«Это первый серьезный шаг ГИБДД навстречу водителям. Ранее все инструкции и нормативно-правовые акты, регламентирующие действия сотрудников ДПС, носили разрозненный характер, и нередко инспектора ДПС сами недостаточно в них ориентировались, что приводило к необоснованным и неправомерным действиям с их стороны, - комментирует новый Административный регламент адвокат. - Разрабатывался данный документ 2 года, и в его разработке, что не может не радовать, принимали участие также правозащитники, под влиянием которых были внесены более 200 поправок».
Александр Тонконог выделяет несколько, на его взгляд, самых интересных моментов вышеуказанного регламента.
П. 19 - «В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку». «Отдельный пункт про тактичность и вежливость со стороны сотрудников относится к разряду «о наболевшем» и должен быть выученным сотрудниками наизусть», - считает адвокат. - Отдавать честь теперь сотруднику не обязательно, наверное, по мнению разработчиков, водители не заслуживают такого «высокого» обращения».
П. 21. «Обращение к водителю транспортного средства должно осуществляться, как правило, со стороны места нахождения водителя. При наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и других) сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны транспортного средства».
«Такое новшество продиктовано, прежде всего, безопасностью сотрудника ДПС. Дело в том, что автомобиль, нарушивший ПДД, как правило, останавливается на проезжей части дороги или обочине. Естественно, сотруднику не очень удобно стоять на проезжей части дороги и подвергаться опасности от проезжающих мимо машин», - поясняет А.Тонконог.
«Очень интересными выглядят п.24 и п.25 про видеосъемку, - отмечает адвокат: «П.24. Сотрудник при общении с участниками дорожного движения, за исключением случаев, запрещенных законодательством, имеет право использовать видео- и звукозаписывающую аппаратуру. П.25. Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись».
«В последнее время ролики из интернета про "общение" водителей с инспекторами ДПС стали поводом для нескольких громких разбирательств, связанных с превышением должностных полномочий, - напоминает адвокат. - Сотрудники ГИБДД при виде видеокамеры в 95 случаях из 100 начинают вести себя неадекватно и, порой, применяют физическое насилие в отношении водителя. Теперь видеозапись официально разрешена, и сотрудникам ДПС придется смириться с тем, что все их действия записываются и могут быть использованы в дальнейшем. Появляется фактор, который будет сдерживать, простите за тавтологию, несдержанных сотрудников».
Спорным, с точки зрения адвоката, является п.34 «Сроки исполнения сотрудниками административных процедур (действий) должны быть минимально необходимыми для их осуществления исходя из конкретной обстановки». «Минимально по времени» - очень субъективное понятие, ведь сотрудник ГИБДД может ссылаться на то, что 1 час для составления протокола - для него это тот минимум, который ему требуется в данной «конкретной обстановке». Справедливости ради, надо отметить, что можно обжаловать такие действия сотрудников, о чем в регламенте очень подробно описано.
Появляется понятие «контроль за движением в скрытой форме», таким образом «засады в кустах» узакониваются в п.43 регламента. Устранены спорные вопросы, связанные с тем, что сотрудник ДПС в буквальном смысле появлялся из ниоткуда с радаром, на котором зафиксирована ваша скорость.
К патрульным автомобилям также отнесены и автомобили скрытого контроля - без специальной окраски. Но если раньше сотрудники могли осуществлять остановку участников движения на них, то сейчас это возможно только при применении автомобилей со спецокраской, либо сотрудником в форменной одежде.
Вводит в смятение то, что в следующем п.44 закреплено, что сотрудник ГИБДД, работая на машине с цветографической лентой и «мигалкой», не вправе укрывать указанные специальные средства обозначения от взора водителя, путем открытия задней двери багажника, либо иным способом. На лицо противоречие двух норм - по одной разрешен «скрытый» контроль, по другой запрещено ограничивать видимость того, что машина сотрудника ДПС таковой является.
П.46 говорит о том, что использование сотрудником технических средств, не предусмотренных табелем, не допускается. Таким образом, фиксация нарушения ПДД на личный мобильный телефон или видеокамеру инспектора будет являться недопустимой. Данное новшество может иметь далеко идущие последствия, так как сейчас в судах находятся масса административных дел, связанных с лишением водительских прав. Если следовать логике данного пункта, то съемки ненадлежащим техническим средством не могут быть приобщены к материалам дела.
Регламент разделяет понятия алкогольного опьянения и просто опьянения, во втором случае подразумевается наркотическое опьянение. Довольно четко прописана процедура самого освидетельствования, что также благотворно повлияет на качество административных материалов, оформляемых сотрудниками ДПС.
Это первый документ, в котором четко прописана разница между осмотром и досмотром. Осмотр - это визуальное обследование автомобиля и перевозимого груза. Основанием для его проведения могут быть ориентировки, указания в рамках спецмероприятий, если есть подозрения, что груз не соответствует документам, или, что есть неисправности, при которых эксплуатация машины запрещена. При проведении осмотра никаких процессуальных документов не составляется, за счет чего экономится время, как водителя, как и инспектора. Таким образом, при осмотре руками сотрудник ДПС ничего трогать не имеет права. В случае отказа от осмотра проводится уже досмотр, который должен проводиться в присутствии двух понятых и с составлением соответствующего протокола.
«Как у любого нормативно-правового акта, у административного регламента есть «подводные камни», которые выявятся на практике, но, в целом, это довольно современный документ», - резюмирует адвокат.