Пассионарный толчок - это термин, придуманный Львом Гумилевым, поэтому, для понимания ситуации, в дальнейшем тексте статьи мы будем приводить цитаты из его произведений, которые станем выделять курсивом, а в скобках станем давать наименование соответствующего произведения.
Версия №1. Пассионарный толчок был недавно
Сложнее всего исследовать конечные и особенно начальные фазы этногенеза из-за специфики работы хронистов («Этногенез и биосфера Земли»).
Как видим, начальную фазу этногенеза наиболее сложно исследовать, а значит и просто зафиксировать.
Вывод по версии №1: возможно, что предположение Захара Прилепина является верным, и на Украине недавно произошел пассионарный толчок.
Версия №2. Война на Юго-Востке Украины - это завершение фазы надлома
Восемнадцатый век стал последним столетием акматической фазы российского этногенеза. В следующем веке страна вступила в совершенно иное этническое время - фазу надлома. Сегодня, на пороге XXI в., мы находимся близко к ее финалу... это означает, что России еще предстоит пережить инерционную фазу - 300 лет золотой осени, эпохи собирания плодов, когда этнос создает неповторимую культуру, остающуюся грядущим поколениям! (От Руси до России»).
Оставшиеся в живых пассионарии примыкают либо к одной, либо к другой группировке и таким образом истребляют друг друга в гражданских войнах, являющихся неизбежным атрибутом фазы надлома («Этногенез и биосфера Земли»).
Итак, Гражданская война в России 1917-1922 годов - это неизбежный атрибут фазы надлома, которая завершится в начале XXI века, поэтому можно предположить, что боевые действия на Юго-Востоке Украины являются неизбежностью надлома.
Вывод из версии №2: гражданская война на Украине, которая сейчас происходит на Юго-Востоке страны, является неизбежностью существования этноса в фазе надлома.
Общий вывод по статье: необходимы такие исследования этнографов, которые дадут ответ на вопрос: «Когда был пассионарный толчок, послуживший началом формирования украинского этноса?».
(на фото: Захар Прилепин)
Константин Шемелинин, крымский писатель и общественный деятель