«Руснорд» возник не на пустом месте. Весной 2003 года в Архангельске появился некто Алексей Василевецкий. В его компетенцию входило создать с нуля новое информационное агентство, что и было с успехом исполнено. «Русский Север» тогда взорвал скучное информационное пространство Архангельской области, но, просуществовав два года и отработав возложенные на него функции, должен был умереть.
Но умирать в наших планах не значилось. Наоборот. К тому времени мы уже знали, КАКОЙ должна быть журналистика «по-нашему», и КАКОЙ это ДРАЙВ, когда тебя читают именно потому, что у тебя ДРУГАЯ, СВОЯ точка зрения. Такая, как мы САМИ это чувствуем и понимаем.
Выжить было непросто. Нас «кинули» по классической схеме. Не могли не кинуть - агентство в том формате, в котором его понимали мы, было нафиг не нужно «кураторам». Мы жестко расходились с московскими учредителями. Юридически нас пытались «поставить на место», отбирая «раскрученное» доменное имя. Не вышло. Домен rsia.ru к тому времени нам и самим был не нужен.
Так, в ноябре 2005 года, родился ИА "RUSNORD" - от большого желания делать свое дело так, как это понимаем мы.
За время вынужденного простоя рядовые журналисты «Русского Севера» разбежались, кто куда, пришлось под «Руснорд» рекрутировать талантливую молодежь и натаскивать ее на работу в нашем формате.
Так сложилось, что мы достаточно быстро переросли просто новостийные рамки интернет - журналистики и окунулись в сферу информационных войн. На единственно возможной для нас стороне - защиты личности от насквозь коррупционной карательной машины.
Первым
нашим «подзащитным» стал губернатор Ненецкого автономного округа Алексей Баринов. Помните, как
всех потрясло известие о его аресте? Когда это произошло, мы ждали его в
прокуратуре, внизу, потому что у нас даже мысли не было о том, что человека
такого ранга, явившегося для дачи «объяснений», можно просто так взять и не
выпустить больше из кабинета следователя... Так сложилось, что мы в тот момент оказались единственными,
кого он мог просто по-человечески
попросить купить сигарет...
Баринов стал ПЕРВЫМ региональным руководителем в России, на примере которого
карательная система показала свое лицо -
жестокое и беспринципное: после Баринова
идти против системы желающих в России не осталось.
С того самого момента «RUSNORD» фактически становится единственным средством массовой информации, объективно освещающим ход судебного следствия по делу бывших руководителей АГД (по ненецким делам Баринова прокуратура так и не смогла родить ничего толкового).
Параллельно вокруг агентства возникло некое движение извне. Нам поступило предложение реорганизоваться в дочернее предприятие федерального Интернет-ресурса «Росбалт» при финансовой поддержке владельца АЦБК, в то время депутата Госдумы от партии власти Владимира Крупчака. Причём на словах за нами оставалась максимальная свобода в выборе редакционной политики. На пару месяцев «Руснорд» даже изменил своё название, за что мы до сих пор чувствуем вину перед своим детищем.
Сначала всё складывалось настолько хорошо, что само собой закладывало подозрение в истинных целях новых партнёров. Костяк коллектива обхаживала куратор от «Росбалта» Ольга Крупенье, куролесила по ресторанам представительница интересов Крупчака Милена Авада. Они же неустанно пели журналистскому коллективу оды восхищения их профессиональными талантами. Даже я, старый битый пень, в какой-то момент расслабился и утратил бдительность...
Разумеется, мы не избежали рейдерского захвата по самой, что ни на есть, классической схеме. Это был жесткий, но очень нужный нам урок.
Тогда
лишь чудом удалось выдернуть из лап «Росбалта» нашу же собственную оргтехнику и
архивы.
Потом, когда все утряслось, захватчики сами же и проговорились: операция по
ликвидации ИА «RUSNORD» была затеяна с одной единственной целью - заткнуть рот
последнему «бариновскому рупору». Когда мы отказались ставить на сайт «мочильные»
материалы против Алексея Викторовича и
его людей, маски были сняты...
Рейдерство, к счастью, удалось лишь в части материальной, домен rusnord.ru оставался за нами, а в старом офисе была проплачена аренда за несколько месяцев вперёд, и буквально через несколько дней мы возобновили работу.
После этого второго «воскресения» в наш адрес посыпались не только проклятия, но и угрозы скоро заточения в СИЗО - «за своим дядей Лёшей пойдёте!». Прошло всего-то четыре года, и где тот «Росбалт-Север», где Крупенье, где Крупчак с Авадой? А «Руснорд» - вот он, жив курилка!
С той поры мы находимся полностью в автономном плавании. Не густо, иногда даже пусто. Зато сами вправе выбирать себе темы и партнёров, и совесть засыпать не мешает. Много у нас в области журналистов, которые могут похвастаться тем же?
Так случилась, что молодёжь, которую мы воспитали для «Руснорда», в период безвременья разошлась в разные стороны. И каждый нашёл своё место в профессии, ни за одного не стыдно, практику-то у нас проходили. Чем и гордимся по праву.
Старый спор - дороги нас выбирают или мы дороги? В случае «Руснорда» всё произошло само собой. Мы заняли ту нишу, которая никогда не останется пустой.
Сначала защищали Баринова. Потом в СИЗО оказался Илья Азовский. Как ни противно, но тогда с ужасом пришлось признать - от журналиста, закатанного в тюрьму по «заказу» олигарха, тогда еще находившегося в фаворе, отвернулись большинство коллег. В такой ситуации - и это наша позиция, которая со временем не поменялась, - надо подставить плечо и помочь.
То же самое произошло в ситуации с мэром Архангельска Александром Донским, с которым до этого нашу редакцию связывали далеко непростые отношения. Но разве могли мы молча смотреть на то, как расправляются, пусть и со странным, неоднозначным, но законно избранным главой нашего города? Тем более, навешивая на него обвинения, над которыми то ли смеяться хочется, то ли плакать. По сути, происходил тот же рейдерский захват, какому мы подверглись за год до этого. Донской нуждался в помощи, и мы были рядом.
Кстати, все три перечисленных «постояльца» архангельского СИЗО в скором времени вышли на свободу, кто полностью реабилитированным, как Азовский, кто, как Баринов и Донской, получив по приговору суда лишь условные сроки. И то только потому, что наша судебная система работает исключительно с обвинительным уклоном. Это к вопросу об эффективности нашей деятельности и силе печатного слова.
Во время тюремной эпопеи Баринова мы обрели серьезных врагов. И в Кремле, и в одной из нефтяных компаний, и в федеральных структурах.
Кое-кто из НЕ-местных тогда, в 2007-м, пообещал нам «большие неприятности» за то, что «слишком бОрзые». «Неприятности» не замедлили последовать - судебные иски, приставы, маски-шоу, дознаватели... Отголоски вспыхивают до сих. Но мы к ним привыкли.
Так, Алексей Викторович, еще будучи главой НАО, буквально «послал» полпреда Клебанова за его высказывание о том, что не надо для ненцев ничего делать, - они сами вымрут. Несмотря на то, что рассказ об этом звучал в зале суда при огромном количестве свидетелей, а в саму новость был вложен аудиофайл, суд о защите подорванной нами чести и достоинства Клебанова сделал нас «клеветниками». Что ж... С нас не убудет. Мы гордимся тем, что можем противостоять тем, перед кем трепещут остальные.
Во всей истории этих противостояний есть огромный плюс: освещая «дело Баринова» мы автоматом попали во все федеральные мониторинги, и с тех пор о событиях в Архангельской области, несмотря на «лямур» с губернатором 99% СМИ региона, Москва узнает из наших уст.
За пять лет, мы нажили не только врагов в органах власти и среди правоохранителей. Друзей, слава Богу, оказалось намного больше. Кто-то помогал нам, кому-то помогли мы. Реальная Правда, именно так, с большой буквы, а не разъяренно-обвинительный релиз прокуратуры, растиражированный десятком прикормленных СМИ, различными, иногда очень окольными путями, доходила до нас и появлялась на сайте. За эту Правду нас одни любят, другие - ненавидят.
Удивительно, но мы нашли очень много друзей практически во всех «закрытых» для прессы структурах власти. Мы одинаково просто вставали на сторону правды, как защищая граждан от заказных посягательств милиции, так и защищая честных милиционеров от обвинений высокопоставленных коррупционеров. На деле выяснилось, что у нас есть огромное количество друзей во власти, с которыми мы никогда не были знакомы, хотя и догадывались об их существовании. Возможно, благодаря именно их «тихому» покровительству, а иногда и прямому вмешательству в нашу судьбу, нам удалось не сломаться и преодолеть все препятствия.
Долгая оппозиция «пинцетному» первому лицу области Николаю Киселеву наложила определенный отпечаток и на нашу дружбу с местными политиками. В самый разгар противостояния доходило до того, что очень не многие из депутатов и бизнесменов решались публично заявлять о знакомстве с редакцией. О встрече с журналистами агентства в публичном месте - например, в кофейне не могло быть и речи.
В здании администрации области сайт www.rusnord.ru оказался под жестоким запретом. Отчасти - это увеличило наш рейтинг. Нам известны случаи, когда работники обладмина подключали компьютеры через мобильных операторов, приносили с собой личные ноутбуки с одной единственной целью - читать Руснорд в рабочее время и быть первыми в курсе всех главных скандалов области.
Это ли не похвала нашей работе?
Не удивительно, что с каждым годом количество постоянных читателей RUSNORDа неуклонно растет. Сейчас универсальный интернет-счетчик показывает примерно 38 тысяч уникальных постоянных читателей. Надеемся, что рано или поздно, доступность Интернета для жителей увеличит эту цифру до 50 и до 100 тысяч. Тогда можно буде сказать и «стоп». Больше в Архангельской области активных читателей новостей просто нет.
По большому счету, за эти пять лет в области нельзя назвать более-менее крупного скандала, который бы прошел без участия Руснорда. Одностороннему видению ситуации (а именно, видению из «дома c оленем»), которое демонстрируют подавляющее большинство СМИ региона последние несколько лет, всегда противопоставлялась точка зрения другой стороны на Руснорде. Мы и сейчас всегда открыты для тех, кто не может пробиться со словами Правды в прогубернаторские СМИ.
Отдельно о Киселёве. Благодаря «весёлому молочнику» я сам ненадолго оказался на скамье подсудимых, пока губернатору не подсказали, что гонения на журналистов могут окончательно погубить его реноме. Но весёлое же было время! Бывшие работники областной администрации вспоминают, как каждая рабочая неделя на втором этаже здания начиналась с воплей НИКа, потрясающего распечатками Итогов недели и нашей гостевой книги - «кто-нибудь да заткнёт рот этому «Руснорду»?!». Чуть поостыв, он же хвастался перед подчинёнными - «это меня заказали враги!». Да кому он был нужен, кисломолочный? Просто не всё можно измерять в денежном эквиваленте, есть такое понятие, как гражданская позиция. Согласитесь, стыдно и противно жить в регионе, которым руководит этакое НИЧТО.
В те времена на «Руснорд» так и сыпались иски по защите чести и достоинства разных VIP-персон. Что самым положительным образом сказалось на нашем имидже, а так же закалило в борьбе. Последний бой «Руснорд» дал Киселёву, когда эту «хромую утку» выдвигали в сенаторы. И если через депутатов его кандидатуру продавили, то председатель Совфеда Сергей Миронов вчитался в присланный ему номер печатного дайджеста «RUSNORD» и не захотел сидеть в одном зале с человеком настолько сомнительной репутации. Эту маленькую победу мы тоже занесли на свой счёт, уж извините за такую нескромность.
Как же мы ждали того момента, когда «кисломолочная эра» отойдёт в прошлое. И как обломались, когда на смену был высажен десант «якутских туристов». Теперь Михальчук и его «команда» стали главными персонажами наших критических материалов. Поверьте на слово, бороться с исполнительной властью для нас отнюдь не самоцель. Но кто-то же должен противостоять той нахрапистой наглости, с которой сегодня проводятся рейдерские захваты последних из оставшихся успешных бизнесов, прямо говорить о фактах коррупции, кто их «крёстный отец» и вдохновитель. Тех, кто встаёт с высунутым в готовности языком в очередь в известный кабинет, с лихвой хватает и без нас. Мы же будем продолжать начатое дело до конца.
Сегодня хочется вспомнить о тех, кто был рядом с нами в те трудные, но такие заводные и интересные времена. Прежде всего, о профессоре Дмитрии Несанелисе, тесное сотрудничество с которым принесло «Руснорду» налёт респектабельной академичности. Теперь наш друг реализует свои таланты в «Лукойл-Коми», но не оставляет «Руснорд» своим вниманием.
Сегодня мы хотим сказать «спасибо» всем, кто в эти пять лет был с нами, - техническим создателям «Руснорда» Алексею Пашину и Сергею Нагдасеву, системному администратору Михаилу Боровому и пришедшему ему на смену Евгению Шубину, журналистам Алексею Герасимову и Олегу Магличу, лучшему в нашей жизни фотографу Николаю Гернету, всем нашим «детям» - за сотрудничество и пожелать всем удачи на выбранном ими пути.
А теперь подведем итоги нашей первой руснордовской пятилетки:
Многократно увеличился круг наших друзей и единомышленников (врагов, соответственно, тоже).
Мы утвердились в правильности выбора профессии и пути в ней, стараемся совмещать журналистику с правозащитной деятельностью (последнее без фанатизма).
Нас научили не бояться (точнее - напрочь отбили боялку).
Мы поняли, что, кроме денег, есть принципы, которые стоят того, чтобы их передать своим детям.
Мы уверовали в то, что наших постоянных читателей интересуют не только местные, но и федеральные, а так же международные события (в отличие от позиции местечкового мелкотемья, исповедуемого большинством архангельских СМИ).
А ещё мы верим, что Архангельская область заслуживает лучшей доли, соответственно, и руководителя, иначе какой был бы смысл здесь жить и работать?
Но главное для нас то, что за прошедшие пять лет костяк «Руснорда» из коллег и партнёров превратился в близких друзей, практически в членов одной семьи. Теперь и жить веселей, и выжить проще.
Так сдвинем, друзья, бокалы! Самое интересное только начинается...
Леонид Черток,
главный редактор ИА "RUSNORD"