Вместо вступления
Из-за нефтяного бума проблемы рыбодобычи как-то сами собой отошли в тень и долгое время тема начинала муссироваться лишь к Дню рыбака. Как правило, все ограничивалось победными рапортами генералов рыбной отрасли НАО, восторженными материалами по поводу вручаемых некоторым из них наград разного уровня и прочими достижениями.
Исключением стал, пожалуй, лишь прошлый год, когда тема приобрела особую остроту и нешуточно накалила страсти. Поводом для всех этих страстей стала статья «Пришло время перемен» Николая Безумова, депутата Совета Заполярного района из Великовисочного. Статья обозначила наболевшие проблемы, о которых до этого публично говорить в округе было не принято. Отказ руководства Заполярного района опубликовать эту статью в своем официальном вестнике, последовавшие за этим судебные тяжбы генералов отрасли с депутатом, «информационная война корпоративных изданий», завязавшая в тугой узел в период избирательной кампании и судьбы ее участников и проблемы отрасли, все эти события подтвердили - проблем в отрасли, да и в целом во всем сельском хозяйстве округа, просто через край.
Приняв по собственной инициативе к проверке информацию о фактах массового нарушения прав колхозников, содержащуюся в статье Николая Безумова, я, как Уполномоченный по правам человека в НАО, естественным образом стал одним из субъектов этого процесса. Огонь разгоревшихся «страстей», как говорится, неоднократно испытал на собственной шкуре. Именно поэтому и проблемы и сельского хозяйства в округе в целом, и, особенно, все связанное с рыболовством, стали предметом моего постоянного и пристального внимания.
Плагиат или самоцитирование?
В силу указанных причин я с интересом ожидал публикаций к Дню рыбака в этом году. Ниже я хочу поделиться некоторыми соображениями на эту тему. Учитывая мой статус, как одного из высших должностных лиц округа, достаточное знание предмета, а также профессиональную обязанность достаточно дотошно разбираться в проблемах эти соображения и информация, которую я приведу, должны быть интересны всем в округе.
Из всех публикаций возьму итоговую - заметку Алексея Владова в «Няръяне вындер» от 14 июля 2009 года «СПК «Андег»: в числе лучших по стране!». Во врезе к статье содержится сообщение о том, что Всероссийский институт аграрных проблем и информатики подготовил очередной, десятый рейтинг крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции. В нем 49 новичков. 273-е место в этом списке отдано СПК РК «Андег». Прочитав заметку, я испытал ощущение того, что читал подобное ранее. И действительно 2 сентября прошлого года в региональной вкладке «Экономика Северо-Запада» Российской газеты был материал на аналогичную тему «Игра по-крупному» за подписью А. Руднева. В нем, в частности, сообщалось о том, что Всероссийский институт аграрных проблем и информатики составил рейтинг крупнейших российских производителей сельхозпродукции. В число трехсот лучших предприятий попал и руководимый Дитятевым колхоз «Андег». «Значение этого события, - по мнению Руднева, - трудно переоценить... кооператив стал единственным сельскохозяйственным предприятием из Архангельской области, попавшим в этот список».
Совершенно идентично начинается и заметка в «Няръяна вындер». Очевидно, что, несмотря на различные подписи под материалами, автор у них один. Как следует из обоих материалов, речь идет о так называемом рейтинге «Агро-300». Этот рейтинг и соответствующее место в нем СПК РК «Андег» часто фигурирует в официальных выступлениях, в публикациях генералов рыболовной отрасли округа, во время их общения с колхозниками. Делается это с одной целью - доказать, что СПК РК «Андег» - это круто. Алексей Алексеевич Дитятев, его председатель, а так же председатель Ненецкого рыбакколхозсоюза и т.д. и т.п., это тоже - круто! Недостатки, о которых так настойчиво и усиленно говорят и пишут недоброжелатели Алексея Алексеевича - это все ничто по сравнению с очевидными, признанными независимым, авторитетным и уважаемым экспертом в лице Всероссийского института экономическими достижениями признанного окружного рыбного авторитета.
О рейтинге клуба «Агро-300»
Поэтому остановимся на этом рейтинге подробнее. Готовит этот рейтинг Информационно-аналитический отдел АПК Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова Россельхозакадемии (Москва). Рейтинг состоит из нескольких разделов - «клубов»: собственно «клуб «Агро-300», в который включаются лучшие сельскохозяйственные организации России, и отраслевые «клубы» («Зерно-100», «Картофель-100», «Говядина-100» и т.д. - всего таких отраслевых клубов 10).
