И вот в 1995 году в этой самой точке опустилась парочка тяжелых вертолетов. Одновременно с ними к импровизированному таможенному переходу подъехали правительственные кортежи обеих государств. Вышли из них наш премьер Черномырдин и их президент Лукашенко. Вместе они смотрели, как грозная крылатая техника расширяет нашу историческую связь. Можно было обойтись обычными гусеничными тягачами? Легко. Однако масштаб акции был бы не тот, опять же, символика. Расцеловались политические тяжеловесы по-славянски троекратно, и посадили в этом месте мемориальную березку, общую на два братских народа. К слову, березка та вскорости засохла, пришлось рядом сажать новую. Эта прижилась.
Сам я того дружественного акта не видел, только слышал, поэтому, извините, если что-то не так описал. А вот березку ту наблюдал из окна проезжающей машины. Стоит, родимая. Только вид у нее какой-то грустный, больше на плакучую иву похожа...
На постсоветскому пространстве не сыскать второго главу государства, который так долго и вдумчиво парит мозги России, как это делает президент Белоруссии Александр Лукашенко. Вы вспомните только ельцинский период. Сколько было разговоров о введении общей валюты. Всё давно быльём поросло. Или об общей Конституции. О Союзном договоре даже говорить неудобно, похоже, должность председателя у Павла Бородина практически вечная.
С другой стороны, а что еще ждать от бывшего колхозного агронома? Белорусский Батька прекрасно осознает, что любое из перечисленных изменений в геополитике автоматически низводит его до уровня губернатора. Пусть и самого большого из российских регионов. Так ведь он в ощущении своем царь с диктаторскими полномочиями, а не подконтрольный вассал.
И ведь многих в Белоруссии такое положение устраивает. Не только верхи, но и низы. Вспомните, как быстро устала эта соседняя страна от всякого рода реформаторов, и еще в самом начале нового пути дружно проголосовала за родное, совковое. Лукашенко с самого начала не скрывал, что будет строить социализм с человеческим лицом, где простой человек всему голова. Многие в это поверили и верят до сих пор. Потому что звериный оскал бандито-государственного капитализма сидит на самом верху госучреждений Минска. В самом начале нового века в столице Белоруссии я познакомился с местными бизнесменами братьями Скребцами. Парни занимались делами нехитрыми, изготовлением паленой водки, производством контрафактных шоколадных конфет и обналичкой в особенно крупных размерах. В их кабинетах висело аж по три портрета Лукашенко, каждый состоял в паре-тройке Советов при президенте. Они даже не скрывали, в какой «общак» ежемесячно отстегивают немалую долю. Потом оба сели надолго. Или много болтали, или внутренняя конъюнктура рынка изменилась.
Кто бы спорил, производство подпольной водки, не обложенной активами, вещь прибыльная. То же касается и обналички, тут совсем нет накладных расходов. Но всё это меркнет перед прибылью, которую приносят поставки энергоносителей по льготным тарифам, с дальнейшей перепродажей их в сторону Запада. Маржа прямо падает в один большой президентский карман, и не надо не из кого свою долю выбивать. А на остальные доходы от экономики можно создать иллюзии равенства классов, где богатых почти нет. Еще открыть десяток «МакДональдсов» и европейских бутиков, полная иллюзия западной жизни получается. О чем когда-то так мечтали.
А народ молчит, системной оппозиции в Белоруссии, как не было, так и нет. То, что есть в центре, никто особо не бьёт и не гоняет. Ну, сидит с десяток диссидентов, головная боль европейских правозащитников, а где их нет? И в этом заслуга не только белорусских спецслужб, полностью сохранивших культуру и этику советского КГБ, но и народной ментальности. Не любит белорус выпячиваться, не его. По армии я помню только трех сябров, при чем у одного из них была фамилия Давидович. На деле явно было больше, но как определишь? Хохла за версту видно, а здесь типичные русские ребята, разве что, из провинции. Разве кого-то присутствие соседа-белоруса раздражает по этническому признаку? Только умиляет. Они и терпят. Если что дома не нравится, тихо уезжают. Кто пошустрее - на Запад, кто попроще - в Москву, автобусы водить и в ванных плитку класть. Такой народ, чего им не править?
Жили - не тужили, и вдруг, нате. Вторую неделю смотрю телевизор и такое впечатление, что там не о российско-белорусских отношениях говорят, а об очередном скандале с Грузией. Кстати, с ней тоже когда-то с «Боржоми» и с Кахетинского начиналось, а окончилось «08.08.08». Уверен, у нас до этого не дойдет, но осадочек еще тот останется.
Формальном поводом к сваре послужило вполне мирное заявление главного российского финансиста Кудрина, что придется таки кредит брать рублями и не в полном объеме. Вы, когда занимаете деньги до получки, тоже жалуетесь, что вам не дали в евро, других нет, придется конвертировать? А вот у Лукашенко нервы сошли с катушек. Конечно, министерские формулировки здесь дело десятое. Главное, что первое лицо государства почувствовал, что российская халява подходит к концу, если...
Все дело в «если». Россия тоже по-своему хороша, окончательно перепутав политические и экономические интересы. Ну, что за молочное давление на соседа? Лично я обожаю белорусскую ряженку, больше похожую на сметану, а не на молочную сыворотку. При чем стоит значительно дешевле, несмотря на неблизкую транспортировку. И мне, как потребителю, совершенно наплевать, какой ГОСТ напечатан на упаковке. Лучше бы вообще, в бутылках с розовой нашлепкой, ностальгия. За качество спокоен, в Белоруссии до сих пор действуют советские технологии и стандарты.
Понимаю, вся эта вкуснотища прямой удар по собственным производителям. При чем преимущество возникает от того, что этот вид сельхозпродукции в Белоруссии дотационен. Так работайте с ними, добивайтесь скорейшей приватизации и разгосударстливания предприятий. Да и нашим молочных дел мастерам неплохо было пересмотреть свою ценовую политику в сторону удешевления товара, на такой конкуренции европейский потребитель и живет. Или качество доведите до того, чтобы не жалко было лишнюю десятку отдать.
С молоком, похоже, успокоились на самом высоком уровне. С политикой вопросы остались. Я нисколько не поклонник личности Лукашенко, построившего в стране общество одинаково бедных людей, мне в таком не жить. Но где-то я его понимаю. Еще понятно, когда глава крупной корпорации прилюдно выговаривает директору своего филиала. Но там независимое государство и строй, нашими же трудами созданный. Мне даже не медведевское «мог бы и позвонить» по ушам резануло, а путинский пренебрежительно-успокаивающий тон на тему расшатанных нервов у некоторых суверенных руководителей. Лукашенко, это вам не азиатские Рахмоны-Исмаиловы-Бакиевы. Те с восточной хитрецой будут понятливо кивать головами, и делать все по-своему. Александр Григорьевич человек прямой, он за словом в карман не полезет. Ну, не политик он, хозяйственник-расхититель с амбициями, с этим ничего не поделаешь.
Но иногда и он бывает прав. Не буду возвращаться к истории признания независимости Абхазии и Южной Осетии, там для меня с самого начала было много сомнительных моментов. А вот насчет ОДКБ скажу. Ведь Москву больше всего возмутил демарш Минска с отказом подписать договор о коллективной безопасности, в этом Кремль узрел очередные обиды и давление в газовой сфере. А если подойти к тому же вопросу по другому? По сути, ОДКБ является союзом среднеазиатских государств и России, имеющей в регионе большой интерес.
Что там делать Белоруссии? Лукашенко еще когда обещал своим избирателям, что ни один из их сыновей не погибнет на полях сражений ближнего и дальнего зарубежья. Популизм? Нам бы такой. Еще он не хочет, чтобы белорусские ПВО сбивали небесные объекты по команде с кого-то пульта, стоящего вне пределах своего государства. Собьешь кого-нибудь не того, потом не отмоешься. Еще и партнеры подставят, открестятся, подобное не раз было.
А если посмотреть глобально? Россия, похоже, всё больше и больше понимает, что пригрела на своей нефтегазовой груди еще того субъекта. Стареет Батька, возомнил себя великим и ужасным. При чем под страхом потерять власть, данную ему московскими преференциями, всё чаще на Запад посматривает, мухлюет, шантажирует. Правитель с врожденным провинциальным комплексом на всё пойдет, лишь бы имеющееся в руках удержать. Такую пропаганду замутит, что приветливые сябры быстро в злобных западенцов превратятся. А это уже конец дружбы между народами.
Не об этом ли плачет та березка?
Леонид Черток