Невозможность расплатиться с поставщиками топлива грозит альянсу полной остановкой, но "Ростехнологии", которые должны в этом году стать его крупнейшим акционером, пока не спешат платить по его долгам, сообщает «КоммерсантЪ».
Самый серьезный кризис в истории альянса AiRUnion вчера начался с домашнего для его основной авиакомпании "Красэйр" аэропорта Красноярска, который второй день подряд отказался заправлять ее самолеты из-за долгов за керосин. По словам совладельца САС Игоря Каталевского, к концу дня "Красэйр" оплатил керосин за среду и частично за четверг, после чего рейсы компании начали отправляться. Однако на тот момент уже было понятно, что проблемы AiRUnion Красноярском не ограничатся: самолеты всех авиакомпаний альянса отказалось заправлять и московском Домодедово. К вечеру на табло аэропорта появилась информация о переносе всех рейсов авиакомпаний-членов AiRUnion (семь рейсов "Домодедовских авиалиний", пять рейсов "Красэйра" и по одному - "Самары" и "Омскавиа") на сутки. Только в выручке за вчерашний день AiRUnion потерял около $1 млн.
Глава Росавиации Евгений Бачурин вчера допустил, что в случае, если перевозчик прекратит полеты, у него будет отозван сертификат эксплуатанта. Тем не менее, чиновники и эксперты сходятся в том, что в реальности полностью прекратить полеты "Красэйра" в разгар летнего сезона будет физически нереально. "Август - это самый пик сезона, и сейчас у всех авиакомпаний большой дефицит провозных мощностей, в то время как у AiRUnion заявлена огромная программа международных чартеров",- говорит гендиректор консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак.
Глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев считает, что перед государством встает вопрос об отмене указа президента о создании на базе авиакомпаний AiRUnion объединенного перевозчика. "Государство предполагало создать конкурента "Аэрофлоту", но авиакомпании альянса объективно не могут перевозить даже своих пассажиров",- говорит эксперт. Если же государство всерьез намерено спасти компанию, то, как основной акционер, оно должно срочно покрыть все долги из бюджетных средств, считает господин Пантелеев.
Между тем, серьезные финансовые проблемы похоже уже наметились и у «Аэрофлота». Так, по заявлению генерального директора архангельской дочки «Аэрофлот Норд» Владимира Коротяева, убытки в этом году могут составить 600-700 млн. рублей. Единственным спасением авиакомпании, по словам Коротяева, может стать волевое решение премьера Путина о полной отмене ввозных пошлин на подержанные «забугорные» воздушные суда.
Кроме «Аэрофлот-Норда» проблема банкротства уже в ближайшем будущем может встать и у целого ряда российских авиакомпаний. На брифинге в Архангельске глава Федерального агентства воздушного транспорта Евгений Бачурин высказал предположение, что из-за высоких цен на авиакеросин некоторые компании не смогут расплатиться с кредиторами. Другими словами, будут вынуждены взвинтить цены на билеты, что резко снизит пассажиропоток, и ряд компаний обанкротится.
Так, небольшие компании еще могут использовать возможности монопольных маршрутов и за счет взвинчивания цен сводить концы с концами. К примеру, перелет в эконом-классе самолета рейсом «Аэрофлот-Норда» из Нарьян-Мара в Архангельск обходится жителям округа, не имеющим железнодорожного сообщения, до 10 тысяч рублей без учета топливных сборов. Но даже это ненадолго, считает Владимир Коротяев, заявляя неизбежное: «Скоро все пересядем на паровозы».