О судьбе ЕСН и пенсионной реформы министры намеревались спорить еще долго - на прошлой неделе Минфин просил премьера отложить решение вопроса на ноябрь, а Минэкономики заявляло, что согласование завершится лишь к концу года. Однако, поскольку без пенсионной реформы не могло состояться принятия плана "Концепция-2020", министрам пришлось договариваться гораздо быстрее - по всей видимости, по указанию Владимира Путина, полученному на понедельничном совещании у премьера. Результатом согласования, на которое были отведены сутки, стало решение о резком увеличении налоговой нагрузки на работодателей с 2010 года.
С 1 января 2010 года нынешний ЕСН со ставкой 26% заменяется тремя страховыми взносами с общей ставкой 34%. Единый для всех организаций тариф взноса в Пенсионный фонд составит 26% (сейчас 20%), в Фонд обязательного медицинского страхования - 5,1% (сейчас 3,1%), Фонд социального страхования - 2,9% (сейчас также 2,9%). Решено также, что пенсионный взнос будет взиматься лишь с годового заработка, не превышающего 415 тыс. руб. Это 34,6 тыс. руб. в месяц до налогообложения, или всего 18 тыс. руб. после уплаты взносов и подоходного налога.
Сверх этого порога страховой пенсионный взнос уплачиваться не будет. "Но и пенсионные права на эти суммы тоже не будут формироваться,- пояснил Владимир Путин.- Мы специально пошли на это, для того чтобы люди с небольшими и средними доходами не оплачивали будущие пенсии тех, кто получает большой заработок". Фактически слова премьера означают, что правительство предлагает обеспеченным гражданам самостоятельно копить на пенсии и мягко удаляет их из системы государственного пенсионного обеспечения. До сих пор пенсионные права накапливались на сколь угодно большие зарплаты - при годовом доходе свыше 600 тыс. руб. в год ставка ЕСН составляла 2%. Теперь же зарабатывать больше 18 тыс. руб. в месяц с точки зрения накопления будущей пенсии бессмысленно. Такой подход позволит правительству без труда выполнить задачу повышения коэффициента замещения (отношение пенсии к бывшему заработку). Его будут считать не к заработку вообще, а лишь к вводимому порогу. "Размер пенсии граждан при страховом стаже 30 лет должен составлять не менее 40% заработка, с которого уплачивались страховые взносы",- заявил премьер.
Глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова вчера, как могла, пыталась смягчить эффект от явно непопулярного решения. "Если бы мы не приняли эти решения, то к 2050 году пенсионная система на 86% финансировалась бы из федерального бюджета",- сообщила она. Теперь же увеличенный пенсионный взнос ликвидирует нынешний дефицит бюджета Пенсионного фонда, надеется министр. Кроме того, вчера министры обещали разработать "механизмы неувеличения" налоговой нагрузки для отдельных отраслей в связи с реформой ЕСН. Однако, судя по словам госпожи Голиковой, речь идет всего лишь о пятилетнем субсидировании из бюджета увеличенных взносов с малых предприятий инновационной сферы и сельхозпроизводителей, которые сейчас уплачивают ЕСН по льготным ставкам. Остальному бизнесу министры ничего конкретного в плане компенсации не обещают.
Отметим, Минфину и Минздравсоцразвития, объявил премьер, удалось "пробить" программу "валоризации" - повышения пенсионных прав (компенсирующую отсутствие страховой части пенсии до 2002 года). С 2010 года пенсионные права, приобретенные до 2002 года, увеличатся на 10% плюс по 1% за каждый год стажа, полученного до 1991 года. На практике это означает существенный рост пенсий с 2010 года. Оплачивать его будут, скорее всего, из Фонда национального благосостояния - это отчасти означает победу концепции Минфина, предлагавшего тратить фонд на решение пенсионных проблем.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин сообщил "Ъ", что предприниматели поддерживают отказ от ЕСН и возврат к страховым взносам, а также и установление верхнего предела налогооблагаемой зарплаты в 415 тыс. руб. вместо предлагавшегося Минфином порога в 1,1 млн руб. "Однако РСПП против увеличения общего размера взносов до 34% и считает необходимым принятие мер по компенсации этого повышения",- сказал господин Шохин. Такими мерами, по его мнению, может стать снижение НДС, восстановление инвестльготы по налогу на прибыль, передача ПФР в управление активов госкорпораций с возможностью их дальнейшей приватизации.
Глава налогового комитета "Опоры России" Михаил Орлов ожидает существенного увеличения нагрузки на фонд оплаты труда малых и средних предприятий. "Было предпринято столько усилий для того, чтобы вывести зарплату из тени, сейчас заставить их делать это будет гораздо сложнее",- сказал он. Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич отмечает, что хотя пенсионная система остро нуждалась в реформировании, от повышения нагрузки потеряет не столько бизнес, сколько работники. "Исследования подтверждают, что бремя этого налога в основном несут работники",- говорит он. По мнению господина Гурвича, принятые меры приведут к стабилизации пенсионной системы, но не решат ее проблемы в долгосрочной перспективе.
Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев отмечает, что эффективная ставка будут повышена с нынешних 20-22% примерно до 30%, "что очень много". "Это очень плохое решение, проблемы на фондовом рынке и в экономике в целом дополняются мощным дестимулированием. Мы не только уменьшим темпы экономического роста, но вообще обнулим их уже в следующем году. Если было бы можно выбрать самый неудачный момент для увеличения налоговой нагрузки, то он выбран",- заключил эксперт. Цена вопроса для бизнеса при общероссийском фонде зарплаты в 17 трлн руб. (2008 год) и общем объеме платежей во внебюджетные фонды в 1,7 трлн руб. в год - около 350-400 млрд руб. в год дополнительной налоговой нагрузки и, возможно, выше, если другие страховые платежи (в ФФОМС и ФСС) будут уплачиваться с полной зарплаты, о чем вчера правительство не говорило. Этот рост налоговой нагрузки сопоставим с ценой вопроса при планах снижения НДС до 12%, но в другую сторону.