Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Почем «Хаттон» из оффшора, или почему нефть Арктики начинается на Каймановых островах

На самом деле к платформе не имеют имущественного отношения ни Севмаш, ни Норвегия. Платформа вообще не норвежская! А Севмаш «Хаттон» вообще не приобретал! Вот такое предисловие. Круто? Дальше будет еще загадочнее и интереснее. Верхнее строение списанной норвежской нефтебуровой платформы «Хаттон» было доставлено на акваторию Севмашпредприятия еще в августе минувшего года. Здесь эту часть «Хаттона» намереваются использовать при строительстве морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная». Купил «Хаттон» для достройки «Приразломной» могучий «Севморнефтегаз», который это строительство курирует и финансирует. Однако через некоторое время, уже после начала работ, севмашевцами было неожиданно установлено, что на верхнем строении «Хаттона» имеются радиоактивные источники, работа с которыми требует соблюдения дополнительных мер радиационной и экологической безопасности. Дальше - больше: чем дольше идут работы на «Хаттоне», тем больше проблем. Так, по словам одного из работников отдела ядерной и радиационной безопасности Севмаша, в системе пожарной сигнализации в качестве детекторов используются радиоизотопные извещатели - их более 300. По своим параметрам они относятся (если руководствоваться российскими документами, в частности, «Основными санитарными правилами обеспечения РБ»), эти извещатели относятся ко второй группе опасности. Интересно, что во время приема севмашевцами «Хаттона» от норвежской стороны не было даже обнаружено никакой документации, в которой были бы указаны места расположения и точное количество этих самых пожарных извещателей. По словам нашего источника, на верхнем строении «Хаттона» смонтировано и другое технологическое оборудование, нашпигованное природными радионуклидами с активностью, превышающей допустимые нормы. Вот конкретный пример: внутри сепараторов, предназначенных для очистки поступающих из нефти сопутствующих природных материалов (типа песка и глины), есть радионуклиды, активность которых значительно выше нормы. Анализ отобранных проб, проведенный отделом ядерной и радиационной безопасности Севмаша, выявил присутствие на внутренних поверхностях этих сепараторов, а также некоторых трубопроводов, присутствие естественных радионуклидов, в основном радия-226 и тория-232. Извечные русские вопросы «кто виноват?» и «что делать?» в данном случае настолько размазаны по ситуации вокруг «Хаттона», что проще их сформулировать иначе: «Почему русские не спросили?» и «Почему норвежцы промолчали?» На момент покупки и последующей транспортировки в Россию на «Хаттоне» отсутствовал акт о радиационном обследовании. Впечатление такое, что норвежцы и сами не знали о том, что на «Хаттоне» опасно. Впрочем, по мнению некоторых севмашевцев (кстати, все заводчане, с которыми мне пришлось говорить на эту тему, слезно просили не упоминать их фамилий и даже имен – «как бы чего не вышло»), акт просто «замылили», пытаясь «спихнуть» нашпигованную радионуклидами старую платформу. Но, судя по той информации, которую мне удалось собрать, при приобретении российскими представителями из ЗАО «Севморнефтегаз» (они курируют на Севмаше постройку «Приразломной»), у норвежской стороны вообще не были затребованы документы о радиационной обстановке на платформе. Короче, все промолчали. Одни радовались, что «спихнули» «Хаттон» да еще за деньги, другие радовались, что получили готовую верхнюю часть «Приразломной». Замкнутый круг... Впрочем, в любом замкнутом круге есть дырка. Вот, например, примечательный документ на двух языках. «Bill of sale» - это, судя по переводу, «Меморандум о соглашении». 