Как совершенно правильно указано в заметке Алексея Владова, рейтинг рассчитывается на основе среднегодовых данных за три года. Для расчета ученые используют базу данных Федеральной службы государственной статистики (Росстат), составленную по бухгалтерской отчетности крупных и средних сельхозпредприятий. За основу взяты всего два показателя: выручка от реализации сельхозпродукции и полученная от реализации этой сельхозпродукции прибыль. Среднегодовые данные за три года используются для нивелирования влияния на экономическую деятельность погодных условий. При расчете места в рейтинге сначала определялось место, которое занимает каждое сельхозпредприятие по каждому из двух указанных показателей в отдельности. Для этого все сельхозпредприятия ранжировались по каждому показателю. Потом места, занимаемые каждым отдельным предприятием по каждому показателю, складывались, и по полученной сумме проводилась ранжировка сельхозпредприятий по сумме занимаемых мест.
Методика проста до примитивности и в этом главный недостаток этого рейтинга. Он не учитывает массу существенных экономических показателей, договорных и кредитных отношений и т.п. И в силу этого его полное название - Рейтинг наиболее крупных и эффективных сельхозорганизаций за такой-то период - просто не соответствует действительности. В первую очередь в части эффективности. Так как любой мало-мальски сведущий в экономике и бухгалтерии производства человек знает о лукавстве выводов, вытекающих из указанных показателей. Предприятие может иметь прекрасные балансы с положительным сальдо и реально не иметь денег не только на зарплату, но и на оплату телефонов. А может по отчетам сидеть в минусах и перебиваться с хлеба на квас, но по факту кататься как сыр в масле.
Отраслевые рейтинги считаются чуть сложнее - по трем показателям. Кстати, отраслевого клуба «Рыба-100» в рейтинге нет. В силу действующих законодательных ограничений для опубликования рейтинговых показателей требуется согласие предприятия. Это, прежде всего, относится к показателям предприятий, входящих в отраслевые клубы. Как следует из таблиц отраслевых рейтингов, большая часть предприятий такого согласия не дала.
Фальшивое золото клуба «Агро-300»
Для чего были необходимы эти пояснения? Только для одного, чтобы дать представление о том, что присутствие того или иного сельхозпредприятия в рейтинге автоматически означает его «крупность», а тем более «эффективность». Козырять местом в рейтинге можно лишь перед непосвященной публикой. Увы, к таковой можно отнести и большую часть и чиновничества, и представителей бизнес-сообщества. Во вступлении к одному из таких рейтингов указано, что рейтинг адресован работникам министерств и ведомств, занимающихся выработкой аграрной политики, региональных органов управления АПК, руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий, фирм и организаций по переработке, снабжению, производству ресурсов для сельского хозяйства, а также торговых, кредитных и инвестиционных компаний. Остается надеяться лишь на достаточный профессионализм людей, занимающихся указанной деятельностью.
Теперь разберемся с секретом «экономического чуда» СПК РК «Андег». Во время проведения проверки по статье депутата Безумова, а также подготовки Спецдоклада по итогам ее проверки, я имел возможность познакомиться с большим количеством первичных документов, предоставляемых СПК РК округа и СПК РК «Андег» в окружную прокуратуру.
Секрет экономических показателей «Андега» - секрет полишинеля. Все семь рыболовецких колхозов округа связаны Договором о совместной деятельности (ДСД), заключенным в начале этого века. Они действуют в рамках простого товарищества. Эта организационно-правовая форма позволяет действовать без образования юридического лица. Оставим в этой части за рамками правовые вопросы внесения каждым колхозом своей доли судами, квотами и услугами, одобрения или неодобрения этих решений общими собраниями колхозников. Рассмотрим лишь результаты хозяйственной деятельности в рамках этого ДСД и организацию расчетов.
По решению товарищей (СПК РК округа) уполномоченным предприятием для всех расчетов со сторонними экономическими субъектами в рамках ДСД является СПК РК «Андег». Для этих целей используются расчетные банковские счета «Андега». Именно движение этих средств, то есть средств ВСЕХ семи рыболовецких колхозов отражается в сводной статистической отчетности, фиксируемой Росстатом. Это относится и к выручке, и к прибыли, полученной от реализации сельхозпродукции.
По условиям ДСД доля прибыли каждого СПК РК составляет 14% (грубо говоря, одну седьмую часть). Так что по-хорошему все показатели «Андега» необходимо делить на семь. В этом случае, как говорят, место в рейтинге клуба «Агро-300» СПК РК «Андег» лишь улыбнется из лучезарной высоты. Правда, в реальности всю славу получает лично Алексей Дитятев, а всем остальным председателям остается лишь утереться. Следствием этого стало фактически монопольное положение и его «Андега» в сфере рыбодобычи в округе. Он практически единолично контролирует все рыбоучастки на реке и внутренних водоемах округа, также практически единолично контролирует прибрежный и морской лов. Сравнивая балансовые показатели СПК РК округа, другие экономические субъекты естественно всерьез в качестве переговорщиков не воспринимают других председателей ненецких рыболовецких колхозов.
Ситуация парадоксальная. СПК РК «Андег», являясь фактически рыболовецким рантье, имеющим около 30 членов СПК, ни один из которых не занят выловом, переработкой водных биоресурсов, не имеющим ни одного добывающего или самостоятельного перерабатывающего предприятия на территории одноименного сельсовета, является передовиком капиталистического производства, пользуется льготным налогообложением, имеет всю земную славу наиболее крупного и эффективного сельхозпредприятия округа и Архангельской области! Такой огромный красивый экономический мыльный пузырь.
Позапрошлогодний снег
Теперь вновь вернемся к заметке в «Няръяна вындер». Здесь хочется заострить внимание на качестве чисто журналистской работы. Замечу, что вся информация почерпнута мной с официального сайта Всероссийского института им. А.А. Никонова (http://www.viapi.ru/). Если судить по информации о рейтинге «Агро-300» на указанном сайте, то последним по времени является одиннадцатый, а не десятый по счету рейтинг. Одиннадцатый рейтинг охватывает период времени 2005-2007гг. Тоже, в общем, не самой последней свежести. Выдаваемый Алексеем Владовым, как очередной, десятый рейтинг охватывает период 2004-2006гг. И уж если такой восторг у автора вызвало 273 место СПК РК «Андег» в рейтинге из 300-т возможных, то представляю, какая эйфория должна была охватить автора от ознакомления с одиннадцатым рейтингом, где «Андег» подскочил вверх аж на 100 пунктов, переместившись с конца списка в его середину на 173 место.
Справедливости ради огорчу автора тем, что СПК РК «Андег» является не единственным сельхозпредприятием Архангельской области в рейтинге. В 10-м рейтинге в отраслевой рейтинг клуба «Картофель-100» вошло ЗАО «Хаврогорское» из Холмогорского района, а в 11-м рейтинге в отраслевой рейтинг клуба «Мясо птицы-100» вошло неназванное предприятие Няндомского района - Няндомская птицефабрика. Ради той же справедливости отмечу и то, что других СПК РК, кроме «Андега», ни в одном, ни в другом рейтинге нет.
В силу необходимости семикратного уменьшения оцениваемых в рейтинге экономических показателей СПК РК «Андег» также не могу согласиться с восторгами автора об исключительном месте колхоза «среди всех двухсот остальных рыболовецких колхозов России». Наверное, «все остальные» двести РК России, либо почестнее, либо не такие хитрые. Оставлю без комментариев часть заметки, где автором производится надувание пиаровского мыльного пузыря в интересах хитрых. Отмечу дальше лишь одну новеллу автора из плагиата или самоцитирования материала в прошлогодней «Российской газете», упомянутой выше.
К стандартным повторяемым из публикации в публикацию, из выступления в выступление изречения А.А. Дитятева о том, что «в трудные времена мы сумели сохранить флот, а затем умело маневрировали техникой и ресурсами», прибавилось нечто новое - признание заслуг всех 7 рыболовецких колхозов округа, которые «объединили свои усилия по вылову рыбы и получили этот результат». Очевидно, генералы отрасли учли критические замечания в имевшей место в прошлом году публичной полемике. Это подтверждают и другие июльские публикации в «Няръяна вындер», приуроченные ко Дню рыбака этого года. Все рыбные генералы как один вдруг вспомнили не только о собственной выгоде, но и о социальной составляющей - о рабочих местах. Именно поэтому позволю себе усомниться в однозначном утверждении Дитятева из заметки о том, что «все-таки приятно осознавать, что мы выбрали правильный путь развития производства. Это придаст нам новые силы в дальнейшем». Сомнения мои состоят в том, что Дитятеву и другим председателям СПК РК возможно и приятно осознавать выбранный ими путь развития производства, а вот о том, приятно или нет это осознание членам их колхозов, жителям села, вопрос весьма и весьма спорный.
Рекомендации редакции «Няръяна вындер»
В соответствии с окружным законом об Уполномоченном в мои права входит делать заключения и давать рекомендации. Поэтому, пользуясь этим правом, настоятельно рекомендую редакции «Няръяна вындер» поменять подход к освещению проблем рыболовной отрасли в нашем округе. Как гласит восточная поговорка, сколько не говори «халва» - во рту слаще не станет. Если человек заболел, его надо лечить. Это бывает больно. А бывает и мучительно больно. Обезболивающие средства без лечения загоняют болезнь вглубь и позволяют ей вести свою разрушительную деятельность. Без лечения человек либо станет неизлечимым калекой, либо умрет. Наверное, уже хватит освещать ситуацию только с одной стороны, навязывать и оправдывать лишь мнение одной стороны - местных генералов рыболовной отрасли. Пора, наверное, и проверить факты, посмотреть, сколько бюджетных денег округ вкладывает в СПК РК, а правильнее сказать, вливает в колхозы, и сколько денег от них возвращается в виде налогов в бюджет. Интересно посмотреть динамику занятости на селе по годам, динамику численности колхозников, посмотреть на участие колхозов в развитии социальной сферы сел и деревень. Показать колхозников на производстве! Показать эти производства! Особенно производства экономического сельскохозяйственного флагмана округа - СПК РК «Андег» и его передовых производственников - рыбаков, работников рыбопереработки! Спросить у рядовых селян их оценки и их мнение о состоянии дел в их СПК. Перестать быть зеркалом для самолюбования рыболовецкого колхозного генералитета.
Заключение
В заключении хочу отметить следующее. Как бы красиво и оптимистично не представлялась ситуация в рыболовецкой отрасли и в СПК РК округа на страницах газеты, да и в других местных СМИ, реальная ситуация не благостна.
Окончание срока своих полномочий депутат Совета Заполярного района Николай Безумов встречает без работы и без шансов ее получить. По обращению председателей семи рыболовецких колхозов округа Политсовет Ненецкого регионального отделения партии «Единая Россия» исключил его из своих рядов.
Вопрос о выражении недоверия к Уполномоченному по правам человека в НАО и досрочному прекращению его полномочий, оставленный в наследство депутатам окружного Собрания этого созыва их предшественниками с повестки дня не снят, и рано или поздно будет рассмотрен на одной из сессий СД НАО. Выполняя наказ одного из рыбных генералов округа Николая Быхана, окружного депутата предыдущего созыва и председателя СПК РК «Победа», его нынешние коллеги сократили численность Аппарата Уполномоченного с шести до четырех человек, что в принципе ставит под сомнение возможность исполнения Уполномоченным возложенных на него законом функций и задач.
Вновь назначенный глава администрации Ненецкого автономного округа и его заместители проявляют к теме интерес, но, судя по ситуации, им пока не до этих проблем из-за мирового финансового кризиса.
Прокуратура усиленно занимается вопросами совершенствования окружного закона об Уполномоченном и проверкой информации об Уполномоченном и его деятельности, содержащейся в колхозных корпоративных изданиях, и демонстративно игнорирует информацию о признаках серьезных преступлений рыбными генералами округа, содержащуюся в Спецдокладе и Ежегодном докладе Уполномоченного. Милиция в недоумении молчит.
Председатели СПК РК округа, не чувствуя противодействия ни от власти, ни от правоохранительных органов стремительно идут по пути «рантьетизации» своих колхозов, отработанному в СПК РК «Андег». Дорезают последних коров, закрывают фермы, выкидывают людей на улицу, вынуждают колхозников выбирать свои паи и выходить из колхозов. Рыбаки повсеместно, чтобы иметь хоть что-то для прокорма, «идут» к «хозяину» Печоры, лидеру и передовику отрасли - А.А. Дитятеву, который «разрешает» им ловить рыбу на «своих» рыбоучастках, скупая ее за полкопейки и дешевле. У него и председателей СПК РК и холодильники, и суда для вывоза рыбы, и весь морской флот - все, что до этого колхозники заработали все вместе своим тяжким трудом. Зачем рыбным генералам свои колхозные рыболовецкие бригады и артели, когда можно использовать практически рабский труд мужиков, бывших колхозников, работающих фактически «за еду». Кто может, уезжает из деревень и увозит детей. За этой гранью - закрытие детских садов, школ и умирание сел и деревень... Все. Занавес!
Борис Дульнев, Уполномоченный по правам человека в ненецком автономном округе