«В советские годы было принято политическое решение - граждане страны, строящей коммунизм, будут ездить на общественном транспорте, - рассказывает гендиректор «Автодорконсалтинга» Елена Сваткова. - Отсюда и появилась цифра - всего 8% городской земли - на дороги и стоянки. В современной ситуации, можно сказать, что Архангельск уже захлебывается в пробке, и количество машин только нарастает. По прогнозам, к 2020 году число автомобилей в городе вырастет вдвое. Многочасовые пробки по всем дорожным направлениям уже не за горами».
Системное решение этой проблемы назрело давно. Причем, оно должно быть, в первую очередь, политическим, считает Елена Сваткова: «На уровне муниципалитета в срочном порядке должны быть сформированы стандарты отведения земли под застройку и парковки. Ни один новый торговый центр или жилой дом не должен согласовываться, если не будет иметь рассчитанную парковочную зону и грамотный разъезд для машин, в том числе грузовых и пожарных. Городская власть обязана ограничивать жадность и недальновидность бизнес-застройщиков, которые в угоду квадратным метрам недвижимости сегодня гарантированно создают автозаторы в центре города уже сейчас и потенциальный автодорожный коллапс - в ближайшем завтра».
В целом, решение, которое позволит городу однажды «не встать», должно быть комплексным. Специалисты учитывают 11 факторов, которые необходимо предусмотреть. Основные из них - законодательное регулирование городской застройки, развитие сети дорог по всем без исключения улицам, создание грузового транспортного коридора, чтобы вывезти грузовые автомобили из центра, и развитие современного паркинга в центре города, где уже сегодня некуда приткнуть машину.
Выведение грузовых потоков из города необходимо в связи с тем, что дороги, в прямом смысле слова, убиваются при каждом проезде импортных грузовиков. Советский ГОСТ при строительстве городских дорог предусматривал нагрузку в 8 тонн на ось, что соответствовало советскому же автопрому. Импортные грузовики все рассчитаны на международный стандарт - 10 тонн на ось. Пока же в Архангельске дорог, выдерживающих такую нагрузку, нет ни одной.
Развитие парковок возле уже построенных торговых и бизнес-центров в современных условиях - это один из самых действенных элементов маркетинга. Конкуренция заставляет владельцев торговых центров вкладываться в парковки. Расчет эффективности вложений в развитие паркинга в Архангельске пока есть только на базе пилотного проекта, частично реализованного совместно с «Автодорконсалтингом» компанией «Титан-Девелопмент». На площадях вокруг Бизнес-центра на ул.Поморской, 7 за Центральным универмагом и вокруг супермакета «Премьер» была запланирована система из 9 стояночных зон и дорожных развязок, что уже обеспечило огромный прирост клиентов.
Международный опыт обеспечения парковками торговых площадей в финских городах
- l Центральные районы - минимум 1 место на 100 кв.м. торговой площади
- l В районе терминалов внешнего транспорта - минимум 1 парковочное место на 60 кв.м.
- l Другие районы - минимум 1 место на 50 кв.м.
Так, по данным генерального директора «Титан-девелопмент» Сергея Аверина, количество посетителей Центрального универмага за последний год выросло на 20%. Одна из основных причин - ввод в строй парковочной зоны за зданием универмага.
А уникальная для Архангельска система паркинга, ограниченного по времени - «1,5 часа бесплатно, а дольше - плати» - перед супермаркетом «Премьер» на деле дала прирост ориентировочно в 500 посетителей в день.
До введения ограничений на парковку очень многие работники прилегающих офисов оставляли свои автомобили возле супермаркета на целый день, что создавало проблемы для посетителей. Теперь же приехать на машине в супермаркет стало возможно в любое время, рассказывает Сергей Аверин. Но даже при этих показателях окупаемость парковочных зон вовсе не быстрая и составляет порядка 7-8 лет. Это, в первую очередь, вложения в надежное будущее торговых центров, считает Сергей Аверин.
По современным расчетам, для архангельских бизнес-центров на 100 кв. метров торговой площади требуется одно парковочное место, а для торговых центров - от трех до пяти.
Сейчас в районе комплекса, включающего в себя супермаркет «Премьер», магазины «Рив-Гош», «Светлана» и Центральный универмаг, «Титан Девелопмент» уже обеспечил почти половину «идеального» соотношения. И процесс развития парковок не останавливается. К осени будет введена в строй парковка на 25 автомашин напротив входа в здание ПКП «Титан» со стороны улицы Поморской. «По крайней мере, для старых, а не вновь построенных торговых центров, у нас самый высокий уровень обеспеченности парковками», - комментирует Сергей Аверин.
В новом строящемся бизнес - центре «Ломоносов-плаза» на перекрестке пр. Ломоносова и ул. Свободы уже запланирована подземная и наземная парковки, и коэффициент обеспеченности парковочными местами в этом проекте уже близок к идеальному и даже будет его превышать. Там будет порядка 1,5-2 парковочных мест на 100 кв. м арендуемой площади.
Хельсинки: многоквартирный дом:
1 парковочное место/ 125 кв.м. в центре города
1 место/95 кв.м. в других районах и в пригороде
Дополнительно 1 место на 1000 кв.м. для гостей и 1 место на 12000 кв.м. для грузовика
Финляндия:
Старые гипермаркеты (постройки 25-летней давности) - 1 парковочное место/30м2 пола торговой площади
Гипермаркеты (постройки 10-летней давности) - 1 место/18 м2 пола
Новые гипермаркеты - 1 место/15-14 м2 пола
Пилотный проект обустройства современных парковок в историческом центре Архангельска совместно с компанией «Титан-Девелопмент» еще не закончен, и будет развиваться дальше, уверена Елена Сваткова. Но даже предварительные итоги проекта дали опыт, который послужит для проектирования системы для нового генплана Архангельска.
Александр Суханов