийся в рабочем посёлке Дебальцево Донецкой области, уже «на ты» со знаменитым режиссёром из старинного боярского рода Кончаловских с подмосковной Николиной горы. Сразу вспомнился Хлестаков из гоголевского «Ревизора»: «С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» - «Да так, брат, - отвечает, бывало, - так как-то все...». Попробуйте доказать мне, что это не из той же оперы... плебс - он и в XXI веке плебс. Причём почти уверен - это режиссёр Кончаловский с губернатором Орловым на «ты», с другой же стороны уважительное «вы» и никак иначе.
И ещё. О том, что Игорь Орлов слетал на Венецианский кинофестиваль, нам объявили постфактум. И неизвестно, кто оплачивал эти именины сердца (в такие дни в городе гондольеров цены запредельные практически на всё). Даже если все расходы, связанные с его поездкой, оплатил сам Андрей Кончаловский, всё равно получается, что архангельский губернатор ел-пил-гулял на деньги, по праву причитавшиеся простому почтальону Алексею Тряпицыну. Ай-яй-яй, как некрасиво. Если же командировочные расходы покрыл областной бюджет, это дело компетентных органов.
Зато почти сразу после Венеции губернатор Орлов отправился в служебную командировку на юг области, где, в том числе, принял деятельное участие в открытии новой бани (Вельский р-н). Почитайте комментарии к этой новости в интернете - большинство склоняется к тому, что это именно его уровень...
А ведь есть, есть дела у губернатора поважнее. Скоро завершается строительство кафедрального храма в Архангельске, что не может оставить равнодушным никого из православных жителей области. Но построить - это только полдела. Нужно до входа в храм дойти, не ломая каблуков, или доехать без пробок. Знаменитый фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние» заканчивается фразой «зачем нужна дорога, если она не ведёт к храму». Лично я думаю, что режиссёр имел в виду Храм Души, который должен быть у каждого порядочного человека. Но можно применить эту же сентенцию к жизненной практике.
Мэр Архангельска Виктор Павленко прилюдно обещал, что сделает удобный подъезд к Архангельскому кафедральному собору архистратига Михаила. Будут снесены стихийные торговые ряды, обступающие городской Центральный рынок и мешающие проезду, приведена в порядок площадь перед храмом, положен новый асфальт, благоустроена прилегающая территория. Парадокс в том, что такое обещание может выполнить лишь всенародно избранный мэр, отвечающий за свои слова перед избирателями. Зато назначенный сверху сити-менеджер будет вынужден лишь исполнять приказы своих благодетелей, стараясь лишний раз не потревожить их покой своими просьбами.
Вот что сказал губернатор Орлов о строящемся храме: «Кафедральный собор - это духовной центр, объединяющий горожан. Храм, который мы строим, изменит внешний облик города и его внутреннюю жизнь». Слов нет, красиво сказано, но это всего лишь слова. На деле же нужна конкретная помощь. Понятно, что бюджетный кодекс не допускает пожертвование на строительство зданий религиозного назначения (церковь у нас отделена от государства). Но есть, например, Дорожный фонд, из которого средства выделяются на ремонт дорожного покрытия. Так сложилось, что наш Архангельск получает из него намного меньше, чем вкладывает в виде налогов, и изменить ситуацию вполне по силам главе региона.
Надо просто захотеть, проявить, так сказать, политическую волю. И это может стать отличным подарком митрополиту Архангельскому и Холмогорскому Даниилу на пятидесятилетний юбилей от администрации области. Будет и весомее, и значимее, и оригинальней, чем какие-нибудь дурацкие именные часы... или что там дарят в таких случаях.
Кстати, о политической воле, если уж заговорили о ней. Все, наверное, в курсе, что социальные учреждения Архангельска стали подключаться к теплу с 8 сентября, а жилой фонд начнёт теплеть с 15-го. Уже нашлись те, кто говорит - «рано, у нас в квартире и так тепло». Ну, не знаю - не знаю, в классе у сына на первом в этом году родительском собрании было довольно прохладно, кое-кто из учеников уже носом хлюпает. К тому же «бабье лето» в Поморье пришло непривычно рано, рано и заканчивается. А ещё есть мудрая поговорка - «пар костей не ломит».
Так вот, ни один сити-менеджер не сможет сделать такого подарка горожанам. Ибо для этого нужна именно политическая воля. Назначенец же будет связан всевозможными инструкциями и циркулярами, по которым тепло должно прийти в квартиры северян, дай Бог, к середине октября. Зачем такому напрягаться и кого-то напрягать, если судьба и карьера зависит от кучки людей, чьи коттеджи подключены к автономному теплоснабжению?
Буквально на днях наткнулся в интернете на статью с бравурным заголовком - «Средняя зарплата врача в Поморье достигла 50 000 рублей». Это написано со слов министра экономического развития и конкурентной политики Архангельской области Ирины Гладышевой. Нетрудно догадаться о реакции на эту цифру со стороны медработников. Разве что без мата обошлось - интеллигентные всё-таки люди. Названная сумма реальна лишь при условии, что врач за такую зарплату будет работать минимум на три ставки. А это означает «жить, чтобы работать», этакое узаконенное рабство. Не говоря уже о качестве лечения, которое может гарантировать измученный такой жизнью доктор.
Если же отойти от пафосных заявлений областного минздрава, то реальность такова: в последнее время архангельские врачи всё чаще уходят из государственных в частные клиники и кабинеты. Например, стоматологи - после объявления о скором слиянии первой городской стоматологии с областной заявления об уходе подали сразу 43 специалиста, не ожидая от такого поглощения ничего хорошего ни для себя, ни для пациентов.
Уж такая традиция повелась издревле на Руси - если плохое сливается с хорошим, то первое поглощает второе. Как лечат в областной стоматологии, я знаю от знакомых: там фурункулы и опухоли на десне часто предпочитают вскрывать с внешней стороны, после чего на лице остаются шрамы. Да и вообще, лично я не знаю ни одного примера, когда переход муниципального учреждения здравоохранения под область пошел пациентам или медперсоналу во благо. Наоборот, про областные больницы рассказывают такие страшилки, что Хичкок от зависти в гробу переворачивается.
И кто этому поглощению сможет противостоять, как не городской глава, избранный народом, а не обязанный кому-то назначенец? Дорога к храму проходит через человеческую душу, и только потом по городу...
Леонид Черток