22 августа 2002 года документ зарегистрирован в Норвежской ассоциации судовых брокеров. Цитирую: «Монитор ТЛП Лимитед Компани», зарегистрированная и существующая по законам Каймановых островов (!) с регистрационным адресом: Хантло Билдинг, 75, Форт Стрит, а-я 1350, Джи-ти, Каймановы острова, согласилась продать... за $ 67.000.000...ЗАО «Севморнефтегаз», зарегистрированному в РФ, ... верхнее строение от платформы с натяжными опорами «Хаттон ТЛП», включая запчасти... Построено в 1984 году предприятием Хайленд Фабрикейторс (Мак Дермотт, Шотландия, Великобритания... Флаг: Норвегия... Место регистрации: Берген, Норвегия... Место утилизации: Ставангер, Норвегия...». Ну ничего себе - путь покупки! То есть платформа, построенная в Англии, зарегистрированная на далеких Каймановых островах (типичный оффшор: и новым, и уже старым русским это слово хорошо знакомо), ходила под флагом Норвегии, пришла в Ставангер на утилизацию, а тут ее «добрые русские» по цене металлолома купили, особо не разбираясь, что там внутри. Может быть, я и ошибаюсь, но в российской прессе все-таки озвучивались другие цифры, не 67 «лимонов баксов», а несколько поменьше. Так что эта часть истории с покупкой «Хаттона» (теперь уже окончательно читатель запутался, да?) еще ждет своего комментария. Я, например, исследуя документы на двух языках, читая сайты на трех языках (информация про «Хаттон» есть еще и на испанском!), уже начал переходить на четвертый язык, на русский матерный... Во всяком случае, на англоязычном сайте компании "Kerr-Mc-Gee North Sea (UK) Limited" последнее сообщение гласит: «Хаттон ТЛП», крепивший мощь США (?) на протяжении 15 лет, будет утилизирован в Ставангере, Норвегия...» Это как бы косвенное подтверждение того, что русские купили заведомый металлолом. И теперь никаких претензий по части содержащейся на «Хаттоне» «грязи» предъявить не смогут никому... Интересно, что фирма Kerr-Mc-Gee North Sea (UK) Limited, судя по информации на ее корпоративном сайте, «живет» вообще... в США, в Оклахома-Сити. Уф-ф, как все запутано в мире бизнеса. Голову сломаешь. Лучше вернуться к экологическим реалиям. В общем, на сегодняшний день специалистами Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН-58) радионуклиды, обнаруженные на «Хаттоне», классифицируются как радиоактивные отходы, ввоз которых на территорию России запрещен. По информации заводчан, на «Хаттоне» есть еще и куча емкостей с токсичными промышленными отходами. Что это за отходы - пока устанавливается в заводской лаборатории Севмаша. Но воняет неведомая пакость сильно, и людей после «нюхания» сильно тошнит... Интересно, что ситуация с «Хаттоном» как бы «наступила на хвост» и российской таможне. Оказывается, мурманские таможенники при оформлении «Хаттона» особо не вникали, какой же именно «подарок» от норвежцев они оформляют. Нет, особых нарушений таможенных законов не наблюдается. Просто таможня «дала добро», не спрогнозировав ситуацию. Ну не могли же мурманчане, проверяя «товар» от жутко экологически озабоченной Норвегии, даже представить, что уже после начала работ на «Хаттоне» всплывут какие-то радионуклиды и пакость промышленного происхождения. У меня есть копия письма главного государственного санитарного врача ЦГСЭН-58 А. НЕКРАСОВА в адрес гендиректора ЗАО «Севморнефтегаз» И. ЧЕРНОВА, где указано на нарушение как минимум пяти российских нормативных актов об обеспечении радиационной и экологической безопасности. И главное - санитарным врачам (и экологам) не представлен акт полного радиационного обследования помещений жилого и технологического комплекса «Хатона». Нет и санитарно-эпидемиологического заключения о возможности работы на «Хаттоне». И последнее (а впрочем, может, продолжение еще последует?). На днях Санкт-Петербургский эколого-правозащитный центр разослал как бы черновик материала, который вскоре выйдет в журнале «Экология и право». Речь не только о «Хаттоне», но и в целом о проблеме морской нефти в России. Извините за длинную цитату, но уж дюже интересно. Перед этой цитатой идет речь о разливах нефти на море. «Еще более удивительная картина открылась при анализе проекта обустройства добычи нефти на месторождении Приразломное в Печорском море… Чтобы не менять технические решения и не задерживать строительство платформы, в 2002 г. было решено купить платформу Hutton, построенную 18 лет назад американской фирмой Halliburton для работы в Северном море, и использовать ее верхнюю часть для МЛСП Приразломная, а опорную часть возвратить владельцу. А вот дальше начались загадки. По сообщению Мурманского обозрения (Murmansk review, 8, 2002, Prirazlomnaya Russian bottom, Norwegian top), получалось, что Севморнефтегаз, дочерняя компания Роснефти и Газпрома, купил платформу Hutton у норвежской компании. А потом транспортировал в Северодвинск на переделку на завод Севмаш. Причем купил за вполне конкретную сумму 67 млн. долларов и у вполне конкретной норвежской компании Monitor TLP Ltd.! Но следы последней, несмотря на усилия наших коллег из Bellona (Осло) Игоря КУДРИКА и северодвинца Андрея МИХАЙЛОВА, никак не обнаруживались. Норвежская Monitor TLP Ltd. не числилась в регистре норвежских же компаний. Более того, вдруг выяснилось, что Monitor TLP Ltd., в свою очередь, купила Hutton у американской компании Kerr-McGee, эксплуатировавшей ее в британском секторе Северного моря на месторождении Hutton. Но купила за сумму уже в 29 млн. долларов. И окончательно запутал всю историю обнаруженный в конце концов коллегами документ о сделке по покупке Hutton между ЗАО Севморнефтегаз и Monitor TLP Ltd. за 67 млн. долларов. Компания Monitor TLP Ltd. Оказалась зарегистрированной на Каймановых островах, а вот местом регистрации самой платформы значился Bergen в Норвегии. Тот самый Bergen, откуда приплыл и танкер Berge-Pioneer, компании Bergesen. Так кто же спрятал деньги в Разломе? Вопрос скорее риторический, ведь даже Счетной палате РФ, проводившей проверку налоговых выплат Роснефти на территории НАО, не удалось установить, куда уходит вторая половина от требуемой к уплате суммы. P.S. По сообщению Интерфакс-АНИ от 27 февраля 2004г., Севмашпредприятие (Северодвинск, Архангельская область) наконец-то завершило строительство первого (из 4 необходимых) блока кессонной части платформы Приразломная. Не успела Роснефть закончить строительство платформы, как вдруг неожиданно для всех, по сообщению ГТРК «Мурман» от 4 марта 2004 г., заявила о начале строительства нефтепровода Ярославль-Мурманск (МТС). Такая активность Роснефти настораживает. Компания, которая тратит деньги на покупку проржавевшего хлама вроде танкера Белокаменка или платформы Хаттон, проворачивая подобные сделки на Каймановых островах, вдруг берется за реализацию проекта, требующего высоких технологий и огромных затрат почти 4 млд. долларов! Настораживает еще и потому, что после Нефтегорского землетрясения (Сахалин, 1995 г.), сопровождавшегося разливом тысяч тонн нефти из-за порывов на нефтепроводах компании Сахалинморнефтегаз (дочерней структуры Роснефти), при ликвидации последствий нефть просто засыпали землей, пряча, так сказать, концы в землю. Что же будет, если подобная нефтяная авария случится на Арктическом шельфе или в Кольском заливе? Вдруг Хаттон развалится, а основную нефть к тому времени с Приразломного уже откачают и продадут? Получается, что концы спрячут в воду или под лед, а всю нефть просто выжгут, уничтожив природу?» Вот такая ошарашивающая цитатка. А дальше… Как говорится, доживем – увидим! Руслан ОГИБАЛОВ

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (242)